Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная компетентность преподавателя как компонент педагогической культуры

Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Финансовые вопросы при организации экскурсии

Выбор методики проведения экскурсии

Выбор методики проведения экскурсии - это умение показать объект, умение рассказать о нем и о событиях с ним связанных. Методика предполагает также и навыки последовательного изложения экскурсионного материала, использования зрительных и словесных доказательств и, как результат, наиболее полного раскрытия темы экскурсии.

Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам усвоить содержание объясняемого материала. Задача методических приемов состоит в том, чтобы как можно полнее и доходчивей изложить материал.

Методический прием является неотъемлемой частью процесса проведения экскурсии. Он не существует отдельно от показа и рассказа. Любой методический прием реализуется с помощью устной речи.

В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", поэтому методика показа является главенствующей.

Во избежание однообразия в показе и рассказе при изложении экскурсионного материала необходимо использовать несколько методических приемов, причем комплексно.

Качество проведения экскурсии зависит не только от знаний экскурсовода, но и от умения применять на экскурсионном маршруте изученные методические приемы во всем их разнообразии.

Расчет калькуляции тура зависит от вида экскурсии и состава участников. Если экскурсия многодневная, то рассчитывается проживание, питание экскурсантов. При организации исключительно экскурсионных услуг ведется расчет по аренде автобуса, оплате работы экскурсовода, вход в музеи, выставки, где это необходимо.

Для приема (сдачи) экскурсии и ее утверждения обязательна следующая документация по теме экскурсии:

1) Список литературы по теме (перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при разработке данной темы).

2) Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут (содержат сведения, характеризующие экскурсионный объект: вид памятника, его название, событие, с которым он связан, местонахождение, краткое описание, авторы и время создания памятника, источники информации о нем).

3) Контрольный текст экскурсии (содержит подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему, содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов).

4) Индивидуальный текст экскурсовода – содержит материал, изложенный в конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом, характеристику объектов и событий.

5) Схема (карта) маршрута – путь следования группы, обозначаются начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам.

6) «Портфель экскурсовода» - содержит фотографии, схемы, чертежи, копии документов, образцы продукции предприятий и другие наглядные пособия.

7) Материалы по теме экскурсии – рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, цитаты из литературных произведений

8) Методическая разработка экскурсии (содержит рекомендации по проведению экскурсии: называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам).

Таким образом подготовка новой экскурсии – процесс длительный, сложный и трудоемкий. После того, как экскурсоводом пройдены все этапы подготовки экскурсии, затем проводится ее утверждение. После чего необходимо освоить методику проведения экскурсии и провести пробную экскурсию с экспертами.

 


 

Филатова Анна Сергеевна

 

Педагоги являются одной из социально-профессиональных групп на которую обществом возложены две чрезвычайно важные и взаимосвязанные задачи:

·сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом;

·социализация личности на ответственном этапе ее формирования.

Преподаватель — это личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств.

По мнению российских и зарубежных экспертов в области образования, общие требования к педагогу формируются следующим образом:

·высокая профессиональная компетентность;

·педагогическая компетентность;

·социально-экономическая компетентность;

·коммуникативная компетентность;

·высокий уровень профессиональной и общей культуры.

Коммуникативная компетентность включает в себя развитую литературную устную и письменную речь; владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения, а также предполагает соблюдение учителем правил культуры речи и речевого этикета.

Культура речи педагога — дисциплина, не только профессионально, но и этически ориентированная: учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится. Потому и сегодня актуальны слова К. Д. Ушинского: «Искусство классного рассказа встречается в преподавании не часто не потому, что это редкий дар, а потому, что и даровитому человеку надо немало потрудиться, чтобы выработать в себе способности вполне педагогического рассказа». Во многом этот недостаток в деятельности педагога объясняется тем, что, вооруженный теоретическими знаниями и основами методики, он не обладает педагогической техникой, важной составной частью которой является речь.

