Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты и типология молодёжных субкультур




 

Состояние и развитие молодежной культуры в современной России, обусловлено следующими факторами:

1. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей.

2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровнях в настоящее время находится в кризисном состоянии, как и само общество.

3. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом.

4. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый).

5 Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.

На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру в России отличают следующие черты:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными.

4. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд отверженных), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификщии.

Поскольку молодёжь неоднородна, молодёжная субкультура проявляется в различных формах, типология которых зависит от различных оснований и отличается многообразием.

К примеру, отечественный социолог С.С. Фролов предлагает классифицировать молодёжные субкультуры, по основанию принадлежности к ним индивида, выделяя ингруппы и аутогруппы молодёжной субкультуры. Ингруппыэто те молодёжные субкультуры, к которым индивид чувствует принадлежность, считает их своими и в отношении которых он использует категорию «мы». При этом человек разделяет мнения и чувства представителей группы, единодушен с ними в постановке и достижении целей. Аутогруппыэто те молодёжные субкультуры, к которым индивид не принадлежит и в отношении которых он использует категорию «другие», вместо категории «мы». При этом у индивидов существуют черты и признаки, отделяющие их от остальных представителей группы [44, с. 277].

Молодёжные субкультуры можно классифицировать, по способу взаимоотношений индивидов, выделяя первичные и вторичные молодёжные субкультуры. Первичные молодёжной субкультуры, представители которых видят друг в друге индивида и личность, молодые люди интересуют друг друга как личности, у них общие интересы, надежды и чувства, в своей группе они полностью удовлетворяют потребности в общении. Такие группы ориентированы на взаимосвязь её представителей. Во вторичных молодёжных субкультурах отношения между индивидами носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Такие группы, как правило, ориентированы на достижение цели.

В зависимости от интенсивности общения, молодёжные субкультуры делятся на м алые группы, для которых характерны взаимодействия каждого индивида с каждым и б ольшие группы, для которых нехарактерны личные контакты между отдельными представителями группы.

А.В. Толстых предлагает следующую типологию молодёжных субкультур:

- общественно-политические («наши», «молодая гвардия», «единство»). Цель – пропаганда общественно-политических идей, взглядов и мнений. Не агрессивны до определённого промежутка времени;

- радикалы (люберы, скины). Агрессивны. Цель – выступление против определённых идей, взглядов, точек зрения. Во главе радикалов, как правило, стоят представители старшего поколения;

- эколого-этические группы (зелёные). Цель – улучшение экологической ситуации. Абсолютно не агрессивны;

- неформальные молодёжные движения, объединения (хиппи, панки). Цель – пропаганда определённого образа жизни, мировоззрения. Не агрессивны до определённых моментов;

- нетрадиционные религиозные группировки (сатанисты, культовые группы, представители сект). Цель – пропаганда религиозных взглядов и учений. Внешне социально не агрессивны;

- группы по интересам [44, с. 282].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.