Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Аппарат государства есть система государственных органов, взаи­мосвязанных общими принципами организации и деятельности. Принципы — это основные начала, идеи, которые поло­жены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принцип потому и принцип, что он требует, чтобы его придерживались, со­блюдали его. Принципы организации и деятельности государ­ственного аппарата конкретного государства находят закреп­ление в его конституции и соответствующих законах, посвя­щенных отдельным ветвям власти, отдельным системам (точ­нее, подсистемам) механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, проку­ратуре и т. д. Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путем не­которого обобщения, индуктивным путем. Очевидно, что ни­же будут рассмотрены только наиболее общие принципы, ка­сающиеся так или иначе механизма государства в целом.

Заметим, что относительно принципов механизма госу­дарства мы не встретим единства в научной и учебной лите­ратуре по той причине, что выделение тех или иных положе­ний как основополагающих носит оценочный характер. В ряду указанных принципов рассмотрим нижеследую­щие.

Принцип территориальности положен в основу организа­ции системы органов. Государство — организация территори­альная, его власть, суверенитет распространяются на опреде­ленную территорию. Территория государства делится на тер­риториальные единицы. По этим единицам, как уже отмече­но, подразделяется подвластное государству население. Но и сама система государственных органов привязывается к этим единицам. Каждый орган действует в определенном террито­риальном пространстве, очерченном административно-тер­риториальными единицами. Это относится не только к мест­ным органам, но и к низовым федеральным органам.

Принципы иерархичности. Государство — это единый, сла­женный механизм его органов. Такое единство ему придает принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в системе механизма разные уровни, одни органы подчинены другим, решения вышестоящих ор­ганов обязательны для нижестоящих. Иерархичность по-раз­ному проявляется в разных частях системы государственных органов. Одно дело иерархичность в исполнительных, проку­рорских органах, в армии и совсем другое — в системе пред­ставительных или судебных органов.

Принципы централизма или децентрализма в деятельности государственных органов проявляются в том, на каком уров­не принимаются решения: принимаются ли они централь­ными органами и в силу иерархичности нижестоящие орга­ны только их исполняют, или важные решения принимаются и территориальными местными органами с учетом местных условий. В зависимости от степени самостоятельности тер­риториальных органов может преобладать централизм или децентрализм в принятии, решений. Здесь важно оптималь­ное соотношение централизма и децентрализма. Первый придает определенное единство государственной политике, второй способствует развитию инициативы нижестоящих ор­ганов и учету местных условий.

Централизм может быть ярко выраженным бюрократиче­ским (например, в армии) или демократическим, когда реше­ния центральных органов принимаются с учетом обществен­ного мнения, местных представительных и исполнительных органов или же с их прямого согласия.

Принципы выборности и назначаемости противоположны в своей сути. Первый отражает демократические, а второй — бюрократические начала в формировании государственных органов. Оба принципа присущи современным государствам и реализуются в разных частях государственного механизма. Принципы коллегиальности и единоначалия. Первый выра­жает демократические, второй — бюрократические начала. Разным органам в силу их специфики свойственны разные принципы. Представительным и судебным органам свойст­венна коллегиальность, другим же, например прокурорским и в особенности военным органам, органам УИС, — едино­началие.

Принципы гласности, открытости или тайны. Первый принцип, безусловно, свойствен демократическому государ­ству, второй — государству недемократическому, бюрократическому. Однако даже и в демократическом государстве де­ятельность некоторых органов или некоторые стороны де­ятельности не являются гласными и открытыми (вопросы го­сударственной тайны, следственной тайны и т. д.).

Принцип законности в организации и деятельности орга­нов государства состоит, во-первых, в том, что в государстве существуют и действуют органы, только предусмотренные конституцией и иными законами; во-вторых, в том, что эти органы создаются согласно процедуре, предусмотренной за­конами; в-третьих, в том, что все органы действуют в рамках своей компетенции, решения принимают на основе закона и согласно процедуре, установленной законами.

