Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок подготовки операционных бюджетов




В операционном бюджете деятельность предприятия планируется посредством специальных технико-экономических показателей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Конечная цель операционного бюджета — бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе:

• бюджета продаж;

• сметы производственной себестоимости продукции;

• сметы коммерческих расходов;

• сметы общехозяйственных расходов.

Бюджет продаж представляет собой план, от которого зависят практически все экономические показатели предприятия: объем производства, выручка, себестоимость, прибыль и т.д.

На основе исследований, проведенных отделом маркетинга: о спросе на планируемую к выпуску продукцию, конкуренции на рынке, качестве и ценах, предполагаемых объемах продаж — руководство предприятия принимает решение о выпуске продукции. Готовится бюджет продаж, который может быть скорректирован как производственными мощностями, так и ограниченным спросом.

После того как объем продаж установлен, разрабатывается производственный бюджет. Производственный бюджет является основанием для расчета закупки сырья и материалов, необходимых для производства продукции; трудовых затрат; общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих расходов и общехозяйственных расходов.

Смета производственной себестоимости продукции рассчитывается на основании: сметы затрат на сырье и материалы; сметы по труду; сметы общепроизводственных расходов (рис. 8.2).

 
 

Смета затрат на сырье и материалы представляет собой совокупные затраты по всем видам сырья и материалов, которые планируется израсходовать на производство продукции в заданном плановом периоде. Потребность в материалах принимается с учетом остатков складских запасов. Затраты планируются с вычетом стоимости возвратных материальных отходов.

Расчет сметы использования материалов, необходимых для выполнения производственной программы (табл. 8.5).

Таблица 8.5

Смета использования основных материалов на 200 г.

  Пиджак Брюки Юбка  
  рас­ход на еди­ницу из­де­лия объем произ­водства Итого рас­ход на еди-ницу из­де­лия объем произ­водства Итого рас­ход на еди­ницу из­де­лия объем производства Ито­го Всего
Ткань1 (м) 1,6   11 040 1,3 10 100 13 130 0,9     28 310
Ткань 2 (м) 1,5   10 350 1,2 10 100 12 120 0,8     26 150

 

В нашем примере пошив всех изделий для простоты расчетов будет произведен из одинаковой ткани (ткань 1); при этом будет использована подкладочная ткань (ткань 2). С целью еще большего упрощения задачи мы отказались от расчетов использования материалов в соответствии с размерами выпускаемых изделий и приняли среднюю норму расхода ткани на партию выпускаемых изделий.

На практике смета использования основных материалов представляет собой довольно объемный расчет, содержащий сведения по полному ассортименту планируемой к выпуску продукции и максимально полному перечню используемых материалов. Планируется месячное, недельное и, если необходимо, — дневное использование материалов и доводится до производственных подразделений предприятия.

Смета использования основных материалов служит основой для составления сметы затрат на приобретение основных материалов. Эта смета должна обеспечить своевременное приобретение необходимых для бесперебойного производства материалов соответствующего качества по оптимальным ценам. При составлении сметы следует принять во внимание уровень запасов на начало и конец планируемого периода. В смете затрат на приобретение основных материалов будут представлены все виды продукции и, соответственно, все материалы, необходимые для производства планируемых видов продукции, а также нормы затрат материалов и цены приобретения. Окончательным итогом в данной смете будет сумма всех затрат на приобретение материалов (табл. 8.6).

Таблица 8.6

Смета затрат на приобретение основных материалов за 200 г.

  Ткань 1 (м) Ткань 2 (м)
Количество основных материалов, необходимое для удовлетворения годовой производственной потреб­ности по смете использования материалов (1) 28 310 26 150
Планируемый запас на конец периода, в том числе: (2) пиджак (цех № 1) брюки (цех № 2) юбка (цех № 3)   200 х 1,6 =320 300 х 1,3 =390 100 x 0,9= 90   200 х 1,5 =300 300 х 1,2 =360 100 х 0,8 = 80
Планируемый запас на начало периода, в том числе: (III) пиджак (цех № 1) брюки (цех № 2) юбка (цех № 3) 1300 х 1,6 =2080 200 х 1,3 = 260 500 х 0,9 = 450 1300 х 1,5 =1950 200 х 1,2 = 240 500 х 0,8 = 400
Итого необходимо приобрести (1 + II- III) 26 320 24 300
Планируемая цена ткани (тыс. руб. за 1 м) 0,4 0,02
Итого планируемые расходы на закупки (тыс. руб.) 10 528  
Всего (тыс. руб.) 11 014

 

Далее годовая смета анализируется по месяцам, что особенно важно в условиях сезонности производства.

