Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных свойств систем




 

Свойство системы Характеристика свойства системы
   
  Свойства сущности и структуры
Первичность целого Устанавливает взаимодействие отдельных частей, воссоз­давая процесс функционирования системы как целого
Вертикальная целост­ность Определяет: количество уровней иерархии, изменения в которых влияют на всю систему; степень взаимосвя­зи уровней иерархии; степень влияния субъекта управ­ления на объект; степень самостоятельности подсистем системы
Горизонтальная цело­стность Определяет: количество компонентов интегрирован­ных в структуре системы одного иерархического уров­ня, при изменении которых оказывается влияние на систему в целом; количество компонентов и связей между компонентами и их зависимостями
Иерархичность Устанавливает, что каждый элемент (подсистема) рас­сматривается как подсистема (система) системы более высокого уровня (например, бригада является подсис­темой, входящей в систему участка, а участок — под­системой, входящей в систему цеха, цех — подсисте­мой системы предприятия и т.д.)
Неаддитивность Определяет совместное функционирование разнород­ных взаимосвязанных и взаимодействующих элемен­тов, что создает качественно новые свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств элементов
Размерность Характеризует количество элементов в системе и связи между ними, определяющие размер системы
Сложность структуры Определяет количество уровней иерархии управления системой, количество элементов и связей, неаддитив­ность свойств, трудности формализации функциони­рования, число параметров модели, объем требуемой информации для управления и др.
Жесткость Определяет степень: изменения параметров за задан­ный промежуток времени, влияния на функциониро­вание системы объективных законов и закономерно­стей свободы системы и др.
Множественность опи­сания Определяет невозможнсть познания всех свойств и пара­метров системы, что требует при анализе ограничиваться определенным уровнем иерархии структуры системы
Методологические свойства
Целенаправленность Характеризует и обусловливает необходимость наличия и достижения определенных целей
Приоритетность качества Определяет наибольшую значимость качества среди всех факторов, поскольку в условиях конкуренции оно оказывает самое существенное влияние на результа­тивность функционирования системы
Преемственность (наследственность) Характеризует передачу позитивных свойств новым поколениям систем, что позволяет повысить их качество
Приоритетность интере­сов систем более высоко­го иерархического уровня Определяет приоритет интересов (целей) систем более высокого иерархического уровня
Надежность социально-эко­номических (технических, социобиологических) систем Характеризует: безотказность функционирования, дол­говечность проектных значений параметров в течение запланированного периода времени, устойчивость фи­нансового состояния, обоснованность миссии органи­зации, перспективность экономической, технической и социальной политики (безотказность, долговечность, ре­монтопригодность и сохраняемость в течение заплани­рованного срока), состояние здоровья, наследствен­ность, темперамент, характер, профессионализм, воспи­танность, интеллигентность, параметры внешней среды
Безопасность Определяет способность функционировать без нанесе­ния вреда внутренней (персоналу и др.) и внешней среде (экологии и т.п.)
Приоритетность качест­ва и конкурентоспособ­ности Показывает большую значимость в управлении (для эффективного функционирования и выживания в ус­ловиях конкуренции) качества и конкурентоспособно­сти выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, что обусловливает выдвижение на первое место целей по удовлетворению потребностей потребителей
Оптимальность Характеризует степень удовлетворения требований к системе при наилучшем использовании ее ресурсов и потенциала
Неопределенность ин­формационного обеспе­чения Отражает вероятностный характер стратегических, тактиче­ских и оперативных процессов функционирования систе­мы, параметры которых влияют на достижение целей
Эмерджентность Характеризует несводимость свойств отдельных эле­ментов к свойствам системы в целом, что обусловливает наличие в системе новых агрегатированных свойств
Мультипликативность Определяет расчет некоторых свойств системы (на­пример, безотказности) не сложением, а умножением параметров каждого свойства элемента системы
Взаимозависимость с внешней средой (прин­цип «черного ящика») Показывает проявление свойств в процессе функцио­нирования с внешней средой, т.е. система не может выполнять свои функции без взаимодействия с внеш­ней средой, что позволяет рассматривать систему в виде «черного ящика» (сначала изучаются параметры выхода системы, а затем, с учетом воздействий внеш­ней среды, определяются параметры входа, прямые и обратные связи и только потом исследуются процессы непосредственно в «черном ящике»)
Открытость Определяет: влияние других систем на рассматривае­мую систему; количество систем внешней среды, свя­занных с системой; меру интенсивности обмена ин­формацией и другими ресурсами с внешней средой
Совместимость Определяет степень возможности совместного функ­ционирования рассматриваемой системы с другими внут­ренними и внешними системами (по программно-информационному, организационно-методическому, пра­вовому и другому обеспечению, что может достигаться их стандартизацией и унификацией)
Свойства функционирования и развития
Непрерывность функ­ционирования и разви­тия Характеризует способность: функционировать дли­тельное время, не прерывая заданный цикл, система­тически совершенствоваться и эволюционировать
Альтернативность путей функционирования и развития Характеризует возможность разрабатывать и реализо­вать альтернативные пути достижения конкретных целей и дальнейшей постановки других целей
Синергичность Определяет способность достижения эффективности функционирования системы, не равной сумме эффективностей функционирования ее элементов (подсис­тем), а большей, т.е. получения положительного эф­фекта синергии. В случае, если сумма эффективностей элементов больше эффективности всей системы, эффект синергии можно признать отрицательным, что с точки зрения управления недопустимо
Инновационность Показывает способность к разработке и реализации нововведений, обеспечивающих соответствие субъекта объекту управления и достаточный уровень конкурен­тоспособности организации
Инерционность Характеризует: скорость изменения выходных пара­метров системы в ответ на изменения входных пара­метров и параметров ее функционирования; среднее время получения положительного результата при вне­сении изменений в параметры функционирования
Адаптивность Характеризует приспособляемость системы к измене­ниям внешней или внутренней среды, что выражается в способности нормально (в соответствии с заданными параметрами) функционировать
Организованность Характеризует степень приближения в заданных усло­виях показателей пропорциональности, параллельно­сти, непрерывности, прямоточное™, ритмичности и других параметров организации производственных и управленческих процессов к необходимому уровню
Стандартизованность Определяет наличие стандартизованных и унифициро­ванных элементов и процессов (программно-инфор­мационных, финансовых, производственных, управлен­ческих и др.), обеспечивающих совместимость и взаи­мозаменяемость данной системы с другими системами

