Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние механизмы контроля управляющих

Рынок готовой продукции. Если управляющий компании правильно управляет бизнесом, то товары, производимые компанией, будут поль­зоваться спросом на рынке и компания получит доходы, однако при плохом управлении компанией товары по разным причинам (напри­мер, издержки производства выше оптимальных, продукция устарела и не отвечает предпочтениям потребителя и т. д.) не будут пользоваться спросом и компания понесет убытки. Однако рынок готовой продукции — это не лучший способ дисциплинировать плохих управляющих Этот механизм наказывает не только управляющих, но и всех лиц, так или иначе связанных с фирмой (акционеров, работников компании, кредиторов). Если продукция фирмы не находит сбыта и фирма разоряется, то происходит растрата ценных ресурсов общества. Дисциплинарные меры, которые связаны с рынком готовой продукции, слишком радикальные и не оставляют места для адаптации плохо работающих управляющих. Если управляющий вовремя не сможет понять сигнала, который посылает ему рынок готовой продукции, и не примет мер, то сам этот рынок не может предоставить никакого корректирующем» механизма. Только если действуют другие внутренние и внешние механизма контроля, сигналы, которые посылает этот рынок, могут при вести к своевременному приспособлению управляющих, которое по­зволит избежать радикального решения.

Фондовый рынок. Акционеры, недовольные поведением управля­ющих, имеют право продать свои акции на фондовом рынке, однако ре­ально реализовать свое право они могут лишь там, где фондовый рынок достаточно развит. На фондовом рынке цены на акции отражают сум­мированные индивидуальные оценки будущих последствий текущей деятельности управляющих компаний. Эта оценка создает для управ­ляющих стимулы проводить политику, которая увеличит остаточный доход. Право продажи акционерами своих акций на рынке тем самым повышает издержки управляющих, связанные с проведением полити­ки, удовлетворяющей их собственные интересы в ущерб интересам ак­ционеров. При продаже акций может произойти падение курса акций и начаться их сброс, что непосредственно угрожает положению управ­ляющих, поскольку реальной становится угроза поглощения компании.

Рынок слияний и поглощений. Снижение курса акций делает ком­панию легкой добычей для поглощения, а поглощение приводит к сме­не руководства компании. Поглощение одной фирмы дисциплинирует управляющих других фирм. В результате конкуренция между различ­ными командами управляющих приносит выгоды пассивной третьей стороне — акционерам.

Поглощения следует рассматривать как крайнюю меру в борьбе про­тив злоупотреблений управляющих. Поглощения действительно были бы эффективным дисциплинирующим механизмом в мире с нулевы­ми трансакционными издержками. Однако поглощения — это не бес­платный, а весьма дорогостоящий механизм, поэтому злоупотребления управляющих должны быть крайне серьезными, чтобы у кого-то возник стимул к вмешательству и поглощению управляемой ими компании.

Аутсайдеры, которые хотят получить контроль над компанией, мо­гут использовать один из следующих методов поглощения.

1. Покупка акций на фондовом рынке. Аутсайдеры могут просто по­купать акции на фондовом рынке до тех пор, пока не приобретут то их количество, которое необходимо для контроля над компанией. Однако этот метод не может быть использован из-за существующих в большинстве стран законодательных ограничений. Почти во всех странах действуют законы, которые обязывают покупателя, приобре­тающего определенное количество акций, раскрывать информацию о себе. В некоторых странах лица, покупающие акции на рынке, так­же должны раскрыть свои намерения перед компанией, выпустив­шей акции, которые они покупают. Таким образом, рынок, а также управляющие компании получают предупреждение о готовящемся поглощении. В результате акционеры компании могут использовать эту информацию для того, чтобы придержать акции, а это уменьшает вероятность успеха попытки поглощения. Управляющие компании используют эту информацию с целью осуществить защитные меры против поглощающей компании. Однако даже в том случае, когда обязанность уведомления о приобретении 5% пакета акций не действует, покупка акций на рынке настораживает и рынок, и управля­ющих компаний. Рыночные цены подают сигнал, что кто-то скупает акции компании и может быть заинтересован в приобретении кон­троля над ней.

