Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вскармливание детей 1-го года жизни

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Состояние здоровья детей, уровень их заболеваемости за­висит от качества питания. Рациональное питание, соответ­ствующее возможностям ребенка определенного возраста, сбалансированное по белкам, жирам, углеводам, витаминам, макро- и микроэлементам, обеспечивает гармоничное раз­витие ребенка, повышает его иммунитет и выносливость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Питание детей 1-го года жизни является питанием развития.

 

Искусственное вскармливание - вскармливание ребенка молочными смесями.

С 1990 г. ВОЗ предложена терминология:

- исключительно грудное вскармливание- это грудь матери + + витамины или соли в форме порошка, которые дают с ло­жечки в смеси со сцеженным материнским молоком;(по назначению врача)

-

- преимущественно грудное вскармливание- это грудь ма­тери + вода,чай.

-

- или частично грудное, вскармливание — это грудь матери и смеси.

-

- искусственное вскармливание- смеси или молоко животных.

 

 

ДЕСЯТЬ ПРИНЦИПОВ УСПЕШНОГО КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ.

 

1. Иметь в письменном виде программу содействия грудному вскармливанию и обеспечить ею работников всех служб здравоохранения.

2. Обучить работников служб здравоохранения искусству воплощать эту программу в жизнь.

3. Информировать беременных женщин о пользе грудного вскармливания и способствовать приобретению ими необходимых навыков.

4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.

5. Показать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию даже тогда, когда они временно вынуждены находиться отдельно от детей.

6. Не давать новорожденным детям никакой пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.

7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.

8. Проводить грудное вскармливание по первому требованию младенца, а не по расписанию.

9. Не давать ребенку, которого кормят грудью, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски, пустышки и др.).

Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы

 

Важнейшие достоинства женского молока и грудного вскармливания.

 

1. Оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ, их большая биологическая ценность. Белки, жиры, углеводы находятся в грудном молоке в идеальном для усво­ения детским организмом соотношении 1:3:6, в коровьем 1:1,2:1,4 (табл. 13).

 

Таблица 13. Основные нутриенты молозива и женского молока, г/л

 

Вид молока Белки Углеводы Жиры Зола Калорийность, ккал
Молозиво   40-76 28-41 2,1-4,8 1200-700
Переходное молоко (с 4-5 дней) 21-14 57-76 29-44 2,2-3,4  
Зрелое молоко (со 2 - 3-й недели) 9-18     2,0-3,0  
Коровье       7,0  
Козье       8,0  
Кобылье       3,4  

 

 

2. Стерильность, оптимальная температура, низкая осмо-лярность. Грудное молоко всегда свежее. Преобладание мел-кодисперстных фракций обеспечивает створаживание груд­ного молока в желудке более нежными хлопьями с более лег­ким его перевариванием.

 

3. Материнское молоко лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают выраженной антигенной активностью. (При появлении у ребенка аллер­гических реакций необходимо исключить из рациона матери аллерген, на который реагирует ребенок, и обязательно со­хранить грудное вскармливание.)

 

4. Женское молоко отличается от коровьего не только меньшим общим количеством белков, но, что более важно, их качеством, по структуре они близки белкам клеток ребен­ка. В женском молоке казеинов всего 40% и белки молочной сыворотки превалируют (60%) над ними. В коровьем молоке преобладают казенны, составляющие до 80% всего количе­ства белков. Высоко в женском молоке содержание амино­кислоты таурина, которая у человека практически не синте­зируется и служит нейропередатчиком и неиромодулятором при развитии ЦНС. Таурин является доминирующей сво­бодной аминокислотой в клетках сетчатки глаза, надпочеч­ников, нервной ткани, а также активным мембраностабили-зирующим агентом и антиоксидантом.

