Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика формирования умения составлять план




Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.

Виды плана:

1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Существует 4 этапа работы над словесным планом:

1. Чтение произведения;

2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;

3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;

4. Озаглавливание.

С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.

Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.

Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.

Деформированный план предлагается для проверки осознанности содержания произведения.

Трудности при составлении плана детьми:

- в планах дети передают последовательность действий, совершаемых персонажами, а не смысл этих действий;

- языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.

Критериями хорошего плана для учащихся начальных классов могут быть последовательность и точность (возможность по плану представить смысл прочитанного)

 

Тема. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. Структура уроков внеклассного чтения.

Согласно проведенным статистическим исследованиям получены данные об особенностях чтения и восприятия литературы младшими школьниками. У большинства школьников отмечено устойчиво положительное отношение к книге. Дети любят слушать чтение книг сказочного и фантастического жанра: о путешествиях, о животных, об исторических событиях и т.д. Этот перечень составляет основной круг тем детского чтения. Дети помнят конкретные книги (70%), но слабо связывают тему чтения с названием книги и ее автором. Могут назвать писателя -10-12%; название произведения - 20-24%; связать все вместе – 4%.

Учет особенностей чтения младших школьников, учет восприятия книги и отношения к ней стал стимулом разработки в 70-ые годы 20 века системы обучения внеклассному чтению группой методистов под руководством методиста Натальи Николаевны Светловской.

Метод обучения внеклассному чтению в этой системе был назван «методом чтения-рассматривания». Суть этого метода: действие ребенка должны повторять систему действия взрослого человека, выбирающего нужную ему книгу.

1. Определение внешних характеристик книги.

2. Прогнозирование содержания книги по системе внешних показателей.

3. Решение относительно надобности или ненужности совершаемого выбора.

На разных этапах обучения урок внеклассного чтения предполагает достижение следующих образовательных целей:

- расширение читательского кругозора детей в объеме определенного уроком количества книг (все этапы);

- формирование умения аудирования (подготовительный и начальный этапы);

- формирование умения ориентироваться в книге и среди книг по различным источникам (по внешним показателям, оглавлению, предисловию, аннотации, каталогу и т.д. - в зависимости от этапа обучения);

- формирование умения предугадывать примерное содержание книги до чтения;

- формирование умения выбирать книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

- формирование умения самостоятельно читать выбранную книгу (начальный этап);

- формирование умения анализировать и аннотировать самостоятельно прочитанную книгу (основной и заключительный этапы).

Развивающие и воспитательные цели те же, что и на уроках классного чтения.

В системе Н.Н.Светловской выделяется 4 этапа.

1-ый этап - подготовительный, рассчитан на (у семилеток) – 1 полугодие 1 класса; (у шестилеток) – 1 класс.Работа по внеклассному чтению составляет 15-20 мин. от урока еженедельно. Желательно, чтобы они проходили в один день и час. Объем чтения – 2-4 страницы.

Задачи подготовительного этапа:

1. Воспитывать у детей интерес к книге;

2. Уметь размышлять над прочитанным;

3. Учить слушать произведение в чтении учителя;

4. Развивать читательское внимание, расширять кругозор.

 

Уголок внеклассного чтения на подготовительном этапе:

Тема (в виде иллюстрации, изображающей главное действующее лицо)
Творческие работы учащихся Книга, которую прочитали на уроке
Книги, которые принесли дети
Другие произведения на разные темы.

Рядом с уголком ставятся стол и стулья.

 

Структура урока:

1. Беседа, предшествующая чтению (2-3 минуты). Может вывешиваться картинка с персонажами.

Она создаёт представление о предмете как явлении, о котором будет идти речь в данном произведении;

2. Выразительное чтение произведения учителем (3-7 минут).

Все повторы наизусть (присказки);

3. Размышление о прочитанном, беседа по содержанию (до 5 минут).

Основной метод – беседа. Она включает в себя обращение к иллюстрациям, мысленное рисование картин, определение темы и главной мысли произведения, заучивание коротких песенок, повторов, пересказ, инсценирование, хоровая декламация, постановка живых картин;(ведущие методы)

4. Молчаливое рассматривание книги (до 4 минут).

На данном этапе дети учатся правильно рассматривать книгу, отыскивают произведение, которое читали на уроке.

Порядок рассматривания детской книги:

1.Внимательно рассмотрите рисунок на обложке. О чём он говорит?

2. Найдите название этой книги. Кто может прочитать его? Кто может назвать отдельные буквы?

3.Найдите и кто может назовите фамилию автора, художника.

4. Переверните книгу, рассмотрите вторую обложку. Что на ней находится? О чём это говорит? Подумайте.

5. Откройте книгу и рассмотрите её постранично. Сколько произведений в книге? Какие иллюстрации вам особенно понравились? Что вы можете рассказать о них? К какому эпизоду подходит иллюстрация?

