Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная семья и характеристика нарушений в ее развитии

В ходе жизнедеятельности семьи у ее членов формируется представле­ние о семье: о себе как члене семьи, личности других ее членов, условиях жизни, целях, основных ситуациях, с которыми семья имеет дело, про­блемах, с которыми сталкивается, со­циальном окружении и взаимоотно­шениях семьи с ним. Представления эти играют огромную роль в жизни семьи. От того, как индивид пред­ставляет себе личность других чле­нов (их психологические особен­ности, чувства, мысли), возможно­сти, которыми располагает семья, в чем усматривает основные проблемы, во многом зависит и то, какие по­требности он стремится удовлетво­рить в семье, как он относится к раз­личным сторонам ее жизни, как он понимает поступки и намерения дру­гих членов семьи, относится к удачам и неудачам. Совокупность вышеука­занных представлений семьи склады­вается под влиянием широкого круга факторов. Это, в первую очередь, представления социальной среды, на которую ориентируется семья,— ее референтная группа [Петровский А. В., 1982], социально-экономиче­ские и культурные условия, в которых находится семья в настоящее время и в которых находилась в прошлом, личный опыт совместной жизни и се­мейный опыт, принесенный из роди­тельского дома.

Семейная жизнь состоит из зна­чительного количества типовых мо­ментов — «ситуаций»: завтрак, воз­вращение с работы, совместный просмотр телепередачи, обсуждение новостей, семейный конфликт, при­обретение новой вещи. Точно так же «ситуационно» представление о жиз­ни семьи. Когда индивид характери­зует жизнь своей семьи, принимает решения по тем или иным вопросам, перед его мысленным взором про­ходят те или иные семейные ситуации. Развитие современной психологии, в частности в рамках одного из ее на­правлений — психосемантики, вы­явило наличие в сознании людей свое­образных «типовых сценариев» са­мых различных ситуаций, в том числе и семейных; это могут быть семей­ные праздники, семейные ссоры, встреча друзей, совместное посеще­ние кино, завтрак и г. д. Именно эти типовые сценарии применяются членами семьи, когда им нужно ра­зобраться в семейной ситуации, в по­ведении других членов семьи, соста­вить себе представление о чем-то про­исходящем в семье [Величковский Б. М„ 1982; Hoffman H., 1986]. Проведенные исследования показали ошибочность широко распространен­ного мнения, что представление ин­дивида о той или иной ситуации фор­мируется исключительно или хотя бы в основном в тот момент, когда он сталкивается с ней. Напротив, уже имеющийся у индивида к моменту встречи с такой ситуацией сценарий ее развития во многом предопреде­ляет, что он увидит в ней, как он ее воспримет.

1.Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга.

Рассмотрим основные особенности и функции семейных представлений:

1. В отличие от объективного поло­жения, т. е. того, какой семья яв­ляется в действительности, семейные представления всегда с е л е к т и в-н ы, они отражают лишь некоторую часть, отдельные аспекты жизни семьи. Объем известной индивиду, но не учитываемой им, информации весьма велик практически во всех сферах его жизни. Индивид может обладать обширными знаниями в об­ласти психологии семейных взаимо­отношений, но в реальных жизнен­ных взаимоотношениях, в своей соб­ственной семье очень мало учитывать эти знания. Следовательно, когда мы говорим о семейных представлениях, используемых индивидом при реше­нии семейных проблем, необходимо делать различие между информа­цией, реально включаемой в такое представление, и той, которая могла бы быть включена. Между тем изуче­ние именно этих «реальных» пред­ставлений имеет особое значение для понимания поведения членов семьи и его коррекции. Для того, чтобы индивид мог в различных семейных ситуациях принимать правильное ре­шение, очень важно, чтобы его пред­ставление включало важнейшие, наи­более существенные черты данной ситуации и, далее, чтобы эти суще­ственные черты были отражены пра­вильно, адекватно. В противном слу­чае мы будем иметь дело с одним из нарушений семейных представле­ний: неполнотой представления (не все существенные черты отражены) или его ошибочностью (по одному или нескольким существенным при­знакам у индивида есть информация, но она ошибочна).