 

Лекция 3 (3/3)
Особенности современной организации

 

§ организация как система;

§ особенности взаимодействия организаций с внешней средой;

§ особенности поведения организаций;

§ особенности целенаправленности организаций;

§ особенности внутренней среды организации;

§ система управления организацией.

Рассмотрим организацию с точки зрения социально-экономической (хозяйственной) системы. Прежде всего определим при­надлежность организации к определенному классу систем.

По обусловленности действия современные организации не являются детер­минированными системами. По характеру перехода из одного состояния в другое организации являются динамическими системами. По происхождению организа­циям присуще наличие черт естественных и искусственных систем, т.е. они явля­ются естественно-искусственными. Класс конкретной хозяйственной системы и, соответственно, применяемые методы исследования определяются в каждом кон­кретном случае в зависимости от поставленных перед исследованием задач.

По характеру элементов любая хозяйственная система является материаль­ной системой. По своей природе любая организация является социально-экономи­ческой системой. По сложности организации, как правило, относятся к классу слож­ных систем, т.к. здесь наиболее ярко проявляются все черты сложных систем, та­кие как большое число разнообразных элементов, мультипараметрический характер поведения и другие.

По взаимодействию со средой любая хозяйственная система является откры­той системой, обменивающейся своими ресурсами и результатами с другими систе­мами.

Важнейшая особенность хозяйственных систем — значительная изменчивость и динамизм внешней среды, внешних условий, к которым они адаптируются (при­спосабливаются). Среда живых организмов и технических систем достаточно ста­бильна. Если параметры среды выходят за пределы допустимого, система переста­ет существовать в прежнем качестве. Хозяйственная система организуется в на­правлении меняющихся условий среды и приспосабливается практически к любым их изменениям.