Следующая статья затрат производства представлена сметой по труду производственных рабочих. Смета по труду готовится для каждого производственного подразделения, в нашем случае — для цехов № 1, 2 и 3. В смете указываются нормы использования времени на изготовление одного изделия, а также ставки почасовой заработной платы работников.

Смета по труду. Цель данного документа — предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала, занятого в производстве. В смете определяется время в часах, необходимое для изготовления запланированного объема продукции. На основании установленных тарифных ставок и окладов, с учетом сложности и трудоемкости работ и квалификации работников определяются затраты труда в денежном выражении.

В таблице 8.7 представлены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.

Таблица 8.7

Смета по труду производственных рабочих за 200 г.

 

  Цех № 1 Цех № 2 Цех № 3 Всего
    Пиджак Брюки Юбка    
Объем производства, ед.   10 100    
Затраты времени на изготовле­ние единицы продукции, ч        
Время на изготовление годового объема продукции, ч 41 400 40 400 13 800 95 600
Ставки почасовой заработной платы, руб.        
Стоимость пошива одного изделия, руб.        
Расходы на заработную плату, тыс. руб. 2 070 1 616   4 238

 

Затраты времени на изготовление единицы продукции и ставки почасовой заработной платы разрабатываются и устанавливаются плановым отделом на базе контрольного раскроя и пошива изделий.

На основе полученных данных мы можем рассчитать плановую потребность предприятия в работниках, в том числе для цехов № 1, 2 и З.

При условии, что дневная норма рабочего времени составляет 8 часов, а отпускной период 24 рабочих дня, годовая норма рабочего времени составит приблизительно 1840 часов на одного работника. Следует несколько скорректировать годовую норму на возможность дополнительных отпусков и время нетрудоспособности. Предположим, в среднем это займет 5% годовой нормы рабочего времени. В этом случае плановая годовая норма рабочего времени составит 1750 часов, а потребность в работниках исходя из необходимого времени на изготовление годового объема продукции — 55 человек. Соответственно количество работников по цехам составит:

цех № 1 - 41 400 ч: 1750 ч = 24 чел.;

цех № 2 - 40 400 ч: 1750 ч = 23 чел.;

цех № 3 - 13 800 ч: 1750 ч = 8 чел.

Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства, и др.

Расчет затрат времени основных производственных рабочих, достаточного для выполнения годовой производственной программы, а также затрат времени по цехам необходим для составления сметы общепроизводственных накладных расходов. Общепроизводственные накладные расходы делятся на регулируемые и нерегулируемые (табл. 8.8).

Таблица 8.8

Смета общепроизводственных расходов за 200 г.

Вид накладных расходов Ставка распре­деления наклад­ных расходов на час труда основ­ных производст­венных рабочих (РУб.) Накладные расходы (тыс. руб.) Итого (тыс. руб.)
  Цех № 1 Цех № 2 Цех N 3 Цех № 1 Цех № 2 Цех № 3  
Регулируемые накладные расходы В том числе:              
вспомогательные материалы   2,5       41,4 349,4
электроэнергия (переменные затраты)   1,5 1,5 82,8 60,6 20,7 164,1
ремонт оборудования (переменные затраты) 0,5 0,4 0,4 20,7 16,2 5,5 42,4
труд вспомогатель­ного персонала       165,6 161,6 55,2 382,4
Итого 11,5 8,4 8,9 476,1 339,4 122,8 938,3
Нерегулируемые расходы: В том числе:              
амортизация              
труд вспомогатель­ного персонала (постоянные расходы)              
свет, вода, отопление              
Техобслуживание и ремонт (постоянные расходы)              
Итого              
Совокупные наклад­ные расходы       917,1 720,4 370,8 2008,3
Сметная ставка рас­пределения общепроиз­водственных расходов 22,15 17,83 26,87        

 

Сметная почасовая станка распределения совокупных накладных расходов по цехам определяется путем деления совокупных цеховых затрат на годовые затраты рабочего времени по цехам производства:

цех № 1 - 917,1: 41 400 = 22,15;

цех № 2 - 720,4: 40 400 = 17,83;

цех № 3 - 370,8: 13 800 = 26,87.

