Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность и поведение человека. Мотивация и психическая регуляция поведения




 

Содержание и структура деятельности

 

Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии. Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена (сопутствующего, побочного явления). Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к исследованию психического. Оно стало рассматриваться и как результат, и как процесс.

При определении деятельности и характеристике ее основных свойств особое значение имеет раскрытие соотношения двух понятий – «деятельность» и «активность».

Под активностью обычно понимают практически любую форму взаимодействия субъекта со средой. В этом значении активность выступает родовой категорией по отношению к понятию «деятельность». Формы и проявления активности крайне разнообразны и классифицируются по очень многим основаниям. Различают поведенческую и деятельностную активность, осознаваемую и неосознаваемую, адаптивную и дезадаптивную, ситуативную и надситуативную, конструктивную и деструктивную и др.

Термин «активность» может использоваться также как по отношению к личности в целом, так и ее отдельным подсистемам и даже функциональным органам (например, анализаторам). «Активность» как максимально обобщенная категория, описывающая всю совокупность форм взаимодействия человека со средой, наиболее адекватно раскрывается с позиций ее уровневого понимания. Согласно данной трактовке, все основные формы активности одновременно выступают и как ее основные уровни, которые в свою очередь образуют определенную иерархию. Высший уровень в ней – поведенческая, социально-детерминированная активность личности; низший – активность локальных подсистем индивида (анализаторных, моторных, гомеостатических и др.).

Таким образом, деятельность можно определить как форму активного отношения субъекта к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей и связанную с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (В.Д. Шадриков). Деятельность – не просто одна из форм отношения, это очень специфическая форма отношения, имеющая только ей свойственные особенности.

Строение деятельности:

1. Потребность

2. Мотив

3. Цель

4. Действие

5. Операции

6. Психофизиологические функции.

Основную характеристику деятельности представляет ее предметность. Понятие предмета содержится в самом понятии деятельности. Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла – деятельность не может быть беспредметной, она может лишь казаться таковой. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.

Второй специфической особенностью деятельности является то, что она регулируется не потребностями человека как таковыми, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата (стремлением изготовить какой-либо продукт, получить знания и т. д.).

Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (импульсивной, непроизвольной активности). То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Третье специфическое свойство деятельности состоит в ее социальной обусловленности. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов. Однако это не значит, что деятельность лишь персонифицирует отношения общества и его культуру. Данные понятия связываются между собой сложными трансформациями и переходами, и прямое сведение одного к другому невозможно.

И наконец, четвертая особенность деятельности заключается в ее системности. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического).

Главное, что отличает одну деятельность от другой – это ее предмет. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность.

По предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действительный мотив. Он может быть вещественным и идеальным, данным в восприятии и существующим только в воображении, в мысли, – главное, что он всегда отвечает той или иной потребности и является обязательным условием деятельности. Деятельности без мотива не бывает: «немотивированная» деятельность – это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Основными «составляющими» деятельности выступают осуществляющие ее действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения полностью сохраняется за мотивом. Функция направления представляется иначе: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель.

Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание конкретных деятельностей обусловливает постановку вопроса о связывающих их внутренних отношениях. Как было отмечено ранее, деятельность не является аддитивным процессом. Человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий. Если из нее мысленно исключить осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Эту мысль можно выразить иначе: любой конкретный процесс – внешний или внутренний – со стороны отношения к мотиву выступает в качестве деятельности человека, а со стороны отношения к цели – в качестве действия или совокупности действий. Вместе с тем деятельность и действие представляют собой подлинные и не совпадающие между собой реальности. Действие относительно самостоятельно: оно может осуществлять разные деятельности и переходить из одной деятельности в другую.

Принципиальное значение имеет то, что цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно – они даются в объективных обстоятельствах, – однако выделение и осознание целей представляет собой не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием.

Важная сторона процесса целеобразования состоит также в конкретизации цели, т. е. в выделении условий ее достижения. Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто?) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто?), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача – это цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особую «образующую» – способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия А.Н. Леонтьев назвал операциями.

Термины «действие» и «операция» часто отождествляются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия соотносительны целям, операции – условиям. Если цель остается неизменной, а условия, в которых она дается, претерпевают изменения, то меняется именно операционный состав действия.

Таким образом, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет отдельные деятельности, соотносимые с пробуждающими их мотивами; действия, подчиняющиеся сознательным целям, и операции, непосредственно зависящие от условий достижения конкретной цели.

Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями. Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни (тогда она превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру, другую деятельность), действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью, наконец, действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия.

Подвижность отдельных «образующих» системы деятельности выражается еще и в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные. Так, в ходе достижения общей цели может происходить выделение промежуточных целей, в результате чего целостное действие дробится на ряд отдельных последовательных действий, – это особенно характерно при осуществлении действия в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций. Противоположный процесс имеет место в том случае, когда объективно достигаемые промежуточные результаты сливаются между собой и перестают осознаваться субъектом.

Выделение в деятельности образующих ее «единиц» имеет первостепенное значение для решения проблемы единения внешних и внутренних по своей форме процессов деятельности. Имеются отдельные деятельности, все звенья которых являются внутренними, например познавательная деятельность. Встречаются случаи, когда внутренняя деятельность, отвечающая познавательному мотиву, реализуется внешними по своей форме процессами – это могут быть либо внешние действия, либо внешние двигательные операции. То же относится и к внешней деятельности: некоторые из осуществляющих внешнюю деятельность действий и операций могут иметь форму внутренних, умственных процессов. Общность макроструктуры внешней, практической, и внутренней, теоретической, деятельности позволяет осуществлять ее первичный анализ, абстрагируясь от формы, в которой она протекает. Выделение в деятельности действий и операций не исчерпывает ее анализа. За деятельностью и регулирующими ее психическими образами открывается грандиозная физиологическая работа мозга.

 

 

Классификация видов деятельности и поведения человека

 

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Учебная деятельность – процесс усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним. Игра – особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности, а также развития ее мотивационно-потребностной сферы.

Трудовая деятельность отличается тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для учебной и игровой деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.