Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Стадия выполнения исследования

9. Сбор, систематизация и анализ вторичной информации

Число и состав разделов плана могут меняться, но должен быть предусмотрен сбор данных двух типов: первичных и вторичных. Первичные данные представляют собой массив информации, получаемой в процессе исследования непосредственно для решения выделенной проблемы. К вторичным данным относят всю информа­цию, которая может быть предоставлена в распоряжение исследователя на момент начата работ. Соответственно здесь используется и два термина: кабинетное ис­следование, назначение которого — сбор вторичной информации и внекабинетное (полевое) исследование, цель которого — сбор первичных данных.

Кабинетные исследования предшествуют любому внекабинетному. Это свя­зано с тем, что: затраты на кабинетные исследования, как правило, значительно ниже, чем на полевые (информация имеется и постоянно обновляется, специаль­ный сбор новых данных не требуется); существуют данные, которые в принципе невозможно получить (например, силами фирмы не получить данные о научно-технических прогнозах развития науки и техники). Часто кабинетное исследова­ние помогает в процессе предварительного анализа конкретизировать задачи.

Однако следует отметить ряд недостатков вторичной информации, которые необходимо учитывать в ходе кабинетных исследований: собираемая информация может не совпадать с целями и структурой проводимого исследования (относится к другому объекту, носит слишком общий характер, имеет другие единицы измере­ния и т.п.), она может быть устаревшей и неполной, могут возникать сомнения в ее достоверности, она может оказаться противоречивой.

В зависимости от источника получения вторичная информация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация собирается до внешней. Так, для предприятия источниками получения внутренней информации могут быть доку­менты, отражающие бюджет предприятия, данные сбыта, данные о прибылях и убыт­ках, счета клиентов, сведения о производстве и т.д.

Массив внешних данных слагается из двух потоков информации: а) сведения, предоставляемые государственными органами; б) сведения, предоставляемые об­щественными и коммерческими организациями.

10. Корректировка разделов плана исследования, ориентированная на получение первичной информации

После сбора, систематизации и анализа вторичной информации в зависимости от полученных результатов принимаются решения о дальнейших исследовательских планах. При этом возможны варианты: а) прекращение работ (проблема решена); б) переход к следующему этапу исследования.

Как правило, после анализа вторичной информации возникает необходимость внесения определенных изменений и дополнений не только в программу последую­щих работ по сбору первичной информации, но и в план исследования в целом. Пос­ле этого можно перейти к следующему этапу работ — сбору первичной информации.

11. Сбор первичной информации

Сбор первичной информации для решения некоторых задач — это единственный способ получить все необходимые сведения. К его основным достоинствам можно отнести: сбор информации для конкретных целей (определены степень детализа­ции, единицы измерения, время сбора и т.п.), отсутствие противоречивости полу­ченных данных, т.к. вся информация идет из одного источника, доступность всех полученных результатов при достаточной «закрытости» их для конкурентов. Од­нако внекабинетные исследования имеют и недостатки: их сбор требует достаточно больших затрат времени и средств.

При подготовке к сбору первичных данных необходимо определить: объем и вид требуемой информации, границы объекта исследования, лиц, проводящих исследование, методы сбора данных.

Принято выделять следующие основные методы сбора первичных данных: опрос, наблюдение и эксперимент. Опрос — метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к опрашиваемой совокупности людей (респондентам) с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Опрос — наиболее распространенный метод сбора первичной информации, особенно при изучении субъективных мне­ний людей и их отношения к анализируемым событиям. Это обусловлено рядом причин:

· метод достаточно универсален, т.е. позволяет регистрировать информацию различной природы (например, и мотивы деятельности людей, и результаты их деятельности);

· полученная данным методом вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная; кроме того, она легче поддается количественной обработке, в том числе с помощью вычислительной техники;

· отмечается экономичность данного метода по сравнению с другими.

Для получения наиболее достоверной информации должны быть реализова­ны основные фазы опроса: 1) адаптация, в процессе которой у респондента созда­ется мотивация ответа на вопросы и он подготавливается к исследованию; 2) до­стижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач исследования; 3) снятие напряжения опрашиваемо­го за счет предложения ему легких функционально-психологических вопросов. По характеру взаимодействия исследователя и респондента опросы классифицируют на очные (интервью) и заочные (анкетирование).

