Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы факторов экономической безопасности




· объективные и субъективные;

· основные и второстепенные;

· внутренние и внешние;

· качественные и количественные;

· базисные и надстроечные;

· экстенсивные и интенсивные;

· материально-вещественные и социально-экономические.

Основные факторы, влияющие на экономическую безопасность:

· общеэкономические факторы (масштабность народно-хозяйственной системы, географическое положение, господствующий технологический уклад и др.);

· социально-экономические факторы (характер отношений собственности, способ соединения работника со средствами производства, механизм хозяйствования, система стимулирования труда, мотивационный комплекс и др.);

· институциональные факторы (состояние политики, права, культуры, морали, режим и характер взаимоотношений различных ветвей власти, традиции и проч.);

· экологические факторы (деградация окружающей среды, отсутствие источников чистой питьевой воды, повышенный уровень концентрации вредных веществ в атмосфер и др.);

· геоэкономические факторы (резкая дифференциация доходов населения и образование в мире зон нищеты и голода, маргинализация стран и народов, «виртуализация» экономики и др.).

 

Приоритетные факторы, необходимые и достаточные для обеспечения экономической безопасности в России:

1. стимулирование НТП, переход экономики к шестому технологическому укладу;

2. социализация, гуманизация и экологизация экономики;

3. активная экономическая и внешнеэкономическая политика, защита национально-государственных интересов.

Нейтрализация рисков и обеспечение экономической безопасности происходит с помощью различных институциональных механизмов:

· внутрихозяйственным, собственно механизмом рынка

· и механизмом государственного регулирования экономики.

Механизм рыночного саморегулирования является основой нейтрализации возникающих угроз. С помощью цен и конкуренции экономика возвращается в точку равновесия. В то же время практика хозяйствования подтверждает ограниченную способность хозяйственных субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.

Рыночный механизм является носителем индивидуальных и групповых интересов. В то время как государство, являясь выразителем национальных экономических интересов, призвано координировать действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях (микро-, мезо-, макроэкономическом).

Механизм государственного регулирования экономической безопасности представляет собой систему мер, форм и инструментов, с помощью которых государство осуществляет регулирующее воздействие на процесс функционирования хозяйственной деятельности с целью снижения (ней-

трализации) угроз, минимизации потерь (ущербов), селекции положитель-

но направленных рисков.

Характер государственного регулирования варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирую-

щего его ограниченные возможности.

Поэтому государственное регулирование экономики направлено на упорядочивание, трансформацию отношений саморегулирования в рамках экономической системы.

Основные функции механизма государственного регулирования экономической безопасности:

· информационная,

· координирующая,

· регулирующая,

· контролирующая.

Объектами государственного регулирования рисков и экономической безопасности, выступают сферы, отрасли, регионы, а также явления социально-экономической жизни, где могут возникнуть опасности, угрожающие нормальному функционированию общества.

Целью государственного регулирования рисков является оптимизация уровня экономической безопасности, что в свою очередь направлено на:

· обеспечение равновесия между сбережениями и инвестициями;

· достижение макроэкономической стабильности;

· поддержание устойчивого экономического роста;

· создание экономических и правовых условий функционирования хозяйствующих субъектов и обеспечение их экономической безопасности.

Механизм государственного регулирования безопасности включает разнообразные методы:

· административные и экономические,

· прямого и косвенного воздействия и др.

К основным методам административного воздействия относятся антимонопольное законодательство, введение обязательных стандартов (экологических, санитарных), определение минимально допустимых параметров уровня жизни населения.

Экономические методы являются основными, так как конкурентный

рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, поэтому влиять на него целесообразно лишь косвенными методами.

Косвенные методы государственного регулирования экономической безопасности:

– денежно-кредитные (учетная ставка, операции на открытом рынке и др.);

– бюджетно-налоговые (система налогообложения, управление государственным долгом, обеспечение бездефицитного бюджета и др.);

– способы и формы ускоренной амортизации;

– внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвестиций и др.).

Одним из действенных способов обеспечения социальной безопасности является проведение социальной политики государства.

Социальная политика государства – это деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества. Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов.

Основными задачами социальной политики государства являются:

повышение благосостояния; улучшение условий труда и жизни людей;

осуществление принципа социальной справедливости.

Следует иметь в виду, что государственное влияние на экономику в

большинстве стран мира в настоящее время возросло. Однако данный процесс следует рассматривать не только с количественной, но и с качественной стороны, с позиций эффективности деятельности государства, его способности отражать угрозы современного мира и повышать экономическую безопасность.

