Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика русского речевого этикета




Эргономика среды как составная часть речевого этикета.

Невербальные средства общения.

Комплименты. Культура критики в речевом общении

Речевые дистанции и табу.

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.

Техника реализации этикетных форм.

Специфика русского речевого этикета.

План

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ЭЛЕКТИВ

ПО ЧТЕНИЮ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ТЕМА: «Речевой этикет».

Цель: Сформировать систему знаний о русском речевом этикете. Познакомить с техникой реализации этикетных форм. Дать представление о культуре критике в речевом общении.

Актуальность: Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Тип лекции: текущая.

 

Технические средства, используемые на лекции: ноутбук и проектор.

Литература

  1. Будагов Р.А. Человек и его язык. - М., 1976.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: 2000.
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М.: 2000.
  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.
  5. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.
  6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002.
  7. Кохтев Н.Н. Риторика. - М.: 1994.
  8. Кузнецов И.Н. Риторика. - Минск: 2000.
  9. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Ростов-на-Дону: 1997.
  10. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. - М.: 1997.
  11. Леонтьев А.А. Что такое язык. - М.: 1976.
  12. Михайличенко Н.А. Риторика. - М.: 1994.
  13. Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М.: 1996.
  14. Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997.
  15. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: 1989.
  16. Шмидт Р. Искусство общения. - М.: 1992.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнёров благоприятное впечатление об организации, поддерживает её положительную репутацию.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не даёт говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернёшь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.
Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.