Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симметрия

Симметрия универсальное свойство природных объектов:

· объективное свойство симметрии характеризует сохранение, постоянство определенных свойств объекта или явления относительно каких-либо изменений;

· закономерное расположение равных частей формы относительно друг друга;

· симметричные части – совместимо равные и зеркально равные;

· закономерность расположения частей симметричной формы заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой с помощью симметричных преобразований.

 

Механизмы симметрии:

· отражение (рис. 10а);

· параллельный перенос (рис. 10б);

· поворот (вращение (рис. 10в)).

 

Симметрия используется в искусстве как одно из главных средств гармонизации форм.

Элементы симметрии – вспомогательные геометрические элементы, с помощью которых осуществляются симметричные преобразования:

· линия (рис. 11а)

· точка (рис. 11б)

· плоскость (рис. 11в)

 

Виды симметрии: определяются полной совокупностью элементов симметрии

зеркальная (левого и правого) – две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. (рис. 10а, 11а)

Для объёмных фигур: воображаемая плоскость, которая делит фигуры на две зеркально равные части – плоскость симметрии (рис. 11в).

Для плоских фигур: воображаемая линия, которая делит фигуры на две зеркально равные части – ось симметрии. (рис. 11а)

 

осевая (вращения), линия, при полном обороте вокруг которой форма несколько раз совмещается сама с собой. (рис. 10в)

Для объёмных фигур: воображаемая линия, вокруг которой идёт перемещение формы – ось симметрии. (рис. 13)

Для плоских фигур: воображаемая точка, вокруг которой идёт перемещение формы – точка симметрии (рис. 10в, 11б).

число таких совмещений – порядок оси симметрии (рис. 10в – два, рис. 12 – четыре).

 

Кроме этих видов симметрии существуют и другие, не менее распространенные, однако формы, построенные на их основе, далеко не всегда осознаются как симметричные. К таким "неосознанно симметричным" формам относятся, например, формы, симметрия которых состоит в совмещении формы с самой собой путем ее перемещения вдоль оси переноса на определенное расстояние, которое называется периодом переноса. Элементарным примером симметрии переносов является простой метрический ряд. Комбинация оси переносов с осями и плоскостями симметрии дает более сложные виды симметрии. Когда ось переноса совпадает с осью симметрии поворота, говорят о винтовой симметрии, наиболее распространенным примером которой, в архитектуре является винтовая лестница.

Объемные формы могут быть построены на основе нескольких непараллельных осей переносов, лежащих или не лежащих в одной плоскости. В первом случае в основе построения формы лежит прямоугольная или полигональная плоская сетка, а во втором — пространственная сетка или решетка. Сетки и решетки широко используются в архитектуре для получения целостной структуры объемно-пространственных форм.

Формы, построенные на основе переносов, представляют собой область, в которой пересекается содержание таких понятий теории объемно-пространственной композиции, как симметрия и ритм, так как симметрия переносов — частный случай симметрии — может быть проиллюстрирована теми же формами, что и частный случай ритма — метр.

 

Завершая общее знакомство с симметрией и ее видами, необходимо упомянуть об асимметрии, дисимметрии и антисимметрии — понятиях, часто встречающихся в специальной литературе.

Асимметрия — понятие, противоположное понятию симметрии. В асимметричных формах элементы симметрии отсутствуют. (рис. 14, 17.3)

 

Дисимметрия — это нюансное отклонение от симметрии. Дисимметрия, как правило, проявляется в асимметричности формы деталей, их расположения в форме, которая в целом симметрична. (рис. 16, 17.2)

 

Антисимметрия — это симметрия с полярными или контрастными свойствами. Так, если одну половину изобразительного поля выкрасить в черный цвет, а другую оставить белой, то мы получим антисимметричную форму (рис. 15, 17.4);

в том же отношении находятся, например, два куба, один из которых представлен только ребрами.

 

Таким образом, если представить некую условную шкалу для определения симметричности форм, то по краям этой шкалы расположатся симметричные и асимметричные формы, а антисимметричные и диссимметричные формы займут среднее положение между этими двумя полюсами. (рис. 17)

СИММЕТРИЯ ↔ ДИСИММЕТРИЯ ↔ АСИММЕТРИЯ

АНТИСИММЕТРИЯ


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КОНСПЕКТ. 1. Тождество, контраст, нюанс (подобие) | Ритмика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.