Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деформация власти

Безопасной считается нормально функционирующая власть, опаснойдеформированная. Есть мировые стандарты, правовые критерии, определяющие «норму» власти, а именно:

а) разделение функций;

б) выборность;

в) верховенство закона;

г) возможность партии (коалиции, блока), победившей на выборах в условиях многопартийной системы, формировать правительство и реализовывать программу, за которую проголосовало большинство;

д) контроль со стороны парламента за исполнением бюджета;

е) обеспечение прав и свобод личности;

ж) наличие легальной оппозиции и др.

Существуют также нравственные, организационно-управлен­ческие, социальные, экономические критерии власти, в частности качество, благосостояние, продолжительность жизни народа.

Главной функцией безопасной власти является обеспечение по­требностей и интересов всего общества, а не какой-либо группы. Это становится возможным только при наличии определенных условий, иначе говоря, правового и социального государства.

Однако власть как абсолютно нормальный социальный институт практически не существует. В условиях социального неравенства всегда возникают осложнения, отношения зависимости, принуждения, насилия, осуществляемые с помощью средств, подчиненных власти. Впрочем, данное обстоятельство не всегда говорит о деформации власти, так как выполнение ею своих функций зачастую связано с оправданным принуждением.

Деформация власти означает невыполнение относящихся к ее компетенции функций.

Признаками деформации власти являются: узурпация и криминализация власти, отсутствие выборности, многопартийности, разделения функций между исполнительной и представительной властью, самоуправления на муниципальном уровне и прочие обстоятельства аналогичного плана; сословность, клановость, наличие двойных стандартов, пре следование оппозиции, инакомыслия, ложь, отсутствие открытости, нарушение прав и свободы личности, необеспечение национальной безопасности, ошибки стратегического характера, повлекшие катастрофические последствия.

Формы проявления деформации власти разнообразны. Так, основу деформации власти в России составляет подмена общенациональных целей узкокорпоративными, групповыми, корыстными.

Власть может обеспечивать общенациональные интересы лишь при наличии ряда условий, а именно правовых, политических, административных, управленческих, экономических, культурологических, социально-психологических и др. С точки зрения социальной психологии важно, чтобы при этом имели место условия для проявления позитивных функций социальных конфликтов. Ибо только это обстоятельство позволяет существовать демократическим социальным институтам: многопартийности, рыночным отношениям, независимым СМИ, мобильности общества, - и обеспечивает права и свободы граждан.

Власть обязана бороться с преступностью с помощью определенных социальных институтов. Но иногда власть сама становится преступной. Такое происходит в результате военных переворотов, широкомасштабной коррупции или финансирования мафией предвыборных компаний. Тогда становится трудно провести грань между властью и преступностью. Это обстоятельство с неизбежностью приводит к образованию криминального государства, которое представляет опасность для честных граждан.

Коррупция наряду с экономической преступностью становилась все более мощным средством перераспределения собственности и капиталов, в том числе криминальных.

Опасность для общества со стороны власти может возникнуть в случае: криминализации, коррумпированности власти и сращивания ее с преступностью; превращения власти в диктаторский режим; отсутствия ответственности за выполнение своих обязанностей, связанных с обеспечением национальных интересов; некомпетентности; возникновения зависимости власти от олигархов и других групп; отчуждения от общества в силу сословного, классового или номенклатурного принципа формирования, который делает власть во многом закрытой; чрезмерной бюрократизации института власти.

Следует отметить, что понятие «власть» в данном случае не конкретизируется, т. е. не рассматриваются по отдельности ветви власти, их функции, полномочия, отношения между ними.

Власть как характеристика индивидуума ставит человека в центр проявлений власти и тем самым обусловливает субъективность проявлений власти.

В какой-то степени деформация власти начинается с момента, когда человек перестает властвовать над собой, своими инстинктивными побуждениями.

Власть над собой определяется образом жизни, возможностью человека ставить конкретные цели, умением заставить себя целенаправленно двигаться к намеченным целям, преодолевая собственные природные ограничения. Е.П.Ильин определяет власть над собой как самообладание (Ильин Е.П., 2000). Власть над обстоятельствами проявляется в жизненной позиции и характеризуется как возможность преодолевать препоны и препятствия, стоящие на пути к достижению цели, умение использовать различные обстоятельства для собственной пользы. Эта категория соответствует определению свободы у С.Л.Рубинштейна, по которому свобода есть выход за пределы заданной ситуации (Рубинштейн С.Л., 1940). Власть над людьми – наиболее распространенный аспект в рассмотрении власти, к которому часто сводятся исследования власти. Власть над людьми определяет мировоззрение и составляет лишь один из аспектов в системе властных отношений. Власть над природой устанавливается знанием и пониманием законов природы, законов функционирования власти, социума, общества, умением их использовать и применять. Без знания законов власти, законов развития социума и общества любые попытки достижения и удержания власти обречены на провал. Не обладающий знаниями субъект власти похож на нерадивого хозяина джинна в запечатанной бутылке: он джинна может выпустить, но сам не знает, что освобожденный сделает со своим освободителем – отблагодарит или уничтожит.

 

Заключение

Таким образом, можно видеть, что в настоящее время существуют пять основных направлений исследования феномена власти. Сторонники каждого из направлений имеют аргументы в пользу того, что именно их подход является правильным. Например, при рассмотрении власти как характеристики индивида указывается, что стремление к власти заложено в каждом человеке. На это обращали внимание А.Адлер, Ф.Ницше, Б.Рассел и многие другие ученые. В качестве одной из крайних точек указанного подхода можно отметить концепцию Г.Климова (Климов Г., 1995).

Мы достаточно подробно рассмотрели понятие власти. Власть как характеристика индивида представляет ее как данную от рождения, врожденную характеристику человека, при этом отмечается, что стремлением к власти обладает каждый человек. Эту концепцию можно соотнести с понятием времени в общенаучном пентабазисе СПВЭИ. Указанное расположение соответствует понятию индивида в антропологическом базисе, определяющем врожденные характеристики человека как индивида.

Рассмотрение категории «власть» и ее связь с ресурсами имеет глубокие основания. Многие властные отношения строятся на основании обмена ресурсами. Например, директор предприятия, имеющий ресурсы в виде рабочих мест и возможности платить деньги, обменивает свои ресурсы на ресурсы рабочих – их знания, умения, навыки. В повседневной жизни бандиты и рэкетиры обменивают свой ресурс – силу и организованность – на ресурс предпринимателей – деньги. Государство обменивает свои ресурсы на необходимое для него поведение граждан, их физические и интеллектуальные ресурсы. Данный подход к рассмотрению проблемы властных отношений требует дальнейшего исследования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Суверенитет и легитимность власти | Общие сведения. Конечная задача, решаемая информационно-измерительной электронной аппаратурой, — преобразование сигналов путем выполнения с ними заданных операций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.