5. Женское молоко, и особенно молозиво, богато IgA, причем 90% его приходится на секреторный иммуноглобу­лин A (SIgA), который играет фундаментальную роль в мест­ном иммунитете ЖКТ новорожденных (заселение кишечника микроорганизмами, токсинами, вырабатываемыми мик­роорганизмами и др.). В меньшем количестве в нем содер­жатся другие иммуноглобулины. Грудное молоко содержит и другие противоинфекционные факторы, такие, как лакто-феррин, лактопероксидаза, комплемент, лизоцим, противо-стафилококковый фактор, бифидус-фактор, лимфоциты,

 

6. Жира в женском молоке столько же, сколько и в ко­ровьем, однако химический состав его другой - в женском молоке в несколько раз больше полиненасыщенных жир­ных кислот, в том числе незаменимых, являющихся необ­ходимыми компонентами фосфолипидов головного мозга, мембран клеток. Они необходимы для полноценного им­мунного ответа, одновременно предупреждая развитие из­быточных воспалительных реакцийВ жен­ском молоке мало летучих жирных кислот, много фосфо­липидов. Особенностью жира женского молока является наличие в нем фермента липазы, что способствует быст­рейшему перевариванию жира и усвоению его организмом. За счет липазы женского молока уже в желудке ребенка рас­щепляется около 50% молочного жира. Вместе с жиром в организм младенца поступают необходимые для жизне­деятельности и особенно для нормального роста и развития жирорастворимые витамины A, D, Е, К, содержание кото­рых в женском молоке значительно выше, чем в коровьем (витамина К, например, в 5-7 раз).

 

7. Женское молоко отличается от коровьего не только более высоким (приблизительно в 1,5 раза) содержанием лактозы, но и ее качеством, а-лактоза коровьего молока расщепляется в верхних отделах тонкого кишечника, в то время как (3-лактоза женского молока доходит до толстого кишечника и стимулирует развитие в нем бифидофлоры, имеющей большое значение для организма грудного ре­бенка. При искусственном вскармливании количество би-фидобактерий ниже, в ряде случаев они полностью исче­зают. Кишечная флора играет ключевую роль в созревании

и «тренировке» иммунной системы кишечника, выступая в качестве раздражителя, стимулирующего созревание иммунной системы.

 

8. Грудное молоко исключительно богато ферментами Это компенсиру­ет временную низкую ферментативную активность ЖКТ ре­бенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

 

9. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, чем в коровьем, однако усвоение их лучше. Содержа­ние натрия, магния, хлора, калия, микроэлементов (Fe, Си, Zn, Co, Se и др.) в грудном молоке оптимально и соответ­ствует потребностям ребенка, имеет высокую биодоступ­ность.

 

10. Грудное молоко содержит многочисленные факто­ры, способствующие регуляции процессов роста и разви­тия ребенка. Это - фактор роста эпидермиса, инсулинопо-добный фактор роста, фактор роста нервной ткани и др. Женское молоко имеет в своем соста­ве многочисленные гормоны.

 

11. Важный аспект грудного вскармливания - психологи­ческий. Закладываются пожизненно закрепленные отноше­ния к матери, формируется будущее родительское поведе­ние. Установлено, что «психологическая совместимость» между матерью и ребенком, которого она кормит грудью, более совершенна, чем между матерью и ребенком-искусст­венником.

 

В первые дни лактации грудные железы кормящей мате­ри секретируют молозиво

 

. Молозиво - это густая клейкая жидкость жел­того цвета, которая заполняет протоки молочной железы в течение последнего триместра беременности и вырабатыва­ется в течение нескольких дней после рождения ребенка. Ес­ли мать во время всего периода беременности кормила дру­гого ребенка, ее молоко пройдет стадию молозива перед и не­посредственно после новых родов. Количество вырабатыва­емого молозива меняется в широких пределах от 10 до 100 мл в день. Молозиво имеет высокую калорийность и представ­ляет собой продукт питания с небольшим объемом и высо­кой плотностью, содержит меньше жира, лактозы и водора­створимых витаминов, чем зрелое молоко, но больше бел­ков, жирорастворимых витаминов (включая витамины Е, А и К), больше минеральных веществ. В нем так высок уровень иммуноглобулинов и других защитных факторов, что его можно считать не только продуктом питания, но и лекар­ством.