Следует отметить двойственность взаимосвязей между организацией и внешней средой. При исследовании одновременно с выделе­нием из внешней среды какой-либо организации происходит формирование еще одного системного объекта – дополнения данной организации во внешнем мире. Такое дополнение также может рассматриваться как система. Например, если пред­приятие задается как система, производящая конкретный вид продукции из ресур­сов определенного вида, то его внешнее дополнение можно рассматривать как си­стему, потребляющую произведенную предприятием продукцию и поставляющую ему внешние ресурсы. Таким образом, возникает вопрос о системном анализе взаимодействия предприятия и его внешнего дополнения. Своеобразным посредником в этом взаимодействии выступает часть предприятия, которую можно назвать «по­граничной», т.е. совокупность элементов системы, которые систематически вза­имодействуют как с ее внутренними элементами, так и с внешней средой (напри­мер, снабжение, сбыт).

Еще одна особенность организаций связана со специфическим механизмом адаптации в изменяющейся среде. Этот механизм — изменение структуры без вме­шательства извне. В технических и живых системах в качестве основного механиз­ма приспособления к внешним изменениям выступает «включение» и «выключе­ние» связей, принадлежащих определенному (неизменному) множеству - множе­ству потенциально возможных связей. При этом гибкость системы, например мозга, достигается за счет большого (избыточного) числа потенциальных связей. В хо­зяйственной системе меняется само множество потенциально возможных связей вследствие перестроения ее структуры.

По характеру поведения хозяйственные системы являются самоорганизующи­мися системами. Они меняют свои цели, активно воздействуют на среду. Хозяй­ственные системы имеют свойства, позволяющие говорить о них как о системах самоорганизующихся, способных оказать влияние на уровень реализации собствен­ной функции.

Современное предприятие является самоорганизующейся и самообучающейся системой. Важнейшим механизмом самоорганизации систем в новых условиях яв­ляется самоорганизация, основанная на самообучении, превращение предприятия в обучающуюся организацию. Обучающаяся организация — это организация, не­прерывно расширяющая свои возможности и компетенцию для формирования бу­дущего; организация, способная к созданию, приобретению и передаче знаний, а также к изменению поведения; ориентирующаяся на развитие и использование своего информационного потенциала для создания более ценных знаний и инфор­мации, для изменения поведенческих процедур и улучшения результатов.

Важнейшая особенность хозяйственных систем в отличие от систем техничес­ких и живых состоит в том, что целенаправленным поведением обладают все эле­менты хозяйственной системы. По характеру целенаправленности организация не может быть однозначно отнесена к классу управляющих или управляемых систем. Каждый элемент хозяйственной системы обладает целенаправленным поведени­ем, так как включает ЛПР с присущим ему целенаправленным поведением. Чело­век имеет цели, для достижения которых он принимает определенные хозяйствен­ные решения.

В то же время наличие цели, являясь необходимым условием целенаправлен­ного поведения, не является достаточным. Целенаправленным поведением обладает тот элемент (система), который имеет объективную возможность автономно выби­рать и менять состав и/или приоритет целей. В технических и живых системах целенаправленным поведением обладает одно или ограниченное число элементов. Целостность хозяйственной системы обеспечивается распространением целена­правленного поведения на все ее элементы. Согласованное функционирование хо­зяйственной системы во времени и пространстве обеспечивается увязкой интересов отдельных звеньев структуры с реализацией функции системы в целом. Усло­вием такой увязки являются информированность распорядителей и однородность правил принятия хозяйственных решений.

Из этой особенности вытекает очень важное следствие для теории и практики правления организациями. Хозяйственная система, строго говоря, не делится на управляющую и управляемую подсистемы. Всякое разделение хозяйственной сис­темы на управляющую и управляемую подсистемы требует формулировки и соблюдения определенных условий в процессе проведения исследования или принятия управленческих решений. Эффективное управление в хозяйственной системе невозможно без формирования специального механизма согласования целенаправ­ленности всех его частей.

 

 

Система управления организации как объект и предмет исследования

§ сущность управления;

§ понятие системы управления;

§ система управления как предмет исследования;

§ связи системы управления.

Самоорганизация хозяйственных систем осуществляется не автоматически или стихийно, а направленно с помощью механизмов и процессов управления. Управ­ление является важнейшим атрибутом организации. Саму организацию часто рас­сматривают как систему, состоящую из двух основных подсистем — управляющей и управляемой (рис. 3.1, 3.2).


Рис. 3.1. Кибернетическое представление системы

 

В этой связи, представляется необходимым рассмотреть понятия управления и системы управления.