2. Тендерное предложение о поглощении. Делая тендерное предло­жение, аутсайдер, который хочет получить контроль над определен­ной компанией, предлагает ее акционерам продать ему свои акции по определенной цене, обычно большей, чем рыночная. Тендерное предложение может быть сделано только на какую-то часть акций, находящихся на руках у акционеров. Действительное приобрете­ние акций бывает обусловлено получением определенного количе­ства акцептов — обычно того количества акций, которое дает по­глощающей компании большинство голосующих акций компании, а также зависит от одобрения антимонопольных органов. При тен­дерном предложении акционеры компании получают возможность выразить свое отношение к тому, как осуществлялось управление компанией. В англо-американской экономике враждебные тендер­ные предложения о покупке акций часто рассматриваются как один из наиболее эффективных методов дисциплинирования управля­ющих: опасность враждебного поглощения побуждает управляю­щих действовать в интересах компании и ее акционеров. Однако тендерные предложения поглощающей фирмы в Америке встреча­ют большое число институциональные препятствий.

3. Поглощения путем голосования по доверенности. Получение контроля над советом директоров без покупки контрольной доли в акци­онерном капитале осуществляется через аккумулирование доверенностей на право голосования на собрании акционеров. Предположим, что некая компания функционирует плохо. Акционеры, обладающие пакетом акций компании (например, институциональные инве­сторы), могут счесть, что им стоит сменить руководство компании. С этой целью они могут составить альтернативный список кандидатов в совет директоров и попытаться получить доверенности на право голосования.

Получение контроля путем голосования по доверенности, конечно, более дешевый способ, чем получение контроля над фирмой в резуль­тате тендерного предложения, поскольку он позволяет получить право голосовать без приобретения самих акций, поэтому фирма-захватчик не несет финансовых затрат. Кроме того, при поглощении путем голосования по доверенности потребность в услугах адвокатов и других экспертов обычно ниже, чем при тендерном предложении. Поглоще­ние путем голосования по доверенности не столь агрессивное, как тен­дерное предложение, поэтому оно не исключает возможности перего­воров и достижения компромисса.

Однако у поглощения путем голосования по доверенности есть и не­достатки по сравнению с тендерным предложением, так как акционеры не получают прямого вознаграждения за свою поддержку потенциаль­ного захватчика. Они получают не премию за контроль, а всего лишь обещание, что в случае успеха голосования по доверенности произойдет смена руководства компании. Поэтому акционеры менее охотно будут передавать свои права по голосованию, чем при продаже акций.

Наиболее эффективным способом дисциплинирования управляю­щих считаются тендерные предложения. Однако это и наиболее доро­гостоящий способ. Они могут и не быть удачными. Предположим, что аутсайдер обладает частной информацией о том, как улучшить рабо­ту компании. Например, у него есть лучшая команда менеджеров. Он делает тендерное предложение и получит выгоду, если оно окажется удачным. Но доминирующей стратегией акционеров в этой ситуации будет отказ от продажи акций, поскольку каждый из них предполага­ет, что его акции являются предельными. Может возникнуть ситуа­ция, что аутсайдеру придется отдать всю выгоду, для того чтобы совер­шить поглощение.