 

Молозиво хорошо соответствует специфическим потребностям детей:

 

1) незрелые почки новорожденных не могут перерабаты­вать большие объемы жидкости, не испытывая метаболиче­ского стресса;

 

2) выработка лактазы и других кишечных ферментов только еще начинается;

 

3) для защиты от окислительных повреждений и гемор­рагических заболеваний требуются ингибиторы и хиноны;

 

4) иммуноглобулины покрывают незрелую поверхность кишечника, защищая таким образом, от бактерий, вирусов, паразитов и других патогенных факторов;

 

5) молозиво, как и зрелое молоко, действует как модуля­тор развития ребенка (факторы роста и развития).

 

Очень быстро молозиво превращается в переходное молоко (на 3-14-й день после родов), а оно - в зрелое женское молоко, яв­ляющееся основой питания ребенка 1-го года жизни.

 

Способы определения количества молока, необходимо­го грудному ребенку.

 

В первые 10 дней жизни необходимое количество молока для доношенного ребенка можно опреде­лить по следующим формулам.

1. Формула Финкилыитейна в модификации А. Ф. Тура. Количество молока в сутки (мл) = п х 70 или 80, где п - день

жизни; 70 - при массе в момент рождения ниже 3200 г; 80 -при массе в момент рождения выше 3200 г.

2. Формула Н. П. Шабалова. Количество молока на 1 корм­ление (мл) = 3 мл х день жизни х массу тела (кг).

3. Формула Н.Ф. Филатова в модификации Г. И. Зайце­вой. Количество молока в сутки (мл) = 2% массы тела х день жизни.

 

Начиная с 10-го дня жизни и до конца 1-го года жизни су­точное количество молока вычисляют двумя способами:

1. Объемный способ по Гейбнер-Черни.

Объем пищи на­значается в зависимости от возраста и массы тела. При этом масса тела должна соответствовать средним возрастным нормам.

 

 

Суточное количество пищи составляет: в возрасте от 10 дней до 2 месяцев - 1/5 часть фактической массы тела; от 2-4 месяцев - 1/6; от 4-6 месяцев - 1/7; в возрасте старше 6 месяцев - 1/8 массы тела, но не более 1 л/сут.

 

 

Для определения объема одного кормления необходимо суточный объем питания разделить на общее число корм­лений.

 

Например, ребенок в возрасте 2 месяца должен по­лучать в сутки 800 мл молока. При 7-разовом кормлении объем каждого кормления будет равен 115 мл молока, при 6-разовом - 130 мл.

 

 

Ребенок на 1-м году жизни не должен получать в сутки более 1000-1100 мл пищи.

 

Расчет количества кормлений.

 

После выписки из роддома ребенка кормят 10-12 раз в сутки, без ночного перерыва.

 

Однако многие дети выдерживают 3-3,5-часо­вые промежутки между кормлениями, устанавливая 6-8-ра-зовый режим кормлений с 5-6-часовым ночным переры­вом.

 

Чаще в первые 3-4 месяца жизни здоровых доношен­ных детей кормят 7-8 раз, с 6-часовым ночным перерывом. Если ребенок выдерживает более длительный промежуток между кормлениями, его переводят на 6- и 5- разовое кор­мление. С 4,5-5 месяцев большинство детей кормят 5 раз в сутки.

 

 

Вскармливание новорожденного.

 

Первое прикладыва­ние к груди здорового доношенного новорожденного долж­но быть проведено сразу после родов. Новорожденного сле­дует обтереть и высушить, положить на живот матери, что­бы она могла приложить его к груди.

В дальнейшем необходимо позволить ребенку сосать грудь свободно, часто и без фиксированного распорядка. Его надо прикладывать к груди, как только у него появится чув­ство голода и независимо от того, появилось у матери моло­ко или нет. Частое сосание и опорожнение молочных желез является стимулом для выделения пролактина, способствуя лучшему и быстрому становлению лактации. Раннее прикладывание к груди позволит ребенку получить питание со всеми преимуществами молозива.