В современном мире управление рассматривается как наука и искусство. Это понимание основано на том, что организации — это сложные системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды. Принятие управленческих решений в этих условиях — это искусство, базирующееся на знаниях, умениях, интуиции и опыте людей, управляющих организациями

Рис. 3.2. Системное представление организации

В центре современных взглядов на управление находится проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций.

Использование в управлении системного подхода облегчает задачу рассмот­рения организаций как открытых систем в единстве их составных частей и нераз­рывной связи их с внешним миром. Обобщением представлений об управлении служит следующее определение, принятое в кибернетике: под управлением пони­маются процессы восприятия, переработки, хранения и передачи информации.

Управление представляет собой функцию организованных систем, обеспечивающую сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию це­лей и рост организованности. В этом определении управление рассматривается как процесс, объективно присущий организации. Нет организации без управления. Оно может быть эффективным и повышать организованность системы, может быть неэффективным и приводить к снижению организованности. Таким образом, в хозяй­ственных системах содержание процесса управления состоит в изменении ее органи­зованности. Осуществляется процесс управления в форме принятия и реализации хозяйственных решений. Данное определение управления инвариантно целям кон­кретной хозяйственной системы.

Необходимыми элементами управления являются: наличие системы, наличие цели, причинная связь элементов в системе, динамический характер системы, нали­чие управляющего параметра, движение и преобразование информации, обратная связь, наличие управляемой и управляющей подсистем и пр. Хозяйственные системы достаточно сложно разделить на управляющую и управляе­мую подсистемы.

Систему управления можно рассматривать двояко: а) в «широком» смысле — как систему, в которой осуществляется процесс принятия хозяйственных решений и б) в «узком» смысле — как управляющую подсистему. При этом, учитывая рассмотренные выше особенности хозяйственных систем, в частно­сти то обстоятельство, что целенаправленное воздействие в хозяйственных системах распределено по всем системным элементам, можно утверждать, что в «широком» представлении системы управления тождественны хозяйственным системам. Ины­ми словами, в качестве экономических систем управления, вообще говоря, могут рас­сматриваться любые системы, в которых осуществляется процесс принятия реше­ний. В этом смысле системам управления присущи все рассмотренные выше особен­ности хозяйственных систем.

Определение содержания управления с точки зрения свойства организован­ности позволяет сформулировать функцию системы управления как «поддержа­ние и рост организованности хозяйственной системы». Таким образом, систему управления организации следует рассматривать как систему поддержки хозяйственных решений, направленную на рост ее организованности. Именно процессы при­нятия решений определяют содержание процесса управления в хозяйственных системах и конкретный способ реализации системной функции управления — из­менение организованности.

Рассмотрим систему управления организацией как предмет исследований, т.е. определим основные направления ее изучения.

Основным направлением исследований систем управления, в соответствии с данным выше определением, является изучение результатов, условий и основных факторов управления, обеспечивающих поддержку и рост организованности хо­зяйственной системы, в том числе:

§ изучение влияния системы управления на функционирование и развитие
объекта управления, т.е. определение результативности (эффективности)
системы управления и ее элементов;

§ определение «узких мест» (проблем) системы управления и ее элементов (в
том числе существующих и возможных в будущем);

§ определение факторов, влияющих на эффективность системы управления и
ее элементов (текущих и прогнозируемых);

§ определение резервов и направлений повышения эффективности системы уп­равления и ее элементов (т.е. возможностей существующих и потенциальных).

Для систематизации основных направлений исследования системы управле­ния можно использовать следующую таблицу (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Основные направления исследования систем управления

 

При исследовании системы выделяются теоретические, эмпири­ческие и теоретико-эмпирические исследования. Очевидно также, что исследования систем управления (ИСУ) можно классифицировать и по другим признакам:

§ по признаку системного измерения, как показано выше, выделяются такие
исследования, как анализ, диагностика, прогнозирование, синтез;

§ по охвату объекта исследования: системные и локальные, в том числе функциональные; ситуационные;

§ по подходу к исследованию: нормативные и дескриптивные;

§ по охватываемому периоду времени: прогностические, ретроспективные, текущие;

§ по связи с принимаемыми решениями: стратегические, тактические, оперативные;

§ по степени детализации: обобщенные (агрегированные) и детализированные;

§ но частоте проведения: систематические, периодические, экспресс-исследования.