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Интервью используется на разных этапах исследования: во-первых, оно используется на ранних стадиях исследова­ния для уточнения гипотез, задач, методики исследования; во-вторых, применя­ется в качестве основного метода исследования при ограниченной выборке, осо­бенно, когда надо получить информацию социально-психологического характе­ра; в-третьих, интервью используется в качестве дополнительного метода сбора информации к другим методам.

Анкетирование — один из наиболее распространенных видов опроса, основ­ными компонентами которого являются исследователь, анкета (опросный лист) и респондент. С точки зрения достоверности информации тот или иной вид опроса предпочитается в зависимости от целей и особенностей исследования. Так, пред­полагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость.

Интервью дает более глубокую и развернутую информацию субъективного мира опрашиваемых, анкетные опросы — массовую представительную картину. Целесообразно в одном исследовании комбинировать анкетный опрос и интервью, что повышает достоверность информации. Специфическим видом опроса являет­ся опрос экспертов-специалистов исследуемой области.

Наблюдение представляет собой прямую регистрацию событий очевидцем. Наблюдение редко бывает основным способом сбора первичной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами, а также в тех случаях, когда необходимая информация не может быть получена никакими другими способами. Виды наблюдений выделяются по следующим признакам:

а) по степени формализации процедуры — не структуризованное (неконтролируемое), в котором исследователь не определяет заранее, какие именно эле­менты изучаемого процесса он будет наблюдать, и структуризованное (кон­тролируемое), при котором заранее определяется процедура регистрации событий;

б) по степени участия наблюдателя в исследовании — включенное, при котором наблюдатель в той или иной степени включен в этот процесс, и не включен­ное, при котором наблюдатель регистрирует события «со стороны»;

в) по условиям организации — полевое наблюдение (в естественных условиях) и лабораторное, проводимое в экспериментальной ситуации.

Экспериментирование как метод исследования систем управления

Эксперимент — это способ получения информации о качественном и количествен­ном изменении показателей деятельности и поведении объекта в результате воздей­ствия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Отличительная особенность эксперимента состоит в том, что его проведение требует разработки и постановки гипотезы о причинно-следственных связях меж­ду исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма функциони­рования, выведенной логическим путем на основании теоретических или опытных данных. Поэтому эксперимент также является одним из важнейших способов ана­лиза систем управления.

По характеру экспериментальной ситуации выделяют эксперименты полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в специально созданной обстановке). По характеру структуры эксперимента — а) проективные, направленные от насто­ящего к будущему и квазиэксперименты, направленные от мо­мента времени в прошлом к настоящему. По характеру логической структуры до­казательств: а) параллельное исследование, для которого необходимо иметь два объекта наблюдения — экспериментальный и контрольный, в котором доказатель­ство гипотезы опирается на сравнение состояния данных двух объектов наблюде­ния в одно и то же время; б) последовательное — доказательство опирается на срав­нение двух состояний одного объекта наблюдения в различное время.

Эффективность применения экспериментального метода к исследованию со­циальных процессов зависит от правильно подготовленной программы проведения эксперимента, в которой можно выделить следующие этапы.

1. Теоретический — на этом этапе формулируется проблема исследования, экс­периментальные задачи и гипотезы исследования.

2.Методический — разработка программы проведения эксперимента, т.е. доку­мента, в котором изложены все процедуры эксперимента: от постановки за­дач до их практического исполнения. При этом должны быть выполнены следующие основные требования:

а) описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих;

б) описание условий существования объекта исследования;

в) формулирование гипотезы;

г) определение понятий сформулированной гипотезы;

д) выделение зависимой переменной;

е) описание специфических условий.

3. Реализация программы эксперимента — создание экспериментальной ситу­ации и непосредственное экспериментирование.

4. Анализ и оценка результатов — проверка, подтверждение выдвинутой ги­потезы.