После рождения ребенку не следует давать ничего, кроме грудного молока. Бутылочка или рожок с водой, настоем трав, растворами глюкозы или молочных смесей не только являются излишними в питательном отношении, но и ухуд­шают сосательную способность новорожденного, уменьша­ют стимулирование лактации у матери. Это может привести к инфицированию ребенка, а молочные смеси еще и к сенси­билизации ребенка к белкам коровьего молока.

 

Матери должны знать, что чередование кормления с ис­пользованием искусственного стимула - резиновой соски и естественного (грудь) дезориентирует оральную реакцию детей. Поскольку для сосания резиновой соски необходимо меньше работы, мышцы щек ослабляются и желание сосать грудь утрачивается. Поэтому детям, находящимся на груд­ном вскармливании, не следует давать никаких искусствен­ных средств, имитирующих грудь или успокаивающих. Для поддержания грудного вскармливания не рекомендуется до­паивать ребенка, например кипяченой водой или глюкозой.

 

В редких случаях, когда необходимо дополнительное пита­ние, можно давать пищу с помощью чайной ложки, пипетки или небольшой чашки.

 

Первые 2 недели периода новорожденности являются наи­более важными для установления грудного вскармливания.

 

Дети, вскармливаемые грудью, могут хотеть есть от 6 до 10 и более раз в сутки. Некоторым для насыщения хва­тает молока из одной груди, другим нужны обе. Важно учитывать, что в 1-й порции молока (в начале каждого кормления) мало жира и много лактозы и воды, эта пор­ция удовлетворяет потребности ребенка в жидкости(переднее молоко). Последняя порция молока (в конце кормления) богата жирами и удовлетворяет потребности ребенка в энергии(залнее молоко). Утром молока много; днем и вечером его может быть меньше, но оно более насыщено питательными вещества­ми. Для большего удовлетворения ребенок периодически может менять привычный режим питания: есть чаще или реже, сосать дольше или быстрее.

Основное количество молока высасывается ребенком в начале кормления: 50% - в первые 2 мин и 80-90% - в первые 4 мин. Нет основания держать ребенка у груди более 10-15 мин. Во многих случаях причиной продолжительного кормления является неудобное или неправильное положе­ние ребенка у груди. В таком случае ребенок долго не может удовлетворить чувство голода и продолжает сосать грудь, часто травмируя сосок молочной железы.

 

Образование грудного молока происходит одновременно в обеих грудных железах. Когда грудь становится полной и тугой, активность лактации автоматически снижается. В свя­зи с этим для хорошей лактации и самочувствия матери при каждом кормлении рекомендуется кормить не только одной, но и другой грудью.

Не надо сцеживать оставшееся после кормления в груди молоко «до последней капли», чтобы лактация была лучше. Сцедить молоко до последней капли вообще невозможно, так как железы постоянно выделяют новое молоко. Сцежи­вают молоко только, чтобы избежать напряжения груди, пе­реполненной молоком.

 

В конце кормления ребенка необходимо подержать в вер­тикальном положении у плеча или на колене для того, чтобы он мог срыгнуть проглоченный воздух; нередко эту проце­дуру необходимо проводить несколько раз в течение корм­ления. После кормления ребенка нужно положить на правый бок, что уменьшает возможность аспирации пищи при срыгивании или рвоте.

 

Наиболее частыми причинами нарушения лактации слу­жат эмоциональные и психологические факторы или же не­достаточность знаний о механизме лактации и о способах кормления грудью.

Женщины, особенно первородящие, нередко расстраива­ются от предположения, что у них мало молозива или моло­ка, из-за повышенной чувствительности сосков или ощуще­ния переполненности грудных желез на 4-5-й день после ро­дов. Медперсонал должен своевременно выявлять эти пере­живания. Хорошее состояние здоровья ребенка и прибавка мас­сы тела должны являться для матерей убедительными доказа­тельствами достаточности количества грудного молока.

 

 

Противопоказания к кормлению грудью.

 

Постоянными противопоказаниями к кормлению грудью являются некоторые врожденные нарушения обмена веществ (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь «кленово­го сиропа»).