Этот показатель является ключевым в смете общепроизводственных расходов, так как он непосредственно влияет на себестоимость планируемой к производству продукции.

На основании сметных ставок распределения можно определить долю общепроизводственных расходов на производимое изделие:

пиджак — 22,15 руб. х 6 час. =132,9 руб.;

брюки — 17,83 руб. х 4 час. = 71,3 руб.;

юбка — 26,87 руб. х 3 час. = 80,6 руб.

Смета общепроизводственных расходов является завершающим этапом подготовки плановой информации для составления сметы себестоимости планируемой к производству продукции.

Для расчета плановой производственной себестоимости продукции достаточно:

- выбрать показатели объема производства и использования основных материалов на единицу продукции из сметы использования основных материалов (см. табл. 8.5);

- выбрать планируемые цены на основные материалы из сметы затрат на приобретение основных материалов (см. табл. 8.6);

- «собрать» все затраты из сметы по труду производственных рабочих и сметы общехозяйственных расходов.

Расчет себестоимости производится на единицу выпускаемой продукции и на весь выпуск продукции по наименованиям (табл 8.9).

Таблица 8.9

Смета производственной себестоимости продукции

Наиме­нование изделия, кол-во Себестоимость Категории затрат
        Ткань 1 Ткань 2 Зарплата производ­ственных рабочих Общепроиз­водствен­ные рас­ходы Производ­ственная себесто­имость
Пиджак, 6900 шт. ед. прод., руб.       132,9 1102,9
    всего выпуска, тыс. руб.       917,1 7610,0
Брюки, 10100 шт. ед. прод., руб.       71.3 775,3
    всего выпуска, тыс. руб.   242,4   720,4 7830,8
Юбка, 4600 шт. ед. прод., руб.       80,6 576,6
    всего выпуска, тыс. руб.   73,6   370,8 2652,4

(Смета использования основных материалов — табл. 8.5, смета затрат на приобретение основных материалов — табл. 8.6.)

Ткань 1 (тыс. руб.) Ткань 2 (тыс. руб.)

Пиджак 1,6 х 0,4 = 0,64 1,5 х 0,02 = 0,03

Брюки 1,3 х 0,4 = 0,52 1,2 х 0,02 = 0,024

Юбка 0,9 x 0,4=0,36 0,8 x 0,02 = 0,016

После расчета производственной себестоимости следует сравнить полученные цифры с плановыми ценами продаж. Необходимо, чтобы производственная себестоимость изделий была ниже плановых цен. В нашем примере это условие соблюдается.

Наименование Себестоимость Цена

изделия (руб) (руб.)

Пиджак 1102,9 < 1750

Брюки 775,3 < 1000

Юбка 576,6 < 800

Смета общехозяйственных расходов. В смете рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. Как правило, в данном документе могут быть представлены следующие плановые расходы: административно-управленческие: по содержанию общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, консультационных и аудиторских услуг; другие управленческие услуги. Все эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства.

Таблица 8.10

Смета административно-управленческих расходов за 200 г.

Статьи расходов План Фактически
Заработная плата    
Начисления на заработную плату    
Командировочные расходы    
Канцелярские расходы 40,5  
Автотранспорт    
Прочие расходы    
Итого 1012,5  

 

Смета коммерческих расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг, включая упаковку, транспортировку, рекламу, заработную плату работникам отдела реализации и др. При составлении сметы следует иметь в виду, что часть расходов на продажу является постоянными расходами, т.е. не зависящими от объемов продаж (расходы на рекламу). Расчет сметы расходов на продажу готовит отдел продаж.

Таблица 8.11

Смета коммерческих расходов предприятия за 200 г.

Статьи расходов План Фактически
Заработная плата    
Начисления на заработную плату    
Комиссионные    
Командировочные расходы    
Транспортные расходы    
Реклама    
Прочие расходы 58,6  
Итого 1374,6  

 

Следует заметить, что каждая статья сметы коммерческих расходов и сметы административно-управленческих расходов представляет собой отдельную смету, являющуюся приложением к основной смете, например расчет расходов по заработной плате или расчет командировочных расходов.

В табл. 8.12 представлена смета командировочных расходов, являющаяся приложением к смете административно-управленческих расходов.

Таблица 8.12

Командировочные расходы административно-управленческого персонала за 200 г.