Сущность эффективности механизма государственного регулирования национального хозяйства по достижении необходимого и достаточного уровня экономической безопасности состоит в способности государства рационально распределять и использовать ресурсы как для обеспечения нормального хода процесса общественного воспроизводства, так и для борьбы с различного рода опасностями и угрозами.

Эффектом государственной деятельности по достижении приемлемого уровня экономической безопасности является уровень продуктивности национального хозяйства, выражающийся в характере и степени конкурентоспособности экономики; уровне и качестве жизни населения; характере и уровне экономического роста.

Затратами государства по формированию и поддержанию необходимого и достаточного уровня экономической безопасности являются все виды экономических ресурсов (природные, трудовые, инвестиционные, научно-технические и др.), а также ресурсы власти.

 

Контрольные вопросы к ТЕМЕ 3.7.

1. Перечислите условия, наиболее сильно влияющие на экономическую безопасность.

2. Какие факторы, влияющие на ЭБ относятся к социально-экономическим?

3. Какие факторы, влияющие на ЭБ относятся к институциональным?

4. Назовите три приоритетных фактора, необходимых и достаточных для обеспечения ЭБ России.

5. Какие функции включает в себя государственный механизм регулирования ЭБ?

6. В чем заключается оптимизация уровня экономической безопасности в рамках государственного регулирования?

7. Назовите два метода механизма государственного регулирования ЭБ

8. Какие методы государственного регулирования относятся к «косвенным»?

 

ТЕМА 3.8. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Анализ современного состояния экономической и социальной безопасности России сводится к анализу сильных и слабых сторон системы, сопоставлению полученных результатов с угрозами и возможностями внешней и внутренней среды.

SWOT-анализ позволяет определить не только актуальные проблемные области, опасности и угрозы, связанные с исследуемым объектом, но и выявить перспективы, шансы и тенденции развития с учетом факторов внешней среды. На основании анализа различных сочетаний сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями, формируется проблемное поле исследуемого объекта.

Наличие такой информации – необходимое условие для определения целей (направлений) развития и путей их достижения.

Применительно к мониторингу экономической безопасности, алгоритм SWOT-анализа может быть представлен в виде последовательности следующих этапов:

I этап. Выявление рискообразующих факторов в национальной экономике России.

II этап. Мониторинг основных угроз, включающий в себя качественную характеристику и количественную оценку существующих и потенциальных опасностей. Ранжирование выявленных угроз по степени опасности и вероятности наступления.

III этап. Выявление факторов, противодействующих угрозам, обеспечивающих самонастройку экономики (безопаснообразующие факторы).

IV этап. Выбор методов воздействия на угрозы, направленных на нейтрализацию, снижение вероятности возникновения возможных негативных последствий.

V этап. Оценка эффективности предложенных мероприятий. В основу расчета эффективности того или иного метода воздействия может быть положено два критерия. Первый предполагает определение критических параметров (пороговых значений), за пределы которых не должны выходить социально-экономические процессы в обществе. Второй основан на оценке экономической выгоды, предполагающей диалектическую взаимосвязь социальных и экономических процессов. Повышение социальной безопасности оказывает положительное влияние на уровень и качество жизни людей, что в свою очередь способствует экономическому росту, повышению устойчивости и конкурентоспособности общественного воспроизводства. В той же степени верно и утверждение об обратном влиянии экономики на социальные процессы.

Современная экономическая ситуация в России свидетельствует о наличии большого числа рискообразующих факторов как внутри национального хозяйства, так и во внешней среде.

Сопоставление внутренних и внешних угроз экономической безопасности России показывает, что наибольшую опасность для нашей страны представляют внутренние угрозы. Рискообразующие факторы ряда внешних угроз обусловлены в немалой степени внутренними проблемами российской экономики.

Преобразование российской экономики на новых, рыночных принципах за более чем десятилетний период рыночных реформ дало немало позитивных результатов. Сформирована, хотя и не до конца, рыночная среда, заработали некоторые механизмы саморегулирования экономики, созданы банки, финансовые и фондовые биржи и т.д. Три четверти предприятий находятся в частной собственности. Вместе с тем эти коренные изменения социально-экономического уклада были достигнуты ценой немалых экономических и социальных потерь.

Одной из таких потерь является утрата Россией былой экономической неуязвимости от внешних воздействий. Это находит конкретное выражение во множестве факторов, прежде всего в низкой конкурентоспособности нашей экономики, преобладании сырьевых товаров в российском экспорте, потере традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции, зависимости России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического назначения, значительная доля внешней задолженности.