5. Рекомендации на неделю для самостоятельной работы с книгой (1-2 минуты).

Дети выполняют задание по желанию: читают вместе с родителями, находят другие книги с теми же персонажами.

Далее поместить книгу в уголок

Правила знакомства с детской книгой:

1.Читать произведение вслух спокойно, приближаясь к естественному рассказыванию; легко ориентироваться в тексте;

2.Прибаутки, потешки, песенки, присказки, повторы знать наизусть;

3.Во время чтения ходить по классу нельзя;

4.Иллюстрации и обложку во время чтения показывать нельзя;

5. Книгу держит учитель на уровне груди.

2-ой этап – начальный, охватывает 2 класс (по программе 1-4) и 2-ое полугодие 1 класса (по программе 1-3). Уроки проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Объем чтения – от 8 до 30 страниц.

Главная задача – учить детей читать книгу на уроке самостоятельно про себя.

Структура урока:

1. Ориентировка в книгах (до 5 минут).

Учитель подбирает выставку сам. Выставляется от 2 до 4 книг, среди которых обязательно находится та книга, которую дети будут читать на уроке. Учитель даёт задание: «Найдите книгу о товарищах (о животных и так далее)».

Виды заданий:

а) определить название книги, автора, жанр произведения;

б) вычленение книг из группы книг:

- Все ли книги соответствуют теме? Уберите лишние.

- Выберите среди выставленных книги определенного писателя, заданного жанра, заданной структуры (например, сборник);

в) дополнение выставки другими книгами;

г) группировка книг по определенному признаку: по теме, жанру, эмоциональной окраске произведений;

д) выбор книги по заданию учителя. По внешним показателям сделать вывод о примерном содержании книги.

2. Чтение учителем вслух произведения (до 7 минут);

3. Беседа - рассуждение (до 5 минут);

4. Самостоятельное знакомство с новым произведением, новой книгой. (до 5 минут);

5. Чтение произведения учащимися про себя (10-12 минут);

6. Выявление и оценка самостоятельного чтения - рассматривания (7-10 минут).

Учитель может вывешивать иллюстрации, давать карточки с индивидуальными заданиями. Проводится сопоставление героев или тем рассказов;

7. Рекомендации на неделю (1-2 минуты).

Учитель рекомендует, что прочитать на следующей неделе. Рекомендации помещаются в уголке в виде плаката.

Уголок внеклассного чтения:

Т е м а у р о к а п е ч а т а е т с я.

Книги, которые прочитали на данном уроке Творческие работы учащихся
Книги, которые принесли дети Правила пользования книгой
Книги, рекомендуемые учителем

 

Приёмы работ на данном этапе:

1. Выборочное чтение;

2. Выразительное чтение;

3. Все виды пересказов;

4. Ориентировка в группе книг;

5. Все приёмы работ, используемые на подготовительном этапе.

3- 4 ый этапы – основной и заключительный охватывают 3-4 классы. В 3 классе уроки проводятся 1 раз в неделю, в 4 классе – 1 раз в 2 недели. Увеличивается объём, тематика, больше самостоятельности при чтении, т.е выбирают и читают книги учащиеся дома, а в классе – рассказывают.

Главная задача – учить детей читать для себя и про себя во внеурочное время.

Структура урока:

1. Выставка книг, прочитанных детьми по теме урока. Выставку теперь готовят сами дети (до 5 минут).

- Выявление, кому какие книги понравились и чем, краткие рассказы об этих книгах или аннотация к ним.

- Назовите самую читаемую книгу. Кто ее автор? Какая книга редкая? Кто автор этой книги? Как выбирали книгу?

- Составьте библиографическую карточку заданной книги.

- Соответствие теме, группировка книг по жанрам, по микротемам и др.

2. Всесторонний анализ прочитанных книг (ставятся сквозные вопросы о всём творчестве писателя (20-25 минут); Чтобы не терять время, учитель дает план рассказывания: краткий или подробный для отрывка из текста.

3. Расширение читательского кругозора (знакомство с новыми жанрами писателя, рассказы о писателе, литературная викторина). Чтение интересного отрывка из произведения к следующему уроку, чтобы заинтересовать ребят (12-15 минут);

4. Рекомендации на неделю(1-2 минуты).Помещаются в уголке. Дается конкретная установка: что читать, как (по каким приметам) выбирать книгу, где ее можно найти.

Уголок внеклассного чтения на основном этапе:

Часть книг данного автора Творческие работы учащихся
Книги, принесённые детьми Задания для учащихся (на плакате, в конверте)
Картотека всех книг классной библиотеки
Конверт для вопросов
Ступеньки чтения

 

Ведущие методы и приёмы:

1. Свободные высказывания учащихся;

2. Групповые отчёты по плану;

3. Индивидуальные сообщения;

4. Фронтальная беседа;

5. Все виды чтения;

6. Читательские диктанты (ответы на вопросы);

7. Игра «Алфавит».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 15166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.