Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Быт города и деревни

Печать

* Первый журнал в России вышел по инициативе М. В. Ломоносова. Это были «Ежемесячные сочинения» — научно-литературный орган Академии наук. Сатири­ческие журналы издавал Н. И. Новиков. Журналы и альманахи декабристов («По­лярная звезда» и др.) критиковали самодержавие, развивали мысль о национальной самобытности России. Критиком, полемистом, редактором был А. С. Пушкин («Литературная газета», журнал «Современник»). В журналах «Телескоп», «Мо­сковский наблюдатель», «Отечественные записки» в 30-40-х гг. XIX в. блистал В. Г. Белинский.

Демократической линии «Современника» и «Отечественных записок» (Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский и др.) противостояли такие монархические и верноподданнические издания, как «Северная пчела», «Московитянин», «Мо­сковские ведомости», редактором которых был либерал-монархист и англоман М. Н. Катков.

С 60-х гг. XIX в. ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления — «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и др. Они освещали ход буржуазных реформ. Знакомили общественность с сущностью крестьянского и позднее рабочего вопросов. Авторы журналов старались осмыслить пути развития России. Из журналов образованная публика узнавала о разных сторонах жизни за рубежом. Наряду с литературно- художественными изданиями стали появляться и специальные журналы - ме­дицинские, исторические, технические, педагогические и т. п. Так, в начале XX в. в России выходило 120 технических журналов. Ряд журналов продолжали свою деятельность еще с первой половины XIX в. — такими были «Отечественные за­писки», «Библиотека для чтения», «Современник», созданный в 1836 г. Пушки­ным, в 1847 г. он перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву, и др. Большинство журналов в плане политическом придерживались либерально-монархического направления. Радикально-демократическую позицию занимали такие издания, как «Современник», «Отечественные записки» и сатирические журналы «Искра», «Будильник» и «Гудок».

Литература и искусство

Не менее богатым был XIX в. и для русской литературы. Окончательно офор­мился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А. С. Пушкина. Журналы, литераторы, издатели принадлежали к разным направлениям, идейным течениям. Все обра­зованное общество следило за творчеством таких поэтов и писателей, как К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. А. Бара­тынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. И. Гер­цен, Н. Г. Чернышевский.

В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения М. И. Глин­ки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в., стали классикой.

В столице империи возводятся величе­ственные архитектурные ансамбли, фор­мируются основные площади, центр города приобрел свой современный вид. С именами архитекторов связаны их творения: Казанский собор — А. Н. Воронихин; Александринский театр с улицей Росси — К. И. Рос- си; Исаакиевский собор, Александровская колонна — О. Монферран; Биржа на Стрелке Васильевского острова — Тома де Томон; Адмиралтейство — А. Д. Заха­ров. В Москве были построены Большой и Малый театры, Александровский сад у Кремлевской стены, поставлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.

В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем. У Г. И. Угрюмова, К. П. Брюллова и других приверженцев академи­ческой школы — картины на античные и религиозные сюжеты. У А. Г. Венециано­ва — картины крестьянского быта, русской природы. У П. А. Федотова — бытовые сюжеты. Русский реализм в изобразительном искусстве представлен именами И. Е. Репина, В. Г. Перова и др Большую роль для пропаганды русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных выставок, открывшиеся Третьяковская галерея, Русский музей, деятельность выдающегося искусствоведа и критика В. В. Стасова.

На протяжении XIX в. постепенно менялся облик русских городов. Значительную массу жителей Москвы и Петербурга составляли крестьяне, пришедшие на заработ­ки. Они работали на строительстве, на фабриках и заводах, в сфере обслуживания. Жили на окраинах, в переполненных казармах, подвалах, бараках. В более крупных городах наряду с административными зданиями, гостиными дворами появлялись доходные дома, фабричные корпуса. В мелких провинциальных, преимущественно уездных и заштатных городах с числом жителей не более 5 тыс. человек (они со­ставляли более 80% городских поселений) жители занимались сельским хозяйством, мелкими ремеслами и торговлей, жили в одно-, двухэтажных деревянных домах.

Верхи привилегированных сословий летом жили в своих поместьях, а зимой перебирались в Москву, Петербург, другие крупные города, где сосредотачивалась научная, литературная и театральная жизнь, устраивались великосветские при­емы, собрания, балы, литературные вечера. В литературных салонах желанными гостями были деятели литературы и искусства, заезжие иностранцы. Дворяне, если позволяли средства, старались в одежде, интерьере жилищ, в самом образе жизни следовать новейшей европейской моде. Из Европы выписывали книги и журналы. В Европу ездили путешествовать, развлекаться.

В купечестве и духовенстве сохранялись патриархальный быт и нравы с без­граничной властью старшего в семье, с полным бесправием остальных членов, с ограниченностью кругозора и предрассудками.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История в лицах. Русская культура в XIX в | ОСНОВЫ санитарно-гигиенического нормирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.