Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика социальной перцепции




Эффекты социальной перцепции

Система внимания или невнимания аудитории.

Словарь телодвижений.

Визуальная диагностика по строению тела

Визуальная психодиагностика.

Социальная перцепция.

Лекция № 4 Визуальная психодиагностика

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают чувства и черты друг друга, воспринимают и понимают других, а через них - и самих себя, в основном определяет и сам процесс общения, и отношения, которые создаются между партнерами, и способы взаимодействия. Процесс понимания и познания человеком другого в ходе общения называется перцептивной стороной общения.

Перцепция в общепсихологическом понимании - это элемент целостного процесса познания и субъективного осмысления мира. Понятие " социальная перцепция " отражает сложный процесс познания и понимания людьми друг друга, он включает в себя все то, что в общепсихологическом плане определяется различными сроками и изучается отдельно.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, поэтому он всегда воспринимается другими людьми как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, будто " читаем" другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности за внешними проявлениями. Впечатления, возникающие при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются: эмоциональная оценка его, попытка понять его логику поступков, ход мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.

Когда говорят о перцептивной стороне общения, то имеют в виду особенности восприятия не физических, а социальных объектов, к которым относятся формирование представления о намерениях, мысли, способности, эмоции, установок и др.

Процессы социальной перцепции включают: восприятие человека человеком, процесс восприятия наблюдательного поведения, его интерпретацию в терминах причин поведения и ожидаемых последствий поведения, эмоциональную оценку и построение стратегии собственного поведения.

В общем понимании социальная перцепция - это многофункциональный психологический процесс восприятия другого человека, его внешних признаков, соотнесение их с его личностными характеристиками и интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Исследование процесса социальной перцепции включает: характеристику субъекта и объекта восприятия, изучения механизмов процесса межличностной перцепции, а также эффектов, которые сопровождают этот процесс. У объекта восприятия доступными для наблюдения является лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативные внешний вид (физические данные, одежда) и поведение (действия, экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель (субъект восприятия) оценивает их и делает некоторые выводы (иногда не осознанно) о внутренних психологических свойствах партнера. На основе этого он формирует определенное отношение к объекту восприятия. Это отношение в основном эмоциональное (нравится - не нравится). На основании тех свойств, которые предусмотрены наблюдателем у объекта наблюдения, субъект делает определенные выводы в отношении того, какого поведения можно ожидать от объекта наблюдения и, опираясь на эти выводы, создает собственную стратегию поведения по отношению к объекту восприятия.

Процесс социальной перцепции (М.Р. Битянова):

1. Восприятие внешнего вида и поведения объекта наблюдения.

2. Создание представлений о психологических особенностях и состояние объекта наблюдения.

3. Создание представлений о причинах и последствиях поведения.

4. Создание стратегии собственного поведения.

2. Визуальная психодиагностика

Объект социальной перцепции (объект наблюдения) - это автор сообщения, которое принимает, интерпретирует наблюдатель (субъект). Характеристики внешности и поведения являются наиболее важными с точки зрения восприятия и понимания. В момент восприятия человек, который наблюдается, является для субъекта наблюдения некоторой совокупностью социально значимых признаков, благодаря которым в определенной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Эти признаки, которые иногда называют " перцептивными крючками ", являются для данного человека определенным социальным шрифтом. Восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает в ответ эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жестах, позе и движений тела другого человека. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно проследив за мимикой, пантомимикой, физиологическими реакциями, которые сопровождают эмоции, - сосудистыми, дыхательными, секреторными; по особенностям строения тела, чертам лица, рисунками на кистях, пальцах и другим естественно-биологическим признакам.

Визуальная психодиагностика исследует все внешние обнаружения вида и поведения человека с целью изучения ее личностного (внутреннего) содержания. Визуальная психодиагностика (термин введен украинским психологом Г.В. Щекиным в 1989 г.) есть сугубо прикладным знанием, которое особенно необходимо специалистам, работающим с людьми, для диагностики их личностных, индивидуально-типичных и профессионально важных качеств.

Практическая направленность и относительная доступность визуальной психодиагностики, необходимость широкого внедрения прикладной психологии в различные области общественной деятельности предусматривает возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, руководителями различных уровней, специалистами по работе с персоналом и др.

Изучение и систематизация данных о характерных отличиях внешнего вида людей и личности, их выразительных движений имеет длинную историю. Еще с древности, например, определенному типу строения тела приписывались различные моральные и психологические особенности. На основе этого учеными было создано довольно много стандартов, основанных на особенностях телосложения человека: физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология это отрасли знаний, которые пытались по внешним признакам тех или других частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека обнаружить его психологическую сущность.

Физиогномика (от греч. physis - природа, gnomon - знающий) разрабатывала систему соответствия между чертами лица человека, свойствами его характера, способностями и талантами. Физиогномика возникла в древние времена (основатель Пифагор), ею занимался Аристотель. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, ища в его внешности черты сходства с каким-либо животным, а потом отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.(По Аристотелю) - толстый, как у быка нос, означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - боязливость, волосы твердые как у львов и кабанов, - храбрость.

