Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки и социальная сущность права

Смысловым центром и ядром правового общения выступает не властно-приказное волеизъявление государства, а понимание субъектами социального взаимодействия необходимости поддержания и воспроизводства социальных связей. Взаимосвязь общества и государства в решении споров о праве является диалектической, поскольку с одной стороны, общезначимые образцы поведения должны стать обязательными для всех членов общества, с чем связана необходимость их государственной поддержки. С другой стороны, обязательный характер правил поведения, устанавливаемых государством, всегда основан на их общезначимости, иначе законы остаются «мертворожденными». Критерии разграничения сфер внешней свободы в праве всегда отражают ценностные приоритеты социальной среды, в которой формируется право (социальной группы, общества или группы государств), на чем основана его общезначимость и общеобязательность. Право единственная известная на сегодня человечеству форма объективации социальной свободы, и вполне очевидно, что властный авторитет в лице государства далеко не всегда способен адекватно выразить социальную свободу в законотворчестве.

Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений:

1.Общеобязательность, состоящая в признании обществом каких-либо правил поведения, имеющими общее значение, и придание им обязательного характера со стороны государства. Взаимосвязь общества и государства в решении споров о праве является диалектической, поскольку с одной стороны, общезначимые образцы поведения должны стать обязательными для всех членов общества, с чем связана необходимость их государственной поддержки. С другой стороны, обязательный характер правил поведения, устанавливаемых государством, всегда основан на их общезначимости, иначе законы остаются «мертворожденными». Критерии разграничения сфер внешней свободы в праве всегда отражают ценностные приоритеты социальной среды, в которой формируется право (социальной группы, общества или группы государств), на чем основана его общезначимость и общеобязательность. Право единственная известная на сегодня человечеству форма объективации социальной свободы, и вполне очевидно, что властный авторитет в лице государства далеко не всегда способен адекватно выразить социальную свободу в законотворчестве.

2. Формальное равенство. Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) ус­тановления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, со­циальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. Право, предоставляя равные правовые возможности всем членам общества независимо от фактических различий, тем самым является формой реализации свободы и справедливости в общественных отношениях. Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе примене­ния равных мер к различным субъектам, и в этом состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сба­лансированности интересов.

В то же время право есть и «право неравенства», поскольку в силу самой своей природы, принципа действия оно не учитывает всей полноты индивиду­альных качеств людей. В определенной мере этот момент компенсируется пре­доставлением субъектам права свободы в рамках правовых предписаний, путем правоприменительной деятельности, направленной на справедливую индиви­дуализацию общего правового предписания. Особое значение справедливость приобретает в сфере применения права при разрешении со­циальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны госу­дарства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем.

3.Нормативность.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т.д. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых Учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила поведения.

Нормы права следует расценивать как "рабочий инструмент", с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права — произвол и беззаконие. Социально-правовые притязания, права человека должны трансформироваться и приобрести форму субъективного права. Только тогда они получают официальное признание и гарантированную защиту государства. Преобразование правовых интересов человека в субъективные права опосредовано нормами права. Нормативность в правовой сфере — это не просто формирование типичного правила, а нечто большее — гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет и гарантирует от посягательств сферу свободы человека, устанавливая меру свободы (правило поведения или норму).

3. Интеллектуально-волевой характер права.

Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых(в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп и в этих притязаниях выражается из воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при "участии" сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

4. Обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.).

Государственное принуждение — это фактор, позволяющий четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязанность) и ограничений (юридическая ответственность). Названные задачи решаются благодаря формальной определенности — еще одного свойства, выражающего связь права с государством.

Общеобязательность государственно-признанных норм поддерживается, в том числе, и возможностью государственного принуждения по отношению к тем субъектам, которые не исполняют свои правовые обязанности. Поэтому государственно-организованное право можно определить как основанный на социально признанных и официально выраженных нормах порядок отношений, участники которого имеют взаимообусловленные правомочия и обязанности, поддерживаемые и охраняемые государством.

Итак, нормы становятся правовыми тогда, когда они объективно получают признание со стороны общества в качестве оснований для прав и обязанностей субъектов и реально их таковыми наделяют. Поэтому существование, например, законов, которые содержат правила или невыполнимые, или никем никогда не выполняемые, говорит о том, что в этом случае право отсутствует. Но и фактические отношения, связывающие двух субъектов, с их точки зрения, правами и обязанностями, таковыми не являются, если они не вытекают из социально признанных норм - особых эталонов, критериев «права» и «неправа». Именно социальная оправданность правовых притязаний определяет возникновение социально-психологического механизма их защиты, начиная от самозащиты и заканчивая специальным механизмом государственного принуждения.

Как уже было отмечено, государственное принуждение не является необходимым условием функционирования права. Большинство норм большинством субъектов реализуются безо всякого государственного принуждения. Но, может быть, это определяется наличием угрозы такого принуждения в случае неисполнения возложенных обязанностей? Но такая ситуация далеко не всегда имеет место. Например, человек возвращает деньги соседу не потому, что в противном случае он подвергнется государственному принуждению а потому что он считает себя связанным определенным обязательством, потому что так принято, и в противном случае ему больше не дадут взаймы. В данном случае имеет место психическое принуждение - есть такое воздействие на сознание субъекта, которое заставляет его выбрать определенный вариант поведения. Но в этом смысле психическое принуждение есть всего лишь понуждение к совершению определенных действий путем выдвижения более сильной мотивации. У субъекта, однако, всегда остается возможность избрать другой вариант поведения, если в его иерархии ценностей он находится на более высоком уровне.

6.Формальная определенность.

Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве на обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Роль государства нельзя преувеличивать и, например считать, что право — результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике. Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права — государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

7. Системность.

Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на содержательный, формальный и субъективное право.

Первый элемент — содержательный, состоящий из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Определяет правовые возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.

Второй элемент — формальный. Это — законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп.

Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного (формального) права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают.

На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.

Право — это обусловленная обусловленная ценностной системой конкретного общества и социальной природой человека, выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, обеспеченная возможностью государственного принуждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многообразие подходов к определению права и единство его природы | Вопрос 3. Проблема соотношения права и закона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.