Ключевым направлением ИСУ является диагностика, которая ориентирова­на на выявление проблем управления, а также их идентификацию (качественную и количественную). Результатами диагностики, анализа, прогнозирования и син­теза являются: 1) выявленные проблемы системы управления; 2) оценка их влия­ния на объект управления; 3) определение источников, условий и факторов воз­никновения проблем; 4) предварительное определение возможных направлений преодоления проблем и повышения эффективности системы управления.

Важно обеспечить в процессе исследования преемственность и согласованность различных направлений.

Важнейшим условием и принципом управления организацией является нали­чие обратных связей (см. рис. 3.3). Выделяются два основных вида связей — пря­мые и обратные. Различие между прямой и обратной связями заключается в том, что прямая связь обеспечивает передачу воздействия (вещества, энергии, инфор­мации) с выхода одного элемента на вход другого, а обратная связь — с выхода некоторого элемента на вход того же элемента, либо непосредственно, либо через другие элементы.

Обратная связь подразумевает наличие канала для передачи информации (воз­действия) с выхода управляемого объекта к его входу (прямо или через управляю­щий объект). Принцип обратной связи есть принцип коррекции входных воздей­ствий в процессе управления на основе информации о состоянии выхода управляе­мой системы.

Управляемая система вместе с регулятором, корректирующим входные воз­действия в зависимости от состояния выхода системы, образуют замкнутый кон­тур, который носит название контура обратной связи (рис. 3.3).

Рис 1.4. Контур обратной связи

S — управляемая система; R — регулятор; X — вход (входные воздействия); ∆Х — корректирующие воздействия; Y — выход (выходные воздействия)

 

Часто, но не всегда, преобразования внутри системы S можно описать с помо­щью некоторой функции, которая ставит в соответствие каждому состоянию входа X состояние выхода Y.

Допустим, что в системе происходит прямое преобразование, состоящее в уси­лении входного воздействия на выходе. Такому преобразованию соответствует функ­ция умножения численного параметра входа (например, силы звука) на некоторый коэффициент S, т.е. Y = SX. Такое преобразование называется пропорциональным. Показатель S = Y/X называется пропускной способностью системы.

Если в регуляторе также происходит пропорциональное преобразование, то Х = RY. Таким образом, на вход системы поступает (X + Х). Тогда на выходе системы получим:

Y = S(X + ∆Х) = S (X + RY) = SX + SRY.

Отсюда:

Y=SX/(1-SR).

Это основная формула теории автоматического регулирования. Она показыва­ет связь, возникающую между состоянием выхода и входа регулируемой системы, с учетом поправки, вводимой регулятором R. Коэффициент Q = S/(1 - SR) называ­ется пропускной способностью системы регулирования. Если бы регулятор отсутство­вал, то пропускная способность равнялась бы S. Наличие регулятора приводит к из­менению пропускной способности. В связи с этим коэффициент G = 1/(1 - SR) называется мультипликатором или регулятором обратной связи. Умножение на него преобразует пропускную способность регулируемой (управляемой) системы S в пропускную способность системы регулирования.

Принцип обратной связи — это универсальный принцип управления, позво­ляющий организации в изменяющейся среде достигать заданной цели. Экономи­ческие системы в рыночной среде обладают развитым механизмом обратных свя­зей. В частности, рынок, играя роль стабилизатора экономики, имеет в своей осно­ве именно отрицательные обратные связи. При недостаточном выпуске товаров цены на них повышаются, в результате чего появляются дополнительные стимулы к расширению производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению вложе­ний средств на вход системы и, как следствие, к увеличению производства до необ­ходимого уровня. И наоборот, рост выпуска продукции приводит к снижению цен на рынке и, следовательно, к уменьшению средств, поступающих на вход хозяй­ственной системы.

Динамика развития хозяйства такова, что все более значительную роль в нем приобретают положительные обратные связи. Выявление механизмов и схем обрат­ных связей является необходимым элементом исследования систем управления.

Лекция 4 (1/2)
Методологические положения исследования

систем управления. Методология и концепции исследований систем управления

 

· компоненты методологии исследования;

· проблемы исследования;

· основные подходы к исследованию;

· концепции исследований.

