Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции инновационного менеджмента в кадровой работе

Принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе

Методы инновационного менеджмента - в кадровой работе - совокупность приемов, используемых:

1. - в области подготовки кадров;

2. - в области комплектации и использования персонала;

3. - в области сокращения персонала.

1. организация и проведение научно-аналитических работ в области развития кадровой работы государства, региона, отрасли, организации;

2. организация подготовки персонала, повышение его квалификации

3. поиск, набор, отбор кадров для организации

4. деловая оценка персонала

5. передвижение персонала внутри организации и др.

Классификация нововведений в кадровой работе

Кадровая реформа - крупномасштабное кадровое нововведение, направленное на кардинальное изменение или обновление кадрового потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития социально-экономических систем и структур.

Перестройка деятельности кадровых служб должна осуществляться по следующим основным направлениям:

1. обеспечение комплексного решения задач качественного формирования и эффективного использования потенциала персонала на основе управления всеми компонентами человеческого фактора - от начальной трудовой подготовки и профориентации молодежи до заботы о ветеранах труда и пенсионерах;

2. широкое внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки необходимых для организации работников. Проблема опережающей подготовки рабочих и специалистов для освоения новой техники и технологии требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров;

3. планомерная работа с резервом для выдвижения, которая в настоящих условиях должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационные передвижения руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях;

4. пересмотр подходов к обеспечению стабильности трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности персонала на основе совершенствования социально-культурных и нравственно-психологических стимулов;

5. обеспечение социальных гарантий в области занятости, что требует квалифицированного соблюдения порядка трудоустройства и переориентации высвобождаемых работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций;

6. переход от преимущественно административных методов управления кадрами к цивилизованным формам подбора, расстановки и оценки персонала, что влечет за собой умение применять методы психологического тестирования, социологические методы изучения общественного мнения и др.;

7. укрепление кадровых служб квалифицированными специалистами, повышение их авторитета, в связи с чем необходима система подготовки, переподготовки и повышения квалификации организаторов служб управления персоналом;

8. полное обновление научно-методического обеспечения кадровой работы, ее материально-технической и информационной базы.

Управление персоналом должно быть интегрировано в систему общего руководства и стратегического планирования. Речь не идет о смене ориентации кадровых служб. Наоборот, утверждается взгляд, что служба персонала должна определять стратегическое направление своей собственной работы, которое делает ее необходимым звеном в общей структуре управления.

Инновационный потенциал кадров организации - способность кадров:

1. - к позитивно-критическому восприятию новой информации;

2. - к приращению общих и профессиональных знаний;

3. - к выдвижению новых конкурентоспособных идей;

4. - к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач;

5. - к использованию знаний для практической реализации новшеств.

Инновационный потенциал работника - способность работника:

1. - к восприятию новой информации;

2. - к приращению своих профессиональных знаний;

3. - к выдвижению новых конкурентоспособных идей;

4. - к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач.

 

Новатор - человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные идеи или приемы в некоторой области деятельности.

Инноватор - специалист, активно участвующий в инновационном процессе, умеющий действовать в условиях неопределенности и риска, находить нетрадиционные решения проблем, обеспечивать высокую продуктивность и коммуникабельность.

От деятельности инноваторов более всего получают те организации, которые имеют разветвлённую систему поддержки своих энтузиастов и обеспечивают тем самым им успех.

Большинство инновационных организаций отличаются полнотой систем поддержки инноваторов, а инноватор занимает ключевое место в системе инновационного управления персоналом. К характерным чертам инноватора чаще всего относят способность активно участвовать в инновационном процессе, успешно действовать в условиях неопределённости и риска, находить нестандартные решения проблем, обеспечивать высокую продуктивность и коммуникабельность.

В качестве инноватора может выступать и учёный -«генератор идей», и конструктор, доводящий их до рабочих чертежей, и квалифицированный рабочий, выступающий с новаторским предложением по совершенствованию продукта или технологии, и менеджер, возглавляющий инновационный проект, и маркетолог, продвигающий новый товар на рынке инноваций.

Современный менеджмент признаёт необходимость дифференцированного подхода к инноваторам. В его основу закладывается типизация ролевых функций участников инновационного процесса. Поэтому принято выделять работников (или определённую потребность в них), которые:

1. Инициируют новые идеи как на стадии НИОКР, так и в ходе всего инновационного процесса (инноваторы - «генераторы идей»).

2. Обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической, коммерческой и прочей информации и распространяют её в организации (инноватор- «информационный привратник»).

3. Формируют условия для продвижения новых идей, ориентируют участников на конечный результат, выступают лидерами нововведений и постоянного обновления организации ( инноватор – интрапренёр).

«Генераторы идей» - важнейшие представители инновационного персонала. К их характерным особенностям относятся способность выдавать в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремиться к решению сложных проблем, независимость в суждениях, способность относиться негативно к навязываемым мнениям и ряд других. В качестве «генераторов идей» могут рассматриваться не только ведущие учёные и специалисты, но и инженеры, квалифицированные рабочие, выступающие с так называемыми «вторичными инновациями» (особенно это характерно для Японии), функциональные специалисты.

В западной литературе имеются различные подходы к дифференциации «генераторов идей». В частности, предлагается их делить на изобретателей, которые обладая нестандартным мышлением, занимаются постановкой проблем, выявлением перспективных нововведений и возможностей НИР; « синтезаторов », которые комбинируют разнообразные идеи и ищут оптимальные пути решения проблем, постановкой которых обычно не занимаются. Здесь особую важность имеет междисциплинарная подготовка, способность разбираться одновременно в технических, производственных и коммерческих вопросах; « аналитиков », которые ориентируются на создание и производственное освоение конкретных инноваций.

Считается, что именно «синтезаторов» и «аналитиков» не хватает сегодня России для развития инновационной деятельности.

Ещё один тип инновационного персонала - «информационный, технологический, рыночный привратник» - определяется способностью работников улавливать и перерабатывать свежие идеи, новейшую информацию из внешней среды. В некоторых инновационных организациях публикуются официальные списки с указанием персоналий «привратников», которые накапливают и передают прогрессивный опыт, «подпитывают» творческую деятельность на разных этапах инновационного процесса. Для их деятельности требуется хорошее информационное обеспечение, допуск к банкам данных и специализированным публикациям, представление возможностей для активного межличностного общения, участия в семинарах, конференциях.

Инноватор-интрапренёр - ключевая фигура всей системы инновационного управления персоналом. Интрапренёр - руководитель, поддерживающий и продвигающий новые идеи, в том числе и свои собственные, и обеспечивающий их доведение до реального воплощения в инновационные продукты. Его роль особенно велика в рамках «предпринимательского» подхода, учитывающего степень риска и неопределённости, связанные с созданием новшеств. Необходим тщательный отбор интрапренёров на ключевые посты в инновационном процессе, оказание им поддержки со стороны высшего руководства, предоставление дополнительных возможностей для преодоления бюрократических барьеров в организации.

Западные специалисты выделяют следующие типы интрапренёров:

технический интрапренёр специалист по технико-технологическим аспектам инноваций и обеспечению продвижения идей к их технической реализации;

интрапренёр-администратор, осуществляющий административное руководство ходом инновационного процесса, координирует использование материальных, финансовых и человеческих ресурсов;

социальный интрапренёр - менеджер, который объединяет усилия персонала по созданию новшеств. В частности, он информирует работников о целях и текущих результатах нововведений, предусматривает появление новых функций, обеспечивает участие работников в принятии решений, сглаживает межфункциональные и межличностные конфликты.

Интересна классификация американского исследователя инновационной деятельности Майкла Киртона, который выделил по стилю поведения «инноваторов-генераторов идей» и «инноваторов-адапторов». Первые склоны все делать по-новому, а вторые предпочитают совершенствовать уже существующее (таблица 4.6).