2. Семейные представления игра­ют значительную роль в управлении восприятием индивидом различных семейных ситуаций. Они определяют не только то, что именно предста­вляется индивиду само собой разу­меющимся и неизменным, но и то, какую информацию индивид стре­мится получить, попав в ту или иную ситуацию. Это связано с тем, что представление о ситуации сущест­вует у индивида, как было показано выше, еще до момента, когда он с ней реально встретился (в виде «типо­вого сценария», «наивных психоло­гических представлений»). Однако определенную часть представления индивид уже доопределяет в момент столкновения с ситуацией. Встретив­шись после работы, супруги не инте­ресуются тем, не поглупел ли другой супруг за день (эта часть представле­ния устойчива и определенный уро­вень умственных способностей в 'этой ситуации воспринимается как нечто, само собой разумеющееся), но уже в первый момент встречи пытаются выяснить, каково настроение суп­руга, сильно ли он устал. Исследования над «типовыми сцена­риями» показали, что поиск опреде­ленной информации является одной из важных частей практически лю­бого сценария. Попав в любую си­туацию, индивид, во-первых, нечто уже знает о ней заранее и, во-вторых, нечто лишь предполагает и стремится уточнить, собрав определенную ин­формацию. Направление сбора такой информации, а именно, что интере­сует индивида, обычно заложено в сценарии. Поэтому в изучении пред­ставлений о семье можно найти ответ на чрезвычайно важный для понима­ния нарушений в функционировании семьи вопрос, и именно о причинах «информационной слепоты» членов семьи: почему они не замечают, ка­залось бы, очевидных и очень важных для успешного функционирования семьи фактов.

2.Нарушение межличностной коммуникации в семье.

Еще задолго до возникновения на­учной психологии и психотерапии взаимное понимание между супру­гами, а также между родителями и детьми рассматривалось в каче­стве одной из важнейших предпосы­лок стабильности семьи и семейного счастья. Различные признаки отсутс­твия взаимопонимания в семье: спо­ры, ссоры, разногласия — считались отличительной чертой негармонич­ной, неудачной, несчастливой семьи.

Коммуникационная проблема - это такая ситуация в жизни семьи, когда:

1) существует определенная потреб­ность у одного из членов семьи;

2) удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена семьи;

3) эти действия имели бы место, если бы член семьи, имею­щий потребность, передал бы опре­деленную информацию (просьбы, на­мек и т. п.);

4) однако такая пере­дача невозможна в силу каких-либо психологических особенностей дан­ного лица;

5) потребность сохраня­ется, несмотря на невозможность ее удовлетворения (т. е. не происходит значимого снижения уровня притя­заний).

Речь может идти о самых разно­образных потребностях, удовлетво­рение которых зависит от другого супруга: в любви, симпатии, призна­нии самостоятельности, помощи в ка­ком-либо отношении, уважении и т, п, В семье постоянно возникают ситуа­ции, когда удовлетворение каких-то потребностей зависит от других чле­нов семьи.

Коммуникационным барьером мы будем называть определенные осо­бенности члена семьи, имеющего дан­ную потребность, других членов {от действия которых зависит ее удов­летворение) или, наконец, их взаимо­отношения, в силу которых передача информации оказывается затруд­ненной.

Дефицитная информация — ин­формация, прохождение которой по коммуникационному каналу пре­дупредило бы возникновение психотравмирующего семейного наруше­ния.

Развитие коммуникационной про­блемы — это совокупность процес­сов, которые возникают под ее воз­действием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи. На основании клинического анализа воз­никновения психотравмирующих осо­бенностей семьи в результате раз­вития коммуникационной проблемы можно выделить следующие этапы развития:

