Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма как способ организации сделки

О. Уильямсон, так же как и Р. Коуз, — сторонник иерархического, а не контрактного подхода. Однако в отличие от Р. Коуза он считает, что среди трансакционных издержек, которые учитываются при принятии решений об интеграции, обязательно должны присутствовать издержки, вы званные оппортунистическим поведением и необходимостью его пре­дотвращения. Если оппортунизм партнеров отсутствует, то соображения эффективности требуют использовать рыночный обмен, поскольку для него характерны более действенные стимулы.

В основе подхода О. Уильямсона, который рассматривает фирму как один из способов организации сделки, лежит идея о неполноте кон­трактов, ограниченной рациональности экономических агентов и осо­бой роли специфических активов при выборе формы контракта и со­ответствующего способа организации сделки. Такой подход позволил О. Уильямсону дать более определенный, чем у Р. Коуза, ответ на вопрос о границах фирмы. В экономической литературе этот вопрос известен как «загадка О. Уильямсона», названный так французским экономи­стом, научным руководителем Института экономики промышленности Университета социальных наук Тулузы Жаном Тиролем (род. 1953).

Так, при организации сложного производственного процесса одной крайностью может стать осуществление его множеством самостоя­тельных фирм, а другой — полностью вертикально интегрированная компания, владеющая всеми мощностями, необходимыми для произ­водства.

Реакцией на присущие фирме недостатки централизованной бюро­кратической организации может быть политика селективного вмеша­тельства (selective intervention), идея которой заключается в том, чтобы воспроизвести работу рынка внутри самой фирмы в тех случаях, когда рынок может способствовать повышению эффективности. Отношения между подразделениями фирмы строятся на рыночной основе, а управ­ляющие высшего звена — топ-менеджеры избирательно вмешиваются в работу рынка, когда того требуют соображения эффективности. Если бы эта политика селективного вмешательства была работоспособной, тогда эффективной была бы организация производства в рамках одной гигантской фирмы. Однако в реальности этого не происходит.

О. Уильямсон утверждает, что политика селективного вмешатель­ства, при которой интеграция приносит выгоды за счет повышения гиб­кости, приспособляемости, но не связана с потерями, невозможна. Пе­ренесение трансакции с рынка в фирму сопровождается снижением стимулов. В рамках единой интегрированной фирмы невозможно со­здать столь же сильные стимулы, как в случае независимых фирм. Мож­но пообещать работникам такие же сильные стимулы, как у независи­мых подрядчиков, однако сложно сделать эти обещания достоверными. Дело в том, что собственник фирмы контролирует показатели, измеряю­щие деятельность работников. Чтобы обещание владельца фирмы в от­ношении сильных стимулов было достоверным, необходимо, чтобы эти показатели были совершенно объективными и их можно было бы за­крепить в договоре, т. е. они должны быть наблюдаемы третьей сторо­ной, которая будет следить за их соблюдением. Если обещания не яв­ляются достоверными, то у владельца фирмы всегда будет искушение «подделать» эти показатели. Это «подделывание» может происходить как в том случае, когда работник работал очень хорошо и ему следует заплатить высокое вознаграждение, так и в том случае, когда результа­ты оказались плохими, несмотря на кажущиеся значительными усилия. В последнем случае владелец фирмы «простит» плохой результат. Но в обоих случаях стимулы притупляются и фирме не удается достичь того же уровня эффективности, который достижим на рынке.

Преимущество подхода О. Уильямсона заключается в том, что он бо­лее адекватно определяет природу и основные факторы, влияющие на величину трансакционных издержек в отношениях между двумя неза­висимыми, не интегрированными фирмами. Однако нерешенным, тем не менее остается следующий вопрос: как меняются эти издержки, если две фирмы сливаются и становятся единой фирмой. Уильямсон пред­полагает, что споры по поводу цен и прочих условий внутри фирмы со­кращаются, но конкретный механизм, благодаря которому это происхо­дит, обычно не обсуждается. В его теории так и остается невыясненным вопрос о том, каков же механизм гарантирования исполнения контрак­та, который применяется в фирме.

В качестве подобного механизма, по мнению Сэнфорда Гроссма­на (род. 1953) и Оливера Харта (род. 1948), могут выступать права собствен­ности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория фирмы как отношений найма | Теория фирмы с позиций прав собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.