Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы

Влияние идей Просвещения на мировое развитие

ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ

Европейское Просвещение и рационализм

На смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Про­свещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX в. определяло духовные устремления передовых слоев общества.

Просвещение. В широком смысле под просвешением понимается распространение знаний и культуры среди по преимуществу взрослого населения. Процесс освоения знаний в процессе обучения на разных его уровнях называют образованием. В осно­ве Просвещения как идейного течения лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолю­тистских режимов, за политическую свободу, граж­данское равенство, права людей.

Просвещение зародилось в Англии, где его наи­более видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 г., который называли «веком Просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для про­свещения своего народа многое сделали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гете. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко при­шлось Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву в России.

Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политиче­ские принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господ­ство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.


Событием, наложившим огромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая французская революция 1789-1799 гг.

Во Франции, как и в Англии, во многих других странах, революция началась с проблемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета национальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Б. Мабли К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха и др., к 80-м гг. XVIII в. Франция оказалась на грани финансового банкротства.



Король Людовик XVI вынужден был собрать представителей сословий — Гене­ральные штаты. Этот французский парламент возник еще в 1300 г., но собирался нерегулярно, а с 1614 г. не собирался вовсе. Генеральные штаты, как и английский парламент в предыдущем веке, должны были санкционировать новые налоги. Но вместо этого депутаты от третьего сословия (буржуа, ремесленники, крестьяне, рабочие), собравшись отдельно, провозгласили себя 9 июля 1789 г. Учредительным собранием, целью которого стали выработка конституции, ограничение королев­ской власти, изменение государственного строя Франции. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, захватило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 г. восставшие штурмом взяли главную тюрьму коро­левства — Бастилию. Через год ее срыли и поставили табличку: «Здесь танцуют». Штурмом Бастилии началась Великая французская революция.

В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной борьбой различ­ных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Про­исходили многочисленные изменения радикального характера в политической, экономической и духовной жизни народа. Кардинально был решен аграрный вопрос: общинные земли и эмигрантские земли (земли противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без всякого выкупа уничтожа­лись все феодальные права и привилегии. В стране возникло несколько миллионов частных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государства, король был казнен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 г. провозгласила Францию республикой.

В ней говорилось: «Каждый родившийся и имеющий местожительство во Фран­ции, достигший 21 года; каждый иностранец, достигший 21 года, проживающий во Франции в продолжение одного года или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством, допускается к осуществлению прав французского гражда­нина... Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан. Народ непосредственно избирает представителей. Он поручает выборщикам избрание органов управления, общественных третейских посредников, судей, уголовных и гражданских. Народ обсуждает и постановляет законы».

В ходе революции появилось много нового в самых различных областях жизни: новые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отноше­ния между мужчинами и женщинами, например были сняты прежние католические ограничения на разводы.

Был введен новый календарь с новыми названиями для каждого месяца. В календарь вместо семидневной недели, упраздненной как пережиток прошлого, была введена новая единица времени — десятидневка, или декада. Дни декады имели названия: примиди — пер­вый, дуоди — второй, триди — третий и т. д. Зимние месяцы (с 21 декабря по 20 марта) назывались: нивоз (месяц снегов), плювиоз (месяц дождей), вантоз (ме­сяц ветров) и т. д. В конце простого года (12 месяцев по 30 дней) добавлялось 5 дней, а в конце високосно­го — 6 праздничных дней — «санкюлотид». Первый назывался Праздник гения, второй — Праздник труда, третий — Праздник подвигов, четвертый — Праздник наград, пятый — Праздник мнения, шестой посвя рассматривались как важные общественные события. Календарь Великой француз­ской революции был принят Национальным конвентом 5 октября 1793 г. (и был упразднен в 1805 г.). Специальная комиссия разработала единую систему мер и весов. Науке вообще придавалось огромное значение, как силе, способной указать правильный путь развития нации.

Одновременно происходило перерождение революции, тех идей и людей, с кото­рыми было связано ее начало. Концом революции считается 9 ноября 1799 г., когда выдвинутый революцией республиканский генерал Наполеон Бонапарт установил режим личной диктатуры. Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала переходным периодом к следующему этапу развития западноевропейской цивилизации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Французская революция и ее влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.087 сек.