Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы по чтению

ЛЕКЦИЯ № 8.

 

1. Урок чтения и его особенности.

2. Контроль и учет навыков чтения.

3. Подготовка учителя к уроку чтения.

 

1.Урок чтения и его особенности

Задачи начального литературного образования решаются на уроках чтения и развития речи.

Целенаправленность урока определяется программными требованиями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет характер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.

План урока чтения включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на практике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены.

Этапы в плане комбинированного урока соответствуют видам занятий:

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.

3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учитель, во втором - сами дети.

4. Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа).

5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап присутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем).

6. Анализ произведения.

7. Обобщающая беседа.

8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обучение выразительному чтению.

9. Творческая интерпретация художественного текста.

10. Заключительное итоговое чтение.

Совершенно очевидно, что при работе с крупнообъемным произведением эта схема нарушается: большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ по восприятию и освоению произведения. Современная методическая литература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом:

1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения;

2) разъединить чтение и анализ и проводить их последовательно на 2—3 уроках.

В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с новым произведением — проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание или чтение, а также проверка восприятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению разных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения.

Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничивается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение.

Обобщающий урок является необходимой формой организации работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обобщающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором детям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Поощряются отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, собирание иллюстративного материала.

На обобщающем уроке проводятся следующие виды работы.

1. Повторительно-обобщающая беседа по всей теме. Она направлена на перечисление тем прочитанных произведений и составление плана обобщения.

2. Лабораторные задания:

- нахождение в книге, тетрадях, словарях и т.п. материала по темам плана;

- работа с дидактическим материалом, чтение дополнительных текстов;

- составление плана и рассказа по картине, нахождение в книге описания или соответствия выставленным картинкам;

- нахождение среди выставленных книг той, которая соответствует изученной теме, и краткое знакомство с ней.

3. Доклады, рассказы, отчеты, самостоятельно приготовленные учащимися к этому уроку.

4. Чтение по книге или наизусть, пересказ отдельных произведений.

5. Прослушивание магнитофонных записей текстов или музыкальных произведений.

6. Оценка прочитанного и установление связи между фактами и явлениями, о которых читали.

Слово учителя на обобщающем уроке звучит нечасто. Оно включается в урок для оценки проделанной классом работы или сообщения новых сведений по изученной теме.

 

2. Контроль и учет навыков чтения

Контроль и учет навыков чтения следует осуществлять систематически, чтобы своевременно помогать ученику в приобретении и совершенствовании навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Особенно этот учет важен в I и II классах, т.е. на первых ступенях овладения техникой чтения.

Для учета навыков чтения во II и III классах используют схему проверки, соответствующую программным требованиям для данного класса.

1. Беглость чтения вслух или про себя проверяется с помощью секундомера.

2. Правильность учитывается путем регистрации ошибок, допускаемых учеником как при контрольной проверке, так и в процессе работы на уроках. При этом важно учитывать характер ошибок: повторы, пропуски, чтение по догадке и т.д.

3. Сознательность определяется путем беседы по самостоятельно прочитанному тексту или отрывку.

Специальные проверки навыков чтения рекомендуется проводить в каждом классе у всех учащихся дважды в год: в конце первой и четвертой четвертей. Схемы учета проверки чтения см. в М.И. Оморокова "Совершенствование чтения младших школьников". М.: АРКТИ, 2001. 160 с. (с. 147-148).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
После чтения стихотворения детьми на этапе анализа учитель | Подготовка учителя к уроку чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.