В этом случае возникает вопрос о стимулах к поглощению, ведь у аутсайдера может не быть стимула вкладывать ресурсы в поиск инфор­мации о возможном улучшении функционирования фирмы, если он не сможет получить выгоду от своих инвестиций. Однако враждебные по­глощения иногда оказываются удачными. Одно из возможных объяс­нений — это более высокая субъективная оценка компании со стороны аутсайдера, который осуществляет поглощение. Или, возможно, дру­гие фирмы, которыми он владеет, могут выиграть от этого поглощения. Другим объяснением может быть возможность эксплуатации миноритарных акционеров в случае успеха поглощения. В этом случае устав, допускающий размывание акций, может быть выгоден акционерам, по­скольку он облегчит поглощение, создаст у аутсайдеров стимулы к по­иску плохо управляемых фирм, а у управляющих — стимулы к тому, чтобы они действовали в интересах акционеров. Проблема заключа­ется лишь в том, чтобы выбрать оптимальную схему размывания ак­ций, чтобы был соблюден баланс между лучшим управлением компа­нией, большей частотой поглощений, с одной стороны, и более низкой ценой на акции и более низким остаточным доходом — с другой. Это и определит оптимальный объем прав размывать акции, закрепленных в уставе компании.

Эффективность поглощения часто подвергается критике. Указыва­ется на то, что опасность поглощения подталкивает управляющих к реа­лизации только краткосрочных проектов из-за опасений снижения кур­совой стоимости акций. Этот аргумент используется для обоснования защитных мер в случае угрозы поглощения. Можно представить себе ситуацию, в которой поглощения желательны ex post, но нежелательны ex ante из-за их негативного влияния на принятие решений. Это помо­гает оправдать различного рода защитные меры, которые могут сокра­тить угрозу поглощения.

Рынок труда управляющих. Первым, кто обратил внимание на дис­циплинирующую роль рынка труда управляющих, был профессор Шко­лы бизнеса Чикагского университета Юджин Фама (род. 1939), который утверждал, что управляющий, который плохо управля­ет компанией, может тем самым обесценить свой человеческий капи­тал. Рынок труда управляющих отрегулирует его оплату труда ex post, выплачивая управляющему такой предельный продукт, который будет отражать его поведение в прошлом. Поэтому забота управляющих о ре­путации устранит все неправильные стимулы. Управляющему выгодно работать хорошо, потому что это влияет на представление о его производительности, которое формируется на рынке труда управляющих

Тем не менее, у рынка труда управляющих как дисциплинирующего механизма есть свои недостатки. Стремясь максимизировать ценность своей репутации на рынке труда управляющих, менеджер компании выберет тот вариант инвестиций, который максимизирует доход на его человеческий капитал, в то время как собственники хотят максимизировать финансовую ценность фирмы. В зависимости от технологии и неопределенности, сопутствующей инвестиционным решениям управляющий может выбрать слишком высокий или, наоборот, слит ком низкий уровень риска. Вполне возможно, что реальные проблемы ей стимулами управляющих возникают именно из-за конфликтов, порожденных заботой управляющих о своей карьере, а не из-за выбора уровня усилий, как это предполагает теория агентских отношений.

Кроме того, рынок труда управляющих — это рынок монополистической конкуренции. Управляющие отличаются друг от друга своими знаниями управленческих особенностей данной фирмы, технологиче­ских особенностей данной отрасли, способностями в управлении и мо­тивации подчиненных. Это конкуренция среди продавцов и покупателей за товары (т. е. за труд управляющих), которые не могут заменять друг друга, не являются субститутами. Это приводит к тому, что управляю­щему удается получать монополистическую ренту на свой труд и свои экспертные знания.

Серьезным недостатком этого рынка является также то, что он не мо­жет провести различие между плохими результатами, вызванными пло­хой работой управляющих, и плохими результатами, на которых оказа­ли влияние внешние факторы. Наказывая управляющих за результаты, возникшие не по их вине (например, в случае поглощения управляю­щий теряет работу и его человеческий капитал обесценивается), рынок репутации может снижать стимулы управляющих к инвестициям в че­ловеческий капитал.

Внешний рынок груда управляющих дополняется внутренним рын­ком менеджеров. Однако возможности его как дисциплинирующего механизма ограничены. Прежде всего менеджеры не всегда склонны принимать суровые меры против своих коллег. Кроме того, поведение высшего руководства не включено в иерархическую систему и не кон­тролируется внутренним рынком менеджеров.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема отношений принципала и агента и внутренний контроль | Регулируемые фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.