Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чисто композиционного, формального (статичного и динамичного)

СТАТИКА / ДИНАМИКА

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя.

Это впечатление может исходить как из:

физического состояния формы — стабильного, не подвижного или не стабильного, подвижного (статическое и динамическое), связанного с движением объекта в целом или его частей

,так и

 

ДИНАМИКА, ДИНАМИЧНОСТЬ в изобразительном искусстве средство художественной выразительности, которое, используя зрительные свойства, создаёт впечатление движения формы, напряжения, действия внутренних сил; в этом последнем значении – то же, что и экспрессия. Противоположное значение – статика.

СТАТИКА – в изобразительном искусстве состояние покоя, равновесия зрительных сил;

 

По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида (см. одноимённую папку):

1. зрительно и физически статичные формы.

предельно стабильные: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п

Композиция носит монументальный, предельно статичный характер. (рис. 1)

 

2. физически статичные, но зрительно динамичные формы

неуравновешенные, стационарные формы, устремлённые в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами. (рис. 2)

 

3. зрительно статичные, но физически частично динамичные формы

устойчивая основа, в которой «двигаются» отдельные элементы — это зрительное движение в статичной форме отдельных элементов. (рис. 3)

 

4. зрительно и физически полностью динамичные формы

гибкие, открытые, изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы (рис. 4)

 

При этом они могут придавать композиционной форме неоднозначный характер.

Одни элементы могут зрительно выявлять ее стремительность,

другие — наоборот, «останавливать» ее:

· неустойчивые вертикали могут пересекаться устойчивыми горизонталями;

· «падающие» диагонали — «подпираться» вертикалями или противоположными по направлению диагоналями;

· яркий цвет может «успокаиваться» сдержанными тонами и т. д.

 

При решении таких сложных композиционных задач нужна предельная чёткость в установлении зрительного равновесия между элементами сложной композиции.

 

Статика и динамика в композиции могут быть выражены различными средствами:

· расположением и направленностью элементов композиции

· геометрическим видом и пластикой формы элементов

· расположением частей формы и элементов (симметрия)

· соотношением форм

· величина элементов

· целостностью - расчленённостью формы

· ритмическим строем

· положением композиционного центра

· членением композиционного пространства

· организацией композиционного пространства

· характером композиции (открытая-закрытая)

· соотношением светлотных тонов

· цветом

· и др.

 

 


 

СТАТИКА ПОГРАНИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ДИНАМИКА
1. Направленность форм
Горизонталь   Вертикаль       Диагональ    
2. Членение композиционного пространства
  горизонтальное   Незначительный скос   диагональное
3. Геометрический вид формы
Треугольник на основании Квадрат Горизонтальный прямоугольник;     Облегчённый верх форм Круг     Треугольник на углу Ромб Вертикальный прямоугольник;       Облегчённый низ форм
4. Ориентация в пространстве
Не ориентированная         Неопределённая ориентация     Ориентированная      
5. Организация композиционного пространства
Тяжёлый низ, лёгкий верх     Утяжелённый низ пространства Равномерность заполнения     Тяжёлый верх, лёгкий низ       Утяжелённый верх пространства

 

6. Расположение частей формы и элементов
Симметрия с вертикальной осью Зеркальная симметрия     вертикальная ось     Симметричное расположение элементов     Равное расположение     Симметричная форма Симметрия с горизонтальной осью Дисимметрия Антисимметрия     Горизонтальная ось   Незначительное нарушение симметрии     Дисимметрия     Антисимметрия Асимметрия Осевая симметрия     Диагональная ось     Осевая симметрии (точка поворота)     Асимметричное расположение элементов     Асимметрия форм
7. Соотношение формы
Тождество     Равные элементы композиции     Равные членения композиционной плоскости Нюанс     Нюанс формы       похожие членения композиционной плоскости Контраст     Разные элементы композиции       Разные членения композиционной плоскости
8. Величина элементов
крупные Элементы Членения Членения мелкие равномерные средние Мелкие Элементы Членения  
9. Структура (целостность - расчленённость) формы
Цельная Монолитная     Мало членений Несколько отверстий   Расчленённая Ажурная  
10. Ритмический строй
Метрика       Сочетание нескольких метрических рядов; Ритмический ряд с нюансным соотношением элементов     несколько метрических рядов     нюансные соотношения Ритмика       элементы   членения  
11. Расположение композиционного центра
В центре Внизу По горизонтальной оси       По вертикальной оси     У края По диагональной оси Вверху За рамками композиционной плоскости     В углу  
12. Размер композиционного центра
  Большой       Средний       Маленький      
13. Тип композиции
Закрытая (замкнутая)     Явно не выражен       Открытая (условно-замкнутая)    
14. Соотношение светлотных тонов
не контрастные отношения     нюансные отношения   контрастные отношения  
15. Соотношение цветовых тонов
однотоновая (монохромная) родственная цветовые гармонии       родственно контрастная цветовая гармония     контрастная цветовая гармония    

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приемы построения ритма | Безусловные конструкции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.