Принцип разделения властей (на законодательную, исполни­тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц

Вопрос 4. Государственный аппарат Российской Федерации

Особенности механизма современного Российского государ­ства определяются теми изменениями, которые произошли в эко­номической и политической жизни, трансформацией формы го­сударства и ее элементов, отходом от социализма и т.д.

Отказ от тоталитарного режима и социалистического пути раз­вития привел к изменениям в строении и принципах функциони­рования государственного аппарата. Так, были отвергнуты прин­ципы партийного руководства, полновластия Советов, получил признание принцип разделения властей. Был упразднен целый ряд органов, начиная от Верховного Совета и заканчивая товарищес­кими судами. Органы арбитража были преобразованы в арбит­ражные суды. Новшеством является для России и институт пре­зидентства. Возник целый ряд новых государственных органов в соответствии с новой ролью России, ее новыми функциями. Сре­ди вновь возникших органов следует отметить Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды в субъектах Федера­ции уполномоченного по правам человека. В связи с развитием федерализма серьезной трансформации подвергся государствен­ный аппарат в субъектах Российской Федерации.

По действующей Конституции РФ 1993 г. главой государ­ства является Президент РФ, который, как и в других смешанных республиках, не относится ни к одной ветви власти. Президент является гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной вла­сти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию в междуна­родных отношениях. Президент избирается на 4 года, причем одно лицо не может занимать эту должность более двух сроков под­ряд. Президент обладает достаточно обширными полномочиями. В частности, он представляет палатам Федерального Собрания кан­дидатуры для назначения на ряд высших государственных долж­ностей, обладает правом отлагательного вето, может в установ­ленных случаях распускать Государственную Думу, является Вер­ховным Главнокомандующим, может вводить военное или чрез­вычайное положение с уведомлением парламента, решает вопро­сы гражданства и т.д. Президент РФ обладает неприкосновеннос­тью, однако в установленном порядке может быть отрешен от должности за государственную измену или совершение иного тяж­кого преступления. Президент издает указы и распоряжения.

Высшим законодательным органом РФ является Федераль­ное Собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государ­ственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Федеральное Собрание является постоянно дей­ствующим органом. Палаты Федерального Собрания назначают на должности ряд высших должностных лиц государства. Напри­мер, Совет Федерации назначает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ, Председателя Счетной пала­ты РФ. Государственная Дума утверждает кандидатуры на долж­ности Председателя Правительства РФ, Председателя Централь­ного Банка РФ, Уполномоченного по правам человека РФ. Госу­дарственная Дума обладает правом объявления амнистии. Госу­дарственной Думой принимаются федеральные законы, опреде­ленные категории которых подлежат обязательному рассмотре­нию в Совете Федерации. Кроме того, обязательному рассмотре­нию в Совете Федерации подлежат федеральные конституцион­ные законы.

Исполнительную власть в России осуществ­ляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председа­теля Правительства РФ, его заместителей и федеральных мини­стров. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, осу­ществляет управление федеральной собственностью, обеспечива­ет проведение единой финансовой, кредитной, денежной полити­ки, а также единой политики в области культуры, науки, образо­вания, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Пра­вительство РФ издает постановления и распоряжения.

Конституция РФ устанавливает, что правосудие в РФ осуще­ствляется только судом. Создание чрезвычайных судов не допус­кается. Судебная власть представлена Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, а также подчиненными им судами (окружные, республиканские, областные, районные, мировые и т.д.).

Уголовно-исполнительная система (УИС) в России относится к исполнительной ветви власти. В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является правопреемником Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

В УИС по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Важнейшей системой органов Российской Федерации являют­ся органы прокуратуры. Органы прокуратуры, согласно Консти­туции РФ, составляют единую централизованную систему с под­чинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генерально­му прокурору РФ. Важнейшей функцией прокуратуры является надзор за соблюдением законности, в том числе в ходе следствия, в судебном процессе, в местах исполнения наказаний.

 

Подготовил:

старший преподаватель кафедры ТиИГП,

к.ю.н., старший лейтенант

внутренней службы ____________ Н.А. Овчинникова

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Понятие, признаки и виды органов государства | Физиологические изменения дыхательной системы в условиях двигательной активности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.