Кормление грудью может быть абсолютно противопока­зано и при целом ряде тяжелых заболеваний матери (сердеч­но-сосудистая и почечная недостаточность, тяжелые формы болезней крови, выраженные формы тиреотоксикоза, злока­чественные опухоли, острые психические заболевания).

 

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ чаще обусловлены тяжелой родовой травмой ребенка с нарушением мозгового кровообращения, выраженными расстройствами дыхания, сердечно-сосудис­той деятельности и др. В этих случаях ребенка кормят сце­женным молоком. По мере улучшения состояния приклады­вают к груди, постепенно увеличивая число грудных корм­лений.

 

При многих заболеваниях матери грудное кормление до­пускается с ограничениями. Так, при гриппе, ангине, пнев­монии кормление можно продолжать, однако мать должна обязательно надевать маску, сразу после кормления ребенка необходимо изолировать в другую комнату.

 

 

Гипогалактия.

 

 

Снижение секреторной деятельности грудных желез называется гипогалактией.

 

Различают ран­нюю (в первые 10 дней после родов) и позднюю (спустя 10 дней после родов) гипогалактию. Гипогалактия является основной причиной отказа от грудного вскармливания.

Первичная гипогалактия связана с расстройствами гипо-таламо-гипофизарно-яичниковой регуляции. В подавляю­щем большинстве случаев развивается вторичная гипогалактия. Различают 4 степени гипогалактии: I - дефицит мо­лока до 25%; II - до 50%; III - до 75%; IV - более 75%.

 

 

Наиболее часто гипогалактию вызывают следующие при­чины.

 

1. Отсутствие настроенности на кормление грудью у бе­ременной женщины. Необходимо воспитывать положитель­ную мотивацию на грудное вскармливание в микросоциаль­ной среде беременных. Важно влияние членов семьи, особен­но отца будущего ребенка, поддержка медперсонала жен­ской консультации и родильного дома.

2. Позднее или неправильное прикладывание к груди. Сразу после родов ребенка следует выложить на живот мате­ри: в течение 5 мин - период релаксации, затем 10-15 мин -пробуждение, около 40 мин - период активности, когда ребе­нок ищет грудь. При первом прикладывании новорожден­ный должен найти грудь самостоятельно. Грудь перед корм­лением не обрабатывается, так как кожа грудной железы покрыта лактобациллами, необходимыми ребенку для нор­мального биоценоза ЖКТ. Достаточно, если кормящая мать дважды в день принимает душ.

3. Редкие или непродолжительные кормления. Частое и неограниченное кормление грудью в первые 2 недели жизни, в среднем 9-12 и более раз в сутки, значительно увеличивает лактацию и является профилактикой лактостаза. В первые 1— 2 месяца лучше кормить из обеих грудных желез в одно кор­мление, так как это стимулирует лактацию. Если у матери молока много, нужно давать в одно кормление одну грудь, так как при отсутствии эффекта отдачи ребенок будет полу­чать только богатое лактозой и бедное жиром молоко (в «зад­нем» молоке жира больше, чем в «переднем» в 1,5-5 раз). Во время лактационных кризов (уменьшение молока) длитель­ностью 3-4 дня необходимо увеличить число кормлений, не­допустимо сразу же докармливать ребенка смесями.

4. Нарушение режима кормящей женщины. Недостаточ­ный сон, чрезмерная физическая нагрузка, усталость, беспо­койство, стресс снижают лактацию. Кормящая мать обяза­тельно должна спать днем. Нарушение питания женщины значительно влияет на качественный, особенно микронут-риентный, состав молока.

5. Снижение сосательной активности ребенка при заболе­ваниях, применении сосок, пустышек, накладок. Снижение лактации может произойти при аномалиях развития ребен­ка, приеме кормящей женщиной контрацептивных таблеток и диуретиков, беременности, злоупотреблении курением и алкоголем. Резкое истощение, неприязнь к кормлению и не­приятие ребенка могут снизить лактацию.