1. Информационно-дефицитный. На этом начальном этапе возникает и становится выраженной коммуни­кационная проблема. Имеет место неудовлетворенная потребность, за­висимость ее состояния от другого и невозможность коммуникации. Дан­ный этап нередко протекает в форме воображаемой коммуникации инди­вида, имеющего проблему, с тем, от кого зависит ее решение. Суть этой коммуникации в том, что индивид мысленно обращается к другому, а точнее — к своему представлению о другом, с так или иначе выраженной просьбой, требованием, намеком, вы­слушивает его ответ. Результат этой коммуникации, точнее — мысленного экспериментирования, в немалой сте­пени зависит от представления о дру­гом, его личности, психологических особенностях его отношения к инди­виду и, следовательно, его реак­ции на обращение. Нередко именно представление оказывается первым и окончательным барьером коммуни­кации («Что же ты мне тогда все не рассказал?; «А я думал, ты будешь смеяться»). Этот диалог, возникший значительно позже, поясняет суть воображаемой коммуникации и ее возможную барьерную роль На этом же этапе может иметь место частич­ное коммуницирование, например робкие попытки все же передать ка­кую-то информацию. Так, в приведен­ном выше примере «Ничего не скажу, но буду недовольна» — это не только проявление физической усталости, но и определенная частичная ком­муникация-намек.

Так или иначе, в итоге первого этапа член семьи оказывается перед фактом, что важная для него потреб­ность (в любви, симпатии, жалости, уважении и т. д.) не может быть удовлетворена, так как информация о ней не может быть передана или по­нята.

2. Этап замещающе-искаженного коммуницирования. Коммуникацион­ная проблема может остановиться в своем развитии на первом этапе и оставаться в виде источника «тлею­щей неудовлетворенности». Однако возможно и дальнейшее развитие. Суть его в том, что член семьи все же пытается коммуницировать о сво­ей потребности, но в силу того, что нет возможности выразить это прямо, он ищет способы легализировать просьбу, требование. Женщина, ис­пытывающая потребность во внима­нии и заботе, будет настаивать на соответствующем поведении мужа, но исказит причину, по которой она на этом настаивает. В силу особен­ностей своего характера или семей­ных представлений она не может при­знаться, что просто нуждается в его внимании и заботе (ей, скажем, пред­ставляется, что такое признание мо­жет вызвать у мужа чувство пре­восходства над ней, что было бы ей неприятно). Поэтому она начинает настаивать на нужном ей поведении по другим, на самом деле не суще­ствующим, причинам, например по­тому, что так положено в хорошей семье. Такая тактика дает нередко возможность «легализировать» свою потребность', передать информацию и добиться нужного изменения поведе­ния.

В то же время она порождает новые проблемы. Во-первых, это иска­жение представлений членов семьи друг о друге. Так, супруг в приведен­ном примере начинает считать свою жену человеком, для которого весьма большое значение имеет престиж семьи для окружающих. Во-вторых, легализирующее прикрытие дейст­вительной информации может ока­заться плохо согласуемым с действи­тельностью. На самом деле в при­веденном примере мужу не может не показаться странным, что его жене никогда ранее не было так уж важно, чтобы все было, «как положено».

В результате ухудшается пред­ставление супругов о личности друг друга и, соответственно, ухудшается взаимопонимание.

Этот этап развития коммуника­ционной проблемы может быть ха­рактерен не только для решения од­ной определенной проблемы, но и для значительного числа проблем, возни­кающих в данной семье, определяющих стиль взаимоотношений. Характерно в этом отношении высказывание од­ного из пациентов в ходе семейной психотерапии о своей супруге: «Чего бы она ни хотела, она никогда не на­зовет истинную причину своего же­лания, а обязательно придумает ка­кое-то другое более солидное и убе­дительное обоснование. Она хочет купить себе сверхмодную шубу, но ни за что не признается, что просто ей очень захотелось иметь ее. Начнут­ся длинные разговоры о том, что зи­ма в этом году особенно суровая, как опасны простуды. Информацион­ные отношения перешли на этап замещающе-искаженного коммуницирования.

3. Поведенчески-коммуникацион­ный этап. Замещающе-искажениое коммуницирование может оказаться недостаточным для решения проблемы. В этом случае член семьи с не­удовлетворенной потребностью пере­ходит к манипулированию отноше­ниями в семье с целью создания си­туации, дающей возможность удо­влетворить свою потребность. Это, например, оказание психологиче­ского давления на другого члена семьи с целью принудить его посту­пить так или иначе; это создание си­туаций, когда другой вынужден по­ступить так, как нужно. На этом этапе коммуникационный момент от­ходит на второй план. В то же вре­мя сохраняется определенный ком­муникационный аспект поступков, совершаемых каждым из супругов («Ах ты так, тогда я тебе так! Что ты на это скажешь?»).