Направление Продолжи­тельность команди­ровки (сутки) Проезд Прожи­вание Суточные Прочие расходы Итого
Санкт-Петербург            
Минеральные Воды            
Краснодар           13 000
Петропавловск-Камчатский   18 000       32 000
Магадан   22 000       36 900
Рязань            
Всего   48 800 32 000   10 000 98 000

 

К данной смете прилагаются утвержденные на предприятии нормы суточных расходов и детализируются прочие расходы. Смета составляется поквартально и помесячно, как правило, с указанием фамилий планируемого в командировки персонала.

Итоги всех смет увязываются со статьями расходов сметы коммерческих расходов и сметы административно-управленческих расходов.

На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и убытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета.

Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включает в себя следующие показатели:

- выручка от реализации продукции;

- себестоимость реализуемой продукции;

- валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость);

- коммерческие расходы;

- общехозяйственные расходы;

- прибыль (убыток) от продаж («валовая прибыль» (убыток) минус коммерческие расходы, минус общехозяйственные расходы).

Российские нормативные акты допускают другой вариант формирования прибыли предприятия, при котором общехозяйственные расходы, подобно общепроизводственным, распределяются на себестоимость реализуемой продукции. Руководство предприятия само принимает решение о том, как формировать себестоимость продукции и, соответственно, реализационные цены и прибыль. Принятое решение фиксируется в учетной политике предприятия.

Во втором случае план прибылей и убытков будет иметь следующий вид:

- выручка от реализации продукции;

- себестоимость реализуемой продукции;

- валовая прибыль (убыток) (выручка минус себестоимость);

- коммерческие расходы;

- прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль (убыток) минус коммерческие расходы).

В нашем примере подготовлены все необходимые данные для составления плана прибылей и убытков:

тыс. руб.

Выручка от реализации продукции 28 000,0

Себестоимость реализуемой продукции 18 093,2

Валовая прибыль (убыток)

(выручка минус себестоимость) 9906,8

Коммерческие расходы 1374,6

Общехозяйственные расходы 1012,5

Прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль (убыток) минус коммерческие расходы, минус общехозяйственные расходы) 7519,7

(Себестоимость реализуемой продукции рассчитывается на основании сметы производственной себестоимости продукции 7610 + 7830,8 + + 2652,4 = 18 093,2.)

Для оценки планируемого производства можно подсчитать рентабельность продаж (9906,8: 28 000,0 = 35,4%) и в целом рентабельность по предприятию (7519,1: 28 000,0 = 26,9%) и сделать промежуточные выводы о том, что плановые показатели рентабельности в пределах нормы и подготовленная программа отвечает интересам предприятия.

Далее следует рассчитать полную себестоимость планируемой к выпуску продукции и рентабельность каждого вида продукции.

Для достижения этих целей необходимо сумму коммерческих и административно-управленческих расходов (2387,1 тыс. руб.) распределить по видам продукции. В соответствии с затратами времени производственных рабочих можно распределить коммерческие и административно-управленческие расходы с учетом затрат времени на каждый вид изделий (табл. 8.13):

пиджак - 2387,1: 95 600 х 41 400 = 1033,7 тыс. руб.;

брюки - 2387,1: 95 600 х 40 400 = 1008,8 тыс. руб.;

юбка - 2387,1: 95 600 х 13 800 = 344,6 тыс. руб.

Затем рассчитать полную себестоимость каждого вида изделий.

Таблица 8.13

Полная себестоимость единицы продукции

  Пиджак Брюки Юбка
Административно-управленческие и коммерчес­кие расходы (всего, тыс. руб.) 1033,7 1008,8 344,6
на единицу продукции, руб. 149,8 99,9 74,9
Производственная себестоимость единицы продукции, руб. 1102,9 775,3 576,6
Полная себестоимость единицы продукции, руб. 1252,7 875,2 651,5

 

Сопоставляя полную себестоимость единицы продукции с планируемыми ценами, можно сделать вывод, что производство всех видов продукции на нашем предприятии рентабельно. Наиболее рентабелен пошив пиджаков 139,7%, в то время как пошив брюк (114,3%) и пошив юбок (122,8%) менее рентабельны. Но для покупателей важен полный ассортимент продукции, поэтому выпускать брюки и юбки следовало бы даже в случае, если производство этой продукции было просто неубыточно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.