Таблица 4.6 - Адапторы и «генераторы идей» по Майклу Киртону

Адаптор (более характерный для индустриальных стран) «Генератор идей» (более характерен для постиндустриальных стран)
1 Важен для функционирования организации всё время, но иногда ему необходимо «проявить свои взгляды» 1. В организации он идеален при не­запланированном кризисе или застое, чтобы помочь выйти из них. Но при этом его необходимо контролировать
2. Характеризуется как надёжный, аккуратный, квалифицированный, методичный, осмотрительный, дисциплинированный, комфортный 2. Считается недисциплинированным, мыслит беспорядочно, неординарно подходит к решению задач
3. Известен как надежный, подчиняющийся правилам, зависимый. Подвержен синдрому самосохранения 3. Известен как надежный, непрактичный, часто шокирует своих противников
4. Исполняет властные полномочия согласно должностным предписаниям 4.Стремится быть неофициальным лидером
5. Редко пренебрегает правилами, только когда имеет сильную поддержку 5. Часто нарушает правила, не уважает обычаев
6. Часто сомневается в себе, реагирует на критику   6. С тех пор, как выработал свою систему убеждений, практически не сомневается в себе, не нуждается в поддержке большинства, когда выступает против оппозиции
7 Подводит безопасную базу под рискованные инновационные мероприятия 7. Приветствует динамизм, приносимый периодическими радикальными изменениями, без которых предприятие может стать застойным
8. Знает свое дело 8. Выдвигает уникальные идеи
9. Предсказуем и стабилен 9. Гибок и изобретателен
10. Хороший руководитель, если есть время и деньги 10. Не теряется, если ресурсы ограничены
11. Организованный 11 Спонтанный
12 Тщательно планирует 12. Энтузиаст, действует по вдохновению
13 Подводит план под идеи и инновации 13. Открывает новое
14 Изобретателен в продуктивности 14. Продуктивен в творчестве
15. Готов идти на риск только в крайних случаях, кажется ограниченным 15. Идет на риск под влиянием импульса, кажется самонадеянным
16. От добра добра не ищет 16. Может искать, перемен ради самих перемен

В практике продвинутых инновационных организаций распространены разнообразные формы моральной поддержки и поощрения инноваторов. Это индивидуальное и групповое награждение, присвоение почётных титулов и званий, публичное вручение грамот и сертификатов, значков и жетонов, публикации результатов соревнований и конкурсов во внутрифирменных газетах и бюллетенях. Многочисленные, в том числе и символические формы поощрения позволяют охватить большое число работников.

Кадровая элита - высококвалифицированные специалисты, как правило, в своей трудовой деятельности, обладают определенной автономией и независимостью. Они защищены выгодными контрактами, дипломами, лицензиями, сертификатами, что сильно затрудняет приток новых работников в эту сферу из других сегментов рынка труда. Характер труда и поведение таких работников также отличается от массы остальных работников. У них наблюдается высокий уровень мотивации, инициативы и творческого мышления, автономность в работе и коммуникативная компетентность. По существу, эти специалисты не нуждаются в профсоюзах как защитниках их интересов, так как особое положение таких работников позволяет им самостоятельно отстаивать свои права. Отличает их и способность быстро адаптировать новые разнообразные знания (познавательная мобильность). Часто эту группу новых работников определяют как «интеллектуальную элиту», «работников знаний» или «работников в золотых воротничках».

Следует особо отметить, что высокий профессионализм позволяет им эффективно сочетать работу по найму с собственной предпринимательской деятельностью. Мотивами такого поведения является стремление к творческой самореализации и страховке на случай потери основной работы. Современные «работники знаний» уже не имеют жёсткой зависимости от компании, так как могут производить свой информационный продукт и вне её структур, имея необходимые средства производства в личной собственности. Такой работник предлагает работодателю не свои способности к труду, а его результат, не рабочую силу, а потребительную стоимость, воплощённую в том или ином информационном продукте или новой производственной технологии. В результате возникает ситуация, когда всё большая часть персонала стремится работать вместе с компанией, например, обрабатывая её информационные потоки, а не на компанию, т.е. складывается положение, когда компания больше нуждается в сотрудниках, чем они в ней.

Сегодня всё более частыми становятся случаи, когда внешне процветающие компании резко снижали свои производственные показатели и даже поглощались конкурентами в связи с тем, что не могли обеспечить своим интеллектуальным работникам желанные условия деятельности, и с их уходом теряли тот интеллектуальный капитал, который прежде выступал основой их инвестиционной привлекательности. Все эти обстоятельства с очевидностью обусловливают тот факт, что управлять современными творческими работниками традиционными методами невозможно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие, прогресс, регресс, стагнация, кризис, стабилизация кадровой работы. Жизненные стадии и циклы организации | План лекции. Приведите примеры из деятельности известных компаний, когда неумение создать условия для кадровой элиты приводило к серьезным потрясениям для
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.