Коммуникационная проблема на описываемом этапе превращается в конфликт (межличностный или внут­ренний), уже непосредственно ока­зывающий психотравмирующее воз­действие.

На каждом этапе развития ком­муникационной проблемы все меньше вероятность, что супруги будут вза­имно откровенны и поделятся своими переживаниями. Вместе с нараста­нием конфликтного отношения уси­ливаются и коммуникационные ба­рьеры. Очевидно, что основным на­правлением семейной психотерапии в данном случае должно быть созда­ние правильного представления о личности друг друга, уяснение ис­точников развития семейного конф­ликта.

3.НАРУШЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНТЕГРАЦИИ СЕМЬИ

Сплоченность семьи, способность противостоять силам, разъединяю­щим ее, — чрезвычайно важная ха­рактеристика ее жизнедеятельности. Уже повседневные наблюдения по­казывают явную связь между спло­ченностью и тем, как семья преодоле­вает трудности и нарушения.

Понятен поэтому интерес предста­вителей разных специальностей, за­нимающихся семьей, к факторам, определяющим сплоченность. Этот вопрос интересует философов, со­циологов, демографов, психологов [Чуйко Л. В., 1975; Соловьев Н. Я-, 1977; Харчев А. Г., 1979].

Было выявлено, что отношения симпа­тии выполняют многообразную инте­грирующую функцию в семье: снима­ют и смягчают фрустрационные со­стояния; снижают взаимную агрес­сивность членов семьи; создают более благоприятные условия для разреше­ния межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии озна­чает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широ­кому кругу отрицательных и разру­шающих ее факторов.

Структура отношений симпатии как механизма семейной интеграции. В состав данного механизма входят:

1. Эмоции симпатии. Способность сочувствовать, реагировать на чужие как отрицательные, так и положи­тельные эмоции — свойство, весьма распространенное, присущее подав­ляющему большинству людей [Rey-kowski J., 1979].

2. Совокупность стимулов (особен­ностей ситуации, личностные каче­ства других людей), способных выз­вать чувство симпатии у членов семьи. Психологические исследования над стимулами, вызывающими чувство симпатии, выявили значительное многообразие обстоятельств, которые могут пробудить данное чувство. Это определенное личностное сходство между индивидом, вызывающим чувство симпатии, и тем, у кого оно возникает; наличие у объекта симпа­тии различных социально одобряемых качеств; наличие качеств, облегча­ющих межличностный контакт, и др. [Berkowitz L., 1970; Potocka-Ho-ser A., 1970].

3. Соответствие (несоответствие) реальных семейных отношений, в ко­торые включен индивид, вышеука­занной совокупности стимулов; в какой мере другие члены семьи обла­дают способностью (в силу их лично­стных особенностей и характера вза­имоотношений с индивидом) пробу­дить чувство симпатии.

Как уже говорилось, совокупность стимулов, вызывающих чувство сим­патии, у каждого отдельного челове­ка весьма индивидуальна. Поэтому мы можем столкнуться в семье с си­туацией, когда член семьи в высокой степени способен испытывать чувство симпатии по отношению к другим людям. Однако именно в собственной семье его окружают люди, в силу личностных особенностей и отношении с индивидом не вызывающие такого чувства. Индивид, симпатизи­рующий людям, которым он может покровительствовать, опекать их, может не испытывать этого чувства, если с членами семьи его связывают совершенно иные отношения, на­пример он сам является опекаемым.

4. Семейно-интегрирующее воздей­ствие отношений симпатии. Речь идет о проявлениях симпатии и ее воздей­ствии на различные стороны жизни семьи, в частности уменьшение со­стояний фрустрации, агрессии, трево­ги; нервно-психического напряжения; создание предпосылок для разреше­ния межличностных противоречий. Очевидно, что все перечисленные виды семейно-интегрирующего воз­действия отношений симпатии по-разному проявляются в разных семь­ях. Поэтому при анализе конкретной семьи необходимо уточнить характер и степень этого воздействия.