Культура речи преподавателя не только служит одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, его культуры мышления, но одновременно является могучим средством формирования личности.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Непременным спутником хорошей речи является — действенность речи, которая невозможна без ее выразительности, которую можно рассматривать как основную составляющую действенной речи. Выразительная речь — это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя к сказанному.

Немаловажным аспектом в данном случае является владение педагогом техникой речи — фундаментом культуры речи. Составные части техники речи — дикция, дыхание, голос.

Каждое слово, а в слове каждый звук должны произноситься четко — таково главное требование дикции. Нечеткая, неряшливая, неграмотная речь неприятна в быту. Она оскорбляет наш слух, наше эстетическое чувство. Но уже совершенно недопустима она для учителя.

Однако этот список необходимо дополнить одной из самых важных коммуникативных компетенций учителя-профессионала — умением владеть правилами речевого этикета.

В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только «главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся»].

Понятие речевой этикет учителя и просто речевой этикет не совпадают в определениях.

Особенность понятия речевой этикет учителя обусловлена спецификой педагогического речевого общения — задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека. По мнению А. К. Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей».

Понятие речевой этикет следует отграничивать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [2, с. 21]. К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания.

Типичными же нарушениями речевого этикета в речи учителей являются: использование единиц со сниженной стилистической окраской; злоупотребление словами, имеющими отрицательную эмоционально-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений.

Речь учителя должна стать для обучающихся «риторическим идеалом» не только в плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения выполнения правил речевого этикета. Учителю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающимся то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания».

Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения — это то, без чего невозможно полноценное общение вообще и педагогическое общение в частности, т. к. в связи с гуманитаризацией образования и переходом к гуманистической педагогике личность обучаемого является центральным понятием педагогической науки.

Коммуникативная компетентность преподавателя является одним из компонентов его педагогической культуры. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными.

Можно ли соблюдать все эти правила в процессе педагогического общения? Педагог, владеющий правилами речевого этикета, ответит «да». Но из всего сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что речевой этикет предполагает только похвалу и поощрение обучающихся, дабы не обидеть их отрицательной оценкой. Но, учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения; даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы.

Резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у человека обиду. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения.

Большое значение имеет ориентация на учебный диалог. Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с учителем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.

К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.

Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье в первую очередь самих учителей. По результатам проведенных исследований 50 % педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями.

Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не только в учебной аудитории. «Речевой день» педагога включает в себя общение профессионального характера с работниками администрации образовательного учреждения, коллегами по работе и родителями учащихся.

Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определенными: этикетно - неэтикетно, уважительно — неуважительно.

Речевая культура — визитная карточка человека, при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток подлинной речевой культуры может оказаться не только причиной профессиональных ошибок, но и фактором устойчивого неприятия человека.

Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными.

 

Список литературы:

1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М., 1983. 184 с.

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи. М., 1990. 248 с.

3. Вечер Л. С. Секреты делового общения. Мн., 1996. 282 с.

4. Гольдин В. Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. 120 с.

5. Данкел Ж. Деловой этикет. Ростов н/Д., 1997. 320 с.

6. Жураковский В., Приходько В, Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра // Высшее образование в России. Ростов н/Д., 2000. № 3.

7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. СПб., 1998. 76 с.

8. Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986. 190 с.

9. Михальская А. К. Педагогическая риторика. М., 1998. 431 с.

10. Педагогика и психология высшей школы / Под. ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д., 2006. 554 с.

11. Поваляева М. А. Деловое общение. Ростов н/Д., 2006. 222 с.

12. Прихожан А. Хочу, чтоб меня понимали // Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. 289 с.

13. Романов А. А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995. 240 с.

14. Рукавчук Л. Н. Энциклопедия этикета. СПб., 1997. 352 с.

15. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М., 1995. 190 с.

16. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. М., 1979. 528 с.

17. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982. 192 с.

p class=span style=

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технологическая карта экскурсии | Интеграция новых технологий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.