Любое исследование включает ряд компонентов, в том числе:

· методологию исследования — совокупность целей, принципов, подходов, концепций, методов и процедур исследований;

· объект и предмет исследования;

· потребность в исследовании — конкретную проблему и степень ее остроты, настоятельность ее решения;

· ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (информацион­ных, экономических, квалификационных, временных и т.д.), обеспечивающих успешное проведение исследования;

· процесс и организацию исследования — последовательность и порядок про­ведения исследования, включая распределение ответственности;

· результаты исследования — рекомендации, модель, методику, проект, про­грамму, план и др., способствующие успешному разрешению проблемы;

· эффективность исследования — соотношение полученных результатов и за­трат (ресурсов) на проведение исследования.

Методология любого исследования начинается с определения и формулирова­ния его целей. Основные цели системного исследования организации по признаку искомого результата можно объединить в три класса: 1) выявление проблем в дея­тельности организации, 2) поиск направлений совершенствования функциони­рования и развития организации, 3) проектирование новой организации.

По направленности можно выделить следующие группы целей: поисковые, опи­сательные, объяснительные, прогнозные. Цели можно классифицировать и в за­висимости от типа исследований: теоретические, прикладные, локальные, систем­ные и т.д.

Цель определяется потребностью в исследовании — наличием проблемы, про­тиворечия, требующего разрешения.

Проблемой или проблемной ситуацией обычно называют расхождение между желаемым и действительным состоянием некоторого объекта (явления, процесса), которое может быть преодолено не единственным образом (т.е. когда имеется вы­бор). Иногда проблемой называют потенциальную возможность. Проблемы могут быть фундаментальными и прикладными, теоретическими и эмпирическими, общи­ми и частными, локальными и системными, реальными и мнимыми. Для выбора под­хода к исследованию очень важна классификация проблем, в том числе по степени структурности (структуризованные, неструктуризованные, слабо структуризованные — см. лекц. 2).

В основу исследований должна быть положена совокупность принципов, вы­полнение которых необходимо для успешного проведения исследования и получе­ния достоверных результатов.

Следующей составляющей методологии исследования является подход — ра­курс исследования, исходная позиция, с которой исследование начинается и кото­рая определяет его направленность относительно цели. Подход также можно опре­делить как общий метод исследования (например, диалектический подход).

Целесообразно разделить подходы к исследованию на общие (общенаучные) и частные.

Общие подходы могут быть теоретическими и эмпирическими, прикладными (опирающимися на задачи получения ближайшего результата) и фундаменталь­ными (научными). Очень важно выделение дескриптивного (описательного) и нормативного (конструктивного) подходов к исследованиям. Выбор подхода зависит как от цели исследования, так и от наличия информации об объекте и предмете исследования. Так, описательным подходом следует пользоваться, если ставится цель изучения системы, но не ее реконструкции. Подход, например, определяет, какая из двух задач системного исследования будет рассматриваться — анализ или синтез.

Подход может быть аспектным и системным. Аспектный подход — это выбор одной грани проблемы, учитывая ее актуальность или ресурсы, выделенные на ис­следование. Например, проблема развития организации может иметь финансовый аспект, социальный, ресурсный и т.д.

Системный подход — это более высокий уровень методологии исследования, требующий максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимо­связи и целостности, выделения главного и существенного, определения характе­ра связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Подходы самым тесным образом связаны с определенной концепцией исследо­вания, т.е. комплексом ключевых положений, определяющих общую направлен­ность, структуру и последующие методики исследования. Концепция исследования представляет собой систему основополагающих взглядов, идей и принципов иссле­дования, определяющих подход к исследовательской работе и организации ее проведения, способствующих разрешению проблем. Она должна определить содержание основных компонентов механизма разрешения исследовательских проблем. Например, концепция исследования системы управления есть комплекс основополагаю­щих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой системе.

Исследование системы управления в своей основе должно строиться на опре­деленной концепции.

Концепция должна определять прежде всего содержательное представление об объекте и предмете исследования. Концепция позволяет дать предварительное описание системного объекта, его структуру. В зависимости от проблем и целей исследования, а также знания о системе — это могут быть самые различные струк­туры. Например, можно представить организацию как совокупность системных элементов (функции, входов, выходов, элементов процессора). А можно описать ее в виде некоторой конфигурации. Характер (модель) описания организации в суще­ственной степени зависит от целей исследования, а также от имеющейся информа­ции об объекте.