Изучение механизмов эмоциональ­ной идентификации в семье пресле­дует две цели: во-первых, установить, в какой мере эти механизмы действу­ют; во-вторых (и это особенно важ­но), каковы «резервы» взаимной идентификации, т. е. возможности усиления действия данных механиз­мов. О таких «резервах» взаимной идентификации мы говорим в первую очередь в случаях, когда тот или иной член семьи способен (склонен) испы­тывать потребность в отношениях симпатии, однако отношения в семье, особенности личного облика других членов семьи «блокируют» проявле­ние этого чувства и, соответственно, формирование взаимоотношений, ос­нованных на симпатии.

Перед психологом или врачом, работающим с семьей, стоит нелегкая задача — в отношении каждого чле­на семьи выявить «образ человека» и «тип взаимоотношений с ним», которые • активизируют у данного члена семьи чувство симпатии.

Нарушения механизма эмоцио­нальной идентификации в семье и методы его психотерапевтической коррекции:

1. Характерологические причины нарушений. Трудности в формирова­нии и поддержании отношений симпатии встречаются при опреде­ленных сильно выраженных наруше­ниях характера, в особенности шизо­идном и неустойчивом. И тот, и другой в наименьшей степени пред­расположены к установлению «теп­лых» личностных отношений с други­ми людьми [Личко А. Е., 1983]. Противоречивы данные о представи­телях эпилептоидной акцентуации характера и психопатии. По данным одних исследователей, эпилептоид способен и склонен к эмоциональным привязанностям, различным про­явлениям симпатии к другим людям, и его «эпилептоидные взрывы» и крайняя агрессивность в их ходе не характерны для него в другое время [Leonhard К., 1981]. Другие же склонны считать эпилептоида чело­веком с пониженной способностью формировать отношения симпатии: агрессивным и эгоистичным [Лич­ко А. Е., 1983].

2. Неосознаваемые установки, ведущие к нарушению отношений симпатии. Установки эти могут быть весьма различны по своей природе; объединяет их лишь то, что их суще­ствование противодействует прояв­лению и развитию симпатии.

Наши наблюдения позволяют вы­делить две группы таких установок, чаще других встречающихся при осуществлении семейной психоте­рапии.

Первая группа — это различные реакции индивида на собственное чувство симпатии. Ощутив, что дру­гой человек пробуждает положитель­ные эмоции: восхищение, симпатию, нежность, желание сделать ему при­ятное, общаться с ним — человек так или иначе относится к самому своему чувству. Одних оно радует, других — фрустрирует.

С точки зрения семейной психоте­рапии, особенно важны весьма мно­гочисленные и разнообразные слу­чаи, когда индивид склонен реаги­ровать страхом на пробуждение у него чувства симпатии. Все эти слу­чаи можно определить как «симпатофобия». Удалось выяснить, что во всех случаях симпатофобии имеется неосознаваемый конструкт, в кото­ром существует связь между симпа­тией и страхом. Речь идет об наивно-пси­хологических теориях, на основе которых индивид строит предполо­жения о других людях и возможных следствиях своих поступков по от­ношению к ним. Примеры симпатофобических суждений: «Если чело­века любишь и не скрываешь этого, то он скорее всего начнет злоупо­треблять этим»; «Если человек поймет, что ты его любишь, то он начнет командовать тобой»; «Если человек уверен, что я его люблю, то он распустится, перестанет сле­дить за собой»; «Он начнет мень­ше уважать меня». Различные фобические установки по отношению к собственному чувству симпатии не­редко значительно осложняют дея­тельность по коррекции нарушений отношений симпатии в семье.

Вторая группа неосознаваемых установок охватывает не боязнь симпатии, а тенденции к ее разного рода искажениям. Тенденции эти нередко представляют собой «релик­ты» нарушений во взаимоотношениях в детстве и подростковом возрасте. По нашим наблюдениям, эти «релик­ты» особенно явственно проявляются как раз в родительских чувствах, т. е. в отношениях родителей к соб­ственным детям.