Австрийский врач Ф.И. Галь создал френологию - теорию, в которой пытался систематизировать и развить далее знания о связи психических особенностей человека с внешней формой ее черепа. Результаты изучения различных выразительных движений нашли отражение в трудах Ч. Дарвина ("О выражении ощущений", 1872), В. Бехтерева ("Объективная психология", 1910), которые утверждали, что психология должна изучать не только явления сознания и бессознательного, но и внешние проявления деятельности человека, поскольку они являются выражением ее психики.

В глубине тысячелетий кроются источники хиромантии - учение о связи строения кисти руки, формы пальцев, выпуклостей и впадин, линий и бороздок на ладони с внутренней сущностью человека, ее прошлым и будущим. Хиромантию знали в древнем Китае и Индии, а также в Греции и Риме задолго до нашей эры. Сейчас существует даже современное название - дерматоглифика, которая изучает узоры на ладони человека, ее данные используются в криминалистике, медицине, генетике, психологии, психогенетике и т.д.

Пример: В 1965 году под руководством академика Б.Г. Ананьева в Ленинградском университете проводилось комплексное исследование абитуриентов. Наряду с измерениями тела молодых людей, включая массу тела, рост, размеры головы, рук и др., фиксировали рисунок ладони и пальцев рук. Естественно, у абитуриентов, как и у любого нормального человека, когда им предлагают сделать отпечатки пальцев, возникал вопрос: не будет ли это использовано во вред? Исследователи, конечно же, успокаивали (наиболее подозрительных), объясняя, что это никак не связано с фактом приема в университет, а имеет научный интерес. Но даже простое наблюдение психологов за абитуриентами в момент "снятие кожных показаний" проявляло различия в их поведении. Одни вели себя спокойно, не суетились, у них не прели руки, не расширялись зрачки. Другие проявляли заметное беспокойство, вплоть до отказа снять отпечатки пальцев. В результате наблюдений за поведением абитуриентов в момент снятия отпечатков пальцев и одновременной фиксации кожных узоров пальцев рук исследователи увидели связь между этими, казалось бы, такими далекими особенностями человека. Действительно, какой может быть связь между стрессоустойчивостью и типом кожного узора на пальцах?

Примерно через год (в 1966 г.), когда обработки данных подошли к концу, появилась книга Т.Е. Гладковой "Кожные узоры ладони и ступни обезьяны и человека". В ней представлен достаточно большой статистический материал о характерных чертах пальцевых узоров у народов всех частей мира. Например, у бушменов преобладает пальцевой узор, что очень редко встречается в других народов. В чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим типичные пальцевые узоры.

Чаще всего случается пальцевой узор в виде "петель". Чуть реже - " спиралей". Реже всего - узор, что называется "дугой".

Когда были обработаны данные исследований, то оказалось, что у лиц с сильной уравновешенной нервной системой доминируют петли, сильной, но не уравновешенной - спирали. Дуга наблюдалась только у владельцев слабой нервной системы.

В процентном отношении это выглядит так: холерик имеет более чем 50 % спиралей (другие - петли); сангвиник - свыше 50 % петель (другие - спирали); флегматик - все петли; меланхолик - хотя бы одну дугу, и чем их больше, тем более слабая нервная система, и значит, снижают работоспособность человека.

Психогенетика. Установлена также связь угла, образованного на ладони тремя трирадиусами, с умственными способностями человека. Один трирадиус - "а" - находится в основе ладони, а "в" и "с" - в основе указательного пальца и мизинца (см. рисунок).

Если угол, образованный трирадиусом "в" - "а" - "с", находится в пределах от 33% до 57%, то можно не переживать за свои умственные способности. Но если угол меньше или больше от этого диапазона, значит, надо развивать интеллект. Правда ли это на сто процентов, пока сказать трудно, ведь психогенетика только развивается.

Не менее древнюю историю имеет астрология, которая разрабатывала планетарную и зодиакальную типологию человека, а также графология, которая искала закономерные связи между почерком и характером индивида. Исследование связи между внешними признаками человека и ее психологическими характеристиками в истории развития знаний осуществлялись по двум направлениям: первое направление ставило цель на основе внешних признаков выявить психологическую сущность, второе - на основе внутренних свойств (в том числе психологических) выделить типы личности, которые отличаются внешними признаками.

Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология - это отрасли знаний, которые пытались по внешним признакам тех или других частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека обнаружить «ЕГО» психологическую сущность.

На рубеже XIX и XX вв. под влиянием антропологов, которые обратили внимание на различия в строении тела, а также психиатров, что увидели индивидуальные различия в склонностях к психическим заболеваниям, концепция связи между телосложением и типологическими особенностями человека получила дальнейшее развитие, в частности, у французского врача Клода, который в зависимости от преобладания в организме одной из основных систем (дыхательной, пищеварительной, мускульной или мозговой) выделил соответствующие им строения тела. Эти взгляды оказали существенное влияние на формирование современных конституционных теорий, которые получили распространение в психологии индивидуальных различий.

ВЫВОД: восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает в ответ эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жесты, позы и движений тела другого человека. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно за мимикой, пантомимикой, физиологическими реакциями, которые сопровождают эмоции - сосудистым, дыхательным, секреторным; по особенностям строения тела, чертам лица, рисункам кисти, пальцев и другим естественно-биологическим признакам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.