Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная лицензионная торговля




Международная торговля лицензиямиявляется основным экономическим механизмом международного технологического обмена и в настоящее время приобрела широкое и быстрое распространение.

Рост международной торговли лицензиями обусловлен рядом факторов, стимулирующих фирмы продавать и покупать лицензии на мировом рынке:

· коммерческая заинтересованность в осуществлении технологического трансферта, как со стороны лицензиара (продавая лицензию он в короткие сроки окупает расходы на НИОКР, получает дополнительную прибыль за счет быстрого освоения изобретения и выпуска на его основе новых видов продукции), так и со стороны лицензиата (покупая лицензию он экономит на НИОКР, имеет доступ к передовым научно-техническим достижениям, получает доходы от использования новейших технологий);

· усиление конкурентной борьбы на мировом рынке;

· ускорение выпуска на рынок новой продукции;

· получения доступа к дополнительным ресурсам;

· проникновение и завоевание труднодоступных рынков в странах, где широко используются тарифные и нетарифные барьеры;

· получение прибыли от продажи лицензий на продукцию, не соответствующую новым стратегическим приоритетам. Так, фирмы с диверсифицированным производством постоянно корректируют ассортимент продукции, переключая ресурсы на производство наиболее прибыльных изделий. При этом «за бортом» могут оказаться виды продукции или технологии, которые для самих фирм уже не представляют интереса, но могут быть с выгодой переданы зарубежным предприятиям, заинтересованным в их продаже;

· страны с ограниченными ресурсами научно-технического развития, участвуя в международном технологическом обмене, имеют возможность занять твердую позицию на мировом рынке без дополнительных затрат;

· с помощью лицензий создается реклама отечественной продукции и благодаря этому возрастает спрос на нее в других странах, а также изучаются зарубежные рынки;

· политические и правовые мотивы. Так, лицензирование является более выгодным способом интернационализации при желании лицензиара защитить свои активы в условиях несовершенного законодательства, нестабильной политической ситуации в стране-лицензиате, которая к тому же проводит политику по ограничению господства иностранного капитала и укреплению государственной собственности.

Помимо преимуществ международное лицензирование имеет и недостатки, которые для лицензиара оборачиваются следующим:

· ограничение возможностей получения будущих прибылей, связанных с самостоятельным использованием нематериальных активов, вследствие передачи прав на достаточно длительный период;

· потеря контроля над качеством своей продукции и технологии, а также над сохранением репутации своей фирмы в случае передачи права другой фирме. Основными последствиями контроля являются: неадекватное использование лицензий, низкое качество продукции, превращение лицензиата в конкурента;

· снижение ценности технологий в тех случаях, когда они могут стать широко известными и доступными.

Объектами лицензий являются:

· запатентованное изобретение или технологический процесс;

· технологические знания и опыт, «ноу-хау»;

· промышленные образцы (новое художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид);

· товарный знак.

Лицензии бывают патентные, т.е. подтверждающие передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау», и беспатентные, т.е. подтверждающие право использовать «ноу-хау» без патентов на изобретение.

По объему передаваемых прав по использованию научно-технических знаний лицензиара различают три вида лицензий:

· простая (неисключительная), при продаже которой за лицензиаром остается право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории;

· исключительная, предусматривающая монопольное право лицензиата использовать технологию и отказ лицензиара от самостоятельного использования запатентованных изобретений или «ноу-хау» и их продажи на оговоренной территории;

· полная, предоставляющая лицензиату исключительное право на использование патента или «ноу-хау» в течении срока действия соглашения и отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течении этого срока.

Лицензия может быть открытой, если патентом имеет право воспользоваться любое заинтересованное лицо. Открытая лицензия оформляется в соответствующем патентном ведомстве, при этом патентная пошлина взимается в половинном размере.

Лицензия бывает принудительной в случае, если компетентные органы принуждают патентовладельца передать другим лицам право на использование патента.

Продажа лицензий осуществляется на основе заключения лицензионного соглашения.

Лицензионное соглашение – это договор, в соответствии с которым лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение на использование в определенных пределах своих прав на патенты, «ноу-хау», товарные марки и за определенное вознаграждение.

Одним из наиболее важных и сложных вопросов при продаже и покупке лицензий является определение лицензионных платежей (цены лицензий). Лицензионные платежи – это определенное вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом в качестве возмещения за предоставление прав на использование предмета соглашения.

Стоимость лицензии формируется на базе оценки возможной прибыли, получаемой от использования права производить продукцию в результате внедрения изобретения, «ноу-хау», а также продавать продукцию под товарным знаком. При этом учитываются все затраты на приобретение лицензии: ее цена, расходы по освоению производства, сбыту, рекламе и т.д.

Формы лицензионных вознаграждений бывают различные. В зависимости от метода подсчета они подразделяются на две группы.

К первой группе относятся вознаграждения, размер которых подсчитывается на базе фактического экономического результата использования лицензии. К этой группе относятся такие формы как периодические процентные отчисления и участие в прибыли лицензиата.

Ко второй группе относятся вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензии, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на базе использования лицензии. К этой группе относятся следующие формы: первоначальный платеж наличными, паушальный платеж, передача ценных бумаг лицензиата, передача встречной технической документации.

Периодические процентные отчисления, или текущие отчисления («роялти») устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные согласованные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).

Участие в прибыли лицензиата как форма лицензионного вознаграждения означает отчисление в пользу лицензиата определенной части (процента) прибыли, полученной лицензиатом благодаря использованию данной лицензии. Эта доля обычно колеблется от 20 до 30 % при предоставлении исключительной лицензии и до 10 % - при неисключительной лицензии. Однако в практике лицензирования эта форма встречается крайне редко.

Паушальный платеж – это определенная, твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения.

Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом определенной установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий (например, через определенное число дней после подписания лицензионного соглашения или его вступления в силу; после предоставления лицензиаром технической документации).

Передача ценных бумаг – акций и облигаций – как форма вознаграждения по лицензионному соглашению встречается в чистом виде или в комбинации с другими формами примерно в 15 % лицензионных соглашений. Лицензиар получает чаще всего от 5 до 20 % акций лицензиата, хотя в отдельных случаях эта доля доходит до 40 %.

Передача технической документации как форма платежа получила распространение у японских компаний. Она предусматривает взаимное предоставление лицензий и в большинстве случаев применяется в сочетании с другими формами вознаграждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.