Пути психологической коррекции неосознаваемых установок во многом идентичны тем, которыми осуще­ствляется коррекция других неосо­знаваемых психических явлений. Важную роль при этом играют ме­тоды осознания, вербализации дан­ных явлений, неосознаваемых уста­новок, формирование у индивида способности правильно оценить их, обучение методам их регуляции. Все эти методы применительно к семейно-психотерапевтическим за­дачам будут рассмотрены в 3-й гла­ве книги.

3. Отсутствие у членов семьи навы­ков выявления у другого человека качеств, вызывающих симпатию. Всевозможные пособия по организа­ции семейной жизни настойчиво советуют своим читателям обращать основное внимание на положитель­ные качества других членов семьи - [Karnegy D., 1976]. Благие намерения авторов таких книг вполне по­нятны. Действительно, если человек основное внимание уделяет положи­тельным, симпатичным качествам другого, то он начнет симпатизиро­вать ему, человек этот станет для него привлекателен. Между тем вы­полнить этот совет не так-то легко. Дело в том, что человек обращает внимание на те моменты, на которые привык обращать внимание. Послед­ствия этого факта многочисленны. При исследовании отношений симпа­тии нередко приходится сталкиваться с парадоксальным фактом, когда у индивида сильно выражены потреб­ности в симпатии определенного типа, однако у себя в семье он не находит, кому посвятить ее. Пример такого положения — учительница, отдающая душу детям, у которой, однако, собственные дети не вызы­вают столь же теплого отношения.

В таких случаях перед психотера­певтом встает задача — помочь ин­дивиду в формировании мысли­тельных навыков, необходимых для проявления присущего ему типа симпатии в семье.

Таким образом, социально-психо­логические механизмы семейной ин­теграции играют значительную роль в жизни семьи, обеспечивая ее психо­логический «иммунитет» по отноше­нию к различного рода фрустрирую-щим обстоятельствам и нарушени­ям ее жизнедеятельности. Семейно-психотерапевтические мероприятия по коррекции и совершенствованию этих механизмов должны проводить­ся параллельно с мерами по выявле­нию и коррекции психотравмирую-щих нарушений в семье.

4.НАРУШЕНИЕ СТРУКТУР НОРОЛ ЁВО ГО

АСПЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ

Удовлетворение потребностей чле­нов семьи осуществляется в ходе их жизнедеятельности; материаль­ных потребностей — в ходе хозяй­ственно-бытовой деятельности; по­требностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии — в сфере досуга; формирование личности подрастающего поколения — в ходе воспита­тельной деятельности. Вся эта мно­гообразная и многогранная дея­тельность семьи должна быть со­ответствующим образом организо­вана.

Конкретной социально-психоло­гической формой организации жизне­деятельности семьи является струк­тура ролей в ней. Именно эта струк­тура в основных чертах определяет, что, кем, когда, в какой последова­тельности должно делаться. Под ролью в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются «нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в" системе общественных и межлично­стных отношений» [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985J.Кроме са­мого поведения, в понятие «роль» включаются также «желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписы­ваются человеку, занимающему в обществе определенное положение» [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985].

Это полностью относится и к семей­ным ролям «отец», «мать», «муж», «жена», «ребенок», «родственник». Так, от любой матери ожидается, что она будет заботиться о своих детях. В роль «матери» входит и ком­плекс чувств, важнейшее из кото­рых — любовь к детям. Мать — это не только определенные поведение и чувства, но и цели, к достижению которых она должна стремиться, а именно воспитать своих детей, вы­растить из них достойных людей.