Первичная гипогалактия обычно плохо поддается лече­нию. В таких случаях следует своевременно назначить до-корм. Если ребенку нет 3 месяцев и объем недостающего мо­лока невелик, давать другую пищу и питье нельзя. При вто­ричной гипогалактии необходимо убедить мать в способ­ности кормить грудью. Объяснить, как сосание регулирует количество молока. Следует прикладывать к груди как мож­но чаще, в том числе и ночью, кормить продолжительнее. Рекомендуют матери нормализовать режим, диету, увели­чить потребление жидкости на 1 л/сут, ввести в рацион грец­кие орехи (3-5 штук), рыбу, за 20-30 мин до кормления при­нять теплое сладкое питье, фрукты; согреть грудь теплым компрессом или душем, провести массаж шеи и спины, сти­муляцию кожи сосков, слегка помассировать молочные же­лезы. Рекомендуется фитотерапия, иглоукалывание. Назна­чают витамины А, Е, никотиновую кислоту, апилак, пасту из сухих пивных дрожжей, пролактин, окситоцин и др. Лечение гипогалактии следует проводить под контролем динамики массы тела и диуреза ребенка.

Работа фельдшера по обеспечению грудного вскармли­вания ребенка 1-го года жизни. Чтобы обеспечить вскарм­ливание ребенка материнским молоком необходимо:

1) разъяснить беременной и кормящей матери преиму­щества грудного вскармливания;

2) рассказать правила кормления грудью;

3) обучить технике прикладывания ребенка к груди;

4) показать возможные положения ребенка у груди;

5) провести оценку кормления (правильно или непра­вильно ребенок приложен к груди);

6) обучить женщину сцеживать молоко;

7) оказать помощь матери в случае затруднений при кормлении грудью.

Разъяснение преимуществ грудного вскармливания (см. ранее).

Правила кормления грудью. Медицинский персонал дол­жен объяснить матери, что при кормлении грудью необхо­димо выполнять следующие правила:

1) перед кормлением ребенка следует вымыть руки, сце­дить несколько капель молока;

2) после кормления нужно оставить несколько капель мо­лока на сосках, а грудь открытой, чтобы соски высохли на воздухе. Оставшееся на сосках молоко богато жиром, оно за­щищает кожу сосков от образования трещин. Необходимо следить, чтобы соски всегда были сухими. С этой целью пе­риодически, в течение 10-15 мин, держат грудь открытой для контакта с воздухом;

3) мыть грудь не более 1 раза в день без мыла. Мытье гру­ди удаляет натуральные жиры, защищающие кожу сосков. Достаточно перед кормлением произвести влажное обтира­ние молочной железы;

4) не допускать нагрубания молочной железы. Для этого целесообразно в дни, когда прибывает молоко (3-5-й день лактации, иногда позже), чаще прикладывать ребенка к гру­ди. В некоторых случаях достаточно сцедить несколько ка­пель молока, чтобы грудь стала мягче;

5) чаще при кормлении одну грудь дают в одно кормле­ние, вторую - в другое. Если мать в одно кормление исполь­зует обе груди, начинать кормление нужно с той груди, кото­рая использовалась в предыдущем кормлении последней и кормить из нее до полного опорожнения молочной железы, затем дать ребенку другую грудь;

6) не ограничивать продолжительность кормления, так как при прикладывании к груди ребенок удовлетворяет не только голод, но и сосательный рефлекс. Чаще ребенок нахо­дится у груди 15-20 мин. В 1-е сутки лактации кормления должны быть более короткими из-за возможности образова­ния трещин сосков (первые кормления свыше 5 мин можно разрешать только при условии правильного захвата соска и ареолы);

7) кормить ребенка следует только грудью. Не нужно да­вать ему воду или другую жидкость. При необходимости до-корма давать его из ложки или чашки;

8) не пользоваться духами и дезодорантами, ребенку мо­жет не понравится их запах, он будет отказываться брать грудь, нервничать во время кормления.

 

Техника прикладывания ребенка к груди.