Например, проблема исследования может состоять в изучении эффективности организации как производственно-технической единицы, преобразующей ресурсы в продукты. В этом случае предметом исследования является соответствующий аспект, «срез» организации, прежде всего совокупность ее производственно-тех­нических и технологических процессов. В силу высокой связности различных процессов в исследование будут включены и другие процессы, напри­мер процессы снабжения и сбыта, процессы управления производством и подго­товкой производства. Таким образом, предметом исследования будет некоторое «подпространство» системы «предприятие». «Ядро» такого «подпространства» должно быть определено на этапе формирования концепции. Далее, в ходе иссле­дования его границы могут измениться, например расшириться за счет включения в рассмотрение других аспектов системы.

Содержательное представление объекта и предмета исследования может быть получено с помощью использования известных концепций организации, поскольку они также позволяют отразить некоторый подход к системе, либо определенный ее аспект «на своем языке». Так, поведенческие концепции помогают рассмотреть связи, присущие организации как социальной системе. Возможно применение со­четания нескольких концепций.

Помимо содержательного представления об объекте и предмете исследования концепция должна определять отправную точку исследования. При этом можно выделить пять основных подходов к исследованию (систем­ному анализу): от проблемы, от объекта, от цели, от критерия, от процесса (в данном случае подходы следует трактовать как «частные» в отличие от общенаучных).

Подход «от проблемы» используется на раннем этапе жизни системы, харак­теризующемся наибольшей неопределенностью. Здесь важно выяснить, существует ли в действительности рассматриваемая проблема. Нередко затрачиваются боль­шие усилия на решение несуществующих, кажущихся проблем, очень часто рассматриваемая проблема оказывается лишь симптомом совершенно иной проблемы в смежной области знания или практической деятельности. Возникновение кажу­щихся проблем обычно связано с потерей ориентации в условиях возрастающей ложности процессов производства и управления.

Установив наличие проблемы, переходят к ее точной формулировке. Сразу это обычно сделать не удается. Тогда используют анализ логической структуры проблемы, рассматривают развитие проблемы в прошлом и возможные пути ее развития в будущем, анализируют связи данной проблемы с другими проблемами. Одновременно «нащупываются» пути решения проб­лемы, и постепенно проблема получает все более точную формулировку.

Подход «от объекта» противоположен подходу от проблемы: здесь объект за­дан с самого начала, пусть даже он выбран случайно и приблизительно. Требуется найти и, четко определив, создать для него систему, решающую задачу или группу задач. Основное внимание здесь направлено на установление обоснованных гра­ниц между системой и ее окружением, обеспечивающих эффективное управление, на выявление структуры системы, состава подсистем, взаимосвязи подзадач. Прак­тическое значение подхода «от объекта» заключается в выявлении роли каждого звена в управлении объектом, выявлении вклада в решение общей задачи, установ­лении адресности частных задач, в привязке общесистемных функций к конкрет­ным исполнителям.

В ряде случаев, когда границы и состав системы уже достаточно ясны, глав­ным объектом исследования становятся сами задачи, решаемые системой: оп­ределение ее целей, средств достижения целей и порядка распределения этих средств по отдельным направлениям (подцелям). Это отличительная особенность подхода «от цели». Он включает в себя определение главной, генеральной цели, определение подцелей всех уровней, т. е. декомпозицию цели, выявление потреб­ностей в ресурсах и процессах их использования, выявление наличных мощно­стей и ресурсов, прогноз результатов будущего развития системы, прогноз бу­дущей ресурсной ситуации и формирование на этой основе стратегии развития системы.

Подход к исследованию «от целей» направлен в конечном счете на создание организационной системы, способной путем координации деятельности многих исполнителей обеспечить достижение поставленной цели. С подходом «от цели» тесно связан подход «от критерия». Обычно критерием называют требования, определяющие правила однозначного выбора средств достижения цели. Соизме­ряя цель со средствами, результаты с затратами, критерий выражает меру целесо­образности достижения цели данными средствами и может быть использован для оценки качества работы системы и ее частей.

 

 

Принципы исследования систем управления

 

· общие принципы исследований;

· принципы системных исследований;

· принципы исследований хозяйственных систем и систем управления.

Исследования систем управления базируются, во-первых, на общих принципах исследования, во-вторых, на принципах исследования систем (любой природы), а в-третьих, на специфических принципах исследования хозяйственных систем и систем управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.