Роль — сложное образование. Кроме перечисленных моментов (действительное поведение, ожидае­мое поведение, чувства, цели, ожида­емые от человека, выполняющего социальную роль), в нее входят так­же санкции и нормы. Нормы — это «определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться пове­дение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна» [Ан­дреева Г. М., 1980]. Нормы конкрет­но определяют, что должно выпол­няться носителем роли. Мать должна помогать детям в овладении различ­ными умениями и навыками, контро­лировать их поведение, в случае не­обходимости — наказывать. Все это — примеры норм, входящих в социальную роль матери. Санк­ция — это реакция на выполнение или невыполнение роли. Так, выше­упомянутое осуждение окружаю­щими матери, которая не любит своих детей, является именно санк­цией. Особую роль играют внутрен­ние санкции, т. е. наказание или по­ощрение за выполнение роли, исходя­щее от самого индивида по отноше­нию к себе. Мать, которая чувствует, что, вопреки роли матери, не любит своего ребенка, испытывает угрызе­ния совести — вот один из видов таких внутренних санкций.

Весьма важное значение для изу­чения семейных ролей имеет диф­ференциация так называемых «кон­венциональных» и «межличностных» ролей. Конвенциональные роли — это роли, определенные правом, мо­ралью, традицией для любого носи­теля данной роли. Так, права и обя­занности любой матери по отноше­нию к детям и детей по отношению к матери закреплены законодатель­но. Они конкретизируются моралью и традицией. В результате опреде­ленные, самые общие требования и права установлены по отношению к любой матери вне зависимости от ее личных особенностей, склонностей, способностей. Иное дело — межлич­ностные роли. Такова роль — «лю­бимчик». Особенности ее выполнения в немалой степени зависят от кон­кретной семьи и индивида. Опре­деляя разницу между конвенцио­нальными и межличностными роля­ми, известный социальный психолог Т. Шибутани (1969) пишет: «Конвен­циональные роли стандартизованы и безличны; права и обязанности остаются теми же самыми, незави­симо от того, кто эти роли исполняет.

Сложившаяся роль (и вся система ролей в данной семье) должна со­ответствовать определенным требованиям. Во-первых, совокупность ролей должна создавать систему, достаточно целостную. В случае возникновения противоречивых ро­лей, т. е. если требования к пред­ставителю определенной роли проти­воречивы, возникают серьезные труд­ности ее выполнения. Такие же проблемы возникают в случае проти­воречия различных ролей, которые выполняет один и тот же индивид. Так, очень много внимания в социо­логической и психологической лите­ратуре было уделено проблеме «двух ролей женщины», а именно трудно­стям, которые возникают при совме­щении женщиной-матерью произ­водственной деятельности с выполне­нием родительских и супружеских обязанностей. Очевидно, что пере­грузка, возникающая в случае вы­полнения противоречивых ролей, вносит нарушения в жизнедеятель­ность семьи и отрицательно воздей­ствует на психическое здоровье [Гор­дон Л. А., Клопов Э. В., 1972].

Во-вторых, совокупность ролей, которые выполняет индивид, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в семье. Это потребно­сти в уважении, признании, симпа­тии. Например, «муж» — это не только определенные обязанности, но и права. Выполняя социальную роль мужа, он сам ожидает любви, уважения, удовлетворения сексуаль­но-эротических и других потреб­ностей.

В-третьих, выполняемые индиви­дом роли должны соответствовать его возможностям. Если требования при выполнении роли непосильны, то следствием могут быть нервно-психическое напряжение (результат чрезмерного напряжения сил), трево­га (следствие своей неуверенности в способности справиться с ролью). Примером может быть «ребенок, исполняющий роль родителя» в си­туации, когда в силу отсутствия роди­телей или их личностных нарушений, родительские обязанности прихо­дится брать на себя старшему из детей [Skyner A., 1976]. В сочетании с определенными характерологиче­скими особенностями (повышенное чувство ответственности) выполне­ние этой роли может оказать травматизирующее влияние.

В-четвертых, система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна быть такой, чтобы обеспе­чить удовлетворение не только его потребностей, но и других членов семьи. Так, ролевая структура, при которой достаточный отдых одного члена семьи обеспечивается за счет непомерного труда и отсутствия от­дыха другого или разрядка эмоцио­нального напряжения достигается путем «вымещения» его на другом члене семьи, легко может стать психотравмирующей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятия зрелой и проблемной семьи | Характеристики различных типов семейно-брачных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.