 

Медицинские работники должны обучить мать технике прикладывания ребенка к груди. Для этого необходимо:

- помочь матери выбрать удобную для кормления позу. Существуют различные положения ребенка у груди, матери необходимо показать их все для того, чтобы она выбрала наиболее подходящую позу для нее и ребенка. Выбранная позиция должна позволять ребенку хорошо захватить грудь и быть удобной для матери, чтобы она не испытывала напряжения во время кормления (см. «Возможные позиции ребен­ка у груди»);

- после того как выбрана удобная поза для кормления не­обходимо объяснить и показать матери как держать ребенка. Одной рукой тело поддерживается снизу, другой рукой его можно поддерживать за плечи. Недопустимо располагать ру­ку на затылке - голова ребенка должна свободно откидывать­ся назад. Младенца необходимо повернуть всем телом к груди матери так, чтобы во время кормления ему не нужно было по­ворачиваться или наклонять голову: лицо ребенка должно быть обращено к груди матери, голова находиться на одной линии с его телом, живот - напротив живота матери;

- показать матери как поддерживать грудь во время кормления. Для этого необходимо 2-5-й пальцы располо­жить под молочной железой, поддерживая грудь указатель­ным пальцем. Большой палец должен находиться в верхней части груди (рис. 3). Указательный и большой пальцы не должны располагаться близко к соску;

- обучить мать прикладывать ребенка к груди, чтобы он хорошо захватывал сосок и ареолу. Для этого необходимо коснуться соском губ ребенка, подождать пока ребенок ши­роко откроет рот, быстро приложить ребенка к груди так, чтобы его нижняя губа была под соском, дать ребенку всю грудь, а не сосок, чтобы он хорошо захватил ареолу. При правильном прикладывании нижняя губа вывернута нару­жу, над верхней губой виден больший участок ареолы, чем под нижней (рис. 4);

- некоторые матери во время кормления придерживают грудь пальцем возле носа ребенка. В этом нет необходимости, так как ребенок может свободно дышать без этой из­лишней предосторожности. Кроме того, можно извлечь грудь изо рта ребенка или ухудшить захват груди;

- обратить внимание на реакцию матери на кормление, спросить, нет ли у нее неприятных или болезненных ощуще­ний при сосательных движениях ребенка.

 

Возможные позиции ребенка у груди.

 

Первые дни после родов лучше кормить в положении лежа - на боку или на спине.

 

Рис. 3. Поддержка груди: я-правильно; 6— неправильно

а) б)

 

 

Рис. 4. Прикладывание ребенка к груди:

а-правильное; б-неправильное

 

Кормление ребенка в положении матери «лежа».

Мать должна лечь на бок, опираясь на локоть (рис. 5). Для того чтобы удобно было кормить ребенка необходимо положить одну подушку под голову, другую - под грудную клетку. Ру­кой, находящейся снизу, мать может поддерживать ребенка. При необходимости грудь поддерживается второй рукой. Если мать не поддерживает грудь - она может этой рукой держать ребенка.

 

При положении «лежа на спине» ребенок укладывается на живот матери и сверху сосет грудь (рис. 6).

Такая позиция может применяться при очень быстром поступлении молока.

 

Классическая позиция.

Мать сидит на стуле со спинкой, для упора ноги используется скамеечка. Голова ребенка на­ходится на локтевом сгибе руки со стороны той груди, кото­рой мать кормит ребенка. Его туловище поддерживается предплечьем и кистью руки.

Кормление ребенка в положении «из-под руки».

Голова ре­бенка находится на кисти руки матери со стороны той груди, которой мать кормит ребенка. Мать может положить под бок подушку, на которой будет лежать ребенок (рис. 7). Та­кое положение удобно при закупорке млечного протока, за­труднениях с захватом груди, кормлении близнецов.

Кормление ребенка в положении, когда мать держит ребен­ка рукой, противоположной топ груди, которой кормит.

 

Та­кая позиция рекомендуется при кормлении маловесных и больных детей (рис. 8).

 

 


 

Рис. 5. Кормление в положении «лежа»

Рис. 6. Кормление в положении «лежа на спине»


 


Рис. 7. Кормление в положении «из-под руки»

Рис. 8. Кормление в положении, ког­да мать держит ребенка на руке, про­тивоположной той груди, которой кормит


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Степени недоношенности | Оценка кормления ребенка грудью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.