Эксперимент может быть реальный или мысленный. Возможности примене­ния реальных экспериментов при исследовании систем управления ограничены, так как они предполагают изменение уже установившихся связей и отношений. Для этого целесообразно применять мысленные эксперименты (или имитацию), которые позволяют воссоздать и «проиграть» ситуацию «на бумаге», а не в реаль­ных условиях. Наиболее эффективным при этом является подход, основанный на применении имитационных моделей. Однако любое моде­лирование — не только имитационное, позволяющее обеспечить проверку аналогич­ных объяснитачьных гипотез, также может быть отнесено к методам проведения мыс­ленного эксперимента. Этот метод существенно зависит от положенных в основу модели предположений. Для систем управления эффективным методом сбора экс­периментальной информации является проведение игровых имитационных экспе­риментов (деловые игры), позволяющих воспроизвести те связи и взаимодействия, которые невозможно отразить в формальной модели.

Игровое моделирование выступает средством эффективного отображения сложных хозяйственных ситуаций, позволяющим охватить разнонаправленные интересы нескольких хозяйственных звеньев. Деловая игра, являясь своеобразной «живой» моделью, позволяет учесть высокий уровень неопределенности среды и ее динамизм, конфликтность ситуации, неполноту информации. Разрешение та­ких проблемных ситуаций требует организации специальных форм взаимодействия ЛПР друг с другом. Важное направление здесь представляют исследовательские деловые игры, в том числе управленческие. В этом случае деловая игра выступает в качестве своеобразной лаборатории поиска и отладки экономических и организа­ционных условий деятельности и нововведений

Игровое моделирование охватывает задачи корректировки индивидуальных предпочтений и выработки решений, приемлемых для всех участников игры. Прин­ципиально важным моментом является включение людей в модель в качестве ее конструктивных элементов. Тем самым неформализованные процессы воспроиз­водятся через принятие решений человеком, через взаимодействие участников игры.

Диапазон применения игрового моделирования охватывает проблемы различ­ного уровня: от конкретных задач принятия решений по той или иной функции управления до комплексных задач, охватывающих сферу, область управления, от первичных звеньев управления до общественного хозяйства в целом.

Своеобразной разновидностью экспериментов является тестирование — реа­лизация искусственно созданного воздействия испытательного характера на объект исследования (элемент или систему управления в целом) в натурных или лабора­торных условиях, которое вызывает ответную реакцию системы управления. Ос­новное назначение — контроль и установление соответствия между значениями входных и выходных параметров испытуемой системы при выполнении ею раз­личных функций в разных режимах управления.

12. Анализ результатов, формирование выводов и рекомендаций

Цель анализа собранной информации — проверка исходных предположений, по­лучение ответов на поставленные вопросы и выявление новых проблем. Основой анализа являются гипотезы, сформулированные в программе и возникающие по мере их проверки в процессе самого анализа собранных данных.

В зависимости от программных целей исследования анализ полученных дан­ных может быть более или менее глубоким. Методам анализа будут посвящены дальнейшие разделы настоящего пособия. Однако можно представить некоторые общие характерные этапы анализа собранной информации, например эмпиричес­кой информации, полученной на основе опроса.

На первом этапе проводится классификация, упорядочение и группировка полученных эмпирических данных, а также качественное их осмысление в соот­ветствии с выдвинутыми описательными гипотезами. Формируются количествен­ные характеристики исследуемых явлений (такие, например, как статистические параметры — средние величины, частоты, вариации и т.д.).

На втором этапе осуществляется первичное обобщение данных и одновремен­но проводится «сжатие» эмпирических данных на основе построения различных типологий и применения соответствующих методов (например, факторного или кластерного анализа).

Третья стадия предполагает углубление интерпретации и объяснение фактов на основе эмпирической или теоретической проверки описательных гипотез.

На четвертом этапе используются приемы мысленного или, если возможно, реального (натурного) экспериментирования, повторные и сравнительные иссле­дования, моделирование.

После проведения анализа формулируются основные выводы и рекоменда­ции по результатам проведенного исследования, которые обычно представляют­ся в форме отчета.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стадия предварительного планирования исследования | IV. Стадия использования результатов исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.