К внутренним, наиболее значимым факторам риска российской экономики относятся:

1. в финансово-экономической сфере:

– структурнаядеформированность национального хозяйства, дополненная ценовыми диспропорциями;

– ухудшение состояния научно-технического потенциала страны,

слабость технологической базы большинства отраслей, высокая энерго- и ресурсоемкость продукции;

– низкая инвестиционная активность;

– криминализация экономики, сокрытие доходов и незаконный перевод финансовых средств за границу;

2. в социальной сфере:

– высокий удельный вес населения, живущего за чертой бедности;

– расслоение общества на узкий круг высокодоходных граждан и преобладающую массу малообеспеченных граждан; отсутствие «среднего класса»;

– демографические проблемы;

– асимметричность в доходах населения субъектов РФ;

3. в институциональной сфере:

– утрата государством функций упорядочивания действий субъектов экономической деятельности;

– незавершенность реформ;

– закрытость и «непрозрачность» главных «игроков» на конкурентном поле –государства и бизнеса;

– бюрократизация государственной власти и коррупция;

– рентоориентированное поведение хозяйствующих субъектов.

 

Необходимо помнить, что методология SWOT-анализа требует не только идентифицировать угрозы, опасности и слабые стороны системы, но и выявить сильные стороны, возможности системы по саморегулированию. Объективные факторы (условия), обеспечивающие возможность реализации жизненно важных интересов России, противодействующие угрозам микро- и макросреды называются безопаснообразующими. К факторам такого рода относятся:

1. Величина и состав национального богатства России.

2. Разнообразные и достаточные природные ресурсы.

3. Достаточно высокая конкурентоспособность систем образования

и фундаментальных исследований.

Можно сделать вывод о том, что проведенный SWOT-анализ экономической безопасности России выявляет многообразие очагов риска в экономике нашей страны и предопределяет необходимость разработки комплекса мер по их нейтрализации и повышению уровня экономической безопасности.

 

Контрольные вопросы к ТЕМЕ 3.8.

1. Какие действия необходимо выполнить III -ем этапеSWOT анализа Экономической безопасности.

2. К «безопаснообразующим» факторам можно отнести:?

3. Что помогает выявить SWOT анализ экономической безопасности РФ?

 

ТЕМА 3.9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Достижение экономической безопасности предполагает формирование такого состояния национальной экономики, которое сохраняет и умножает экономический потенциал, оптимизирует экономические интересы государства, регионов и хозяйствующих субъектов, обеспечивает военно- стратегические и геополитические интересы России.

Главным фактором обеспечения экономической безопасности на всех уровнях общественной иерархии от микро- до макроуровня является экономический рост. Нужны комплексные и серьезные меры по повышению эффективности экономики, конкурентоспособности производимой продукции, развитию рыночной и инвестиционной инфраструктуры.

Следует иметь в виду, что экономический рост является важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности, что предопределяется следующими обстоятельствами:

во-первых, динамика экономического роста ведет от развития предприятий и регионов к росту экономического потенциала государства, к укреплению его мощи. Устойчивая, экономически и социально сильная экономика способна отражать разнообразные угрозы среды и минимизировать ущерб.

во-вторых, экономический рост, являясь материальной основой повышения благосостояния людей, способствует наиболее полному удовлетворению разнообразных потребностей, в том числе и потребности в безопасности.

в-третьих, благодаря экономическому росту появляется возможность смягчить противоречие между потребностями хозяйствующих субъектов и ограниченностью экономических ресурсов по их удовлетворению.

Таким образом, экономический рост создает предпосылки для предупреждения и своевременного разрешения экономических конфликтов между хозяйствующими субъектами по поводу неудовлетворенных интересов, что является основным источником опасностей в социуме.

Повышение качества жизни – цель и средство достижения социально-экономической безопасности

Обеспечение безопасного развития российской экономики невозможно без роста уровня и качества жизни людей. Существует диалектическая взаимосвязь между этими явлениями, которая базируется на линиях прямой и обратной связи. Так, повышение благосостояния, рост доходов населения предполагает своевременное и наиболее полное удовлетворение потребностей людей в разнообразных благах и услугах, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию потребности в безопасности домохозяйств.

Вместе с тем рост качества жизни выполняет и важную экономическую функцию, так как создает предпосылки воспроизводства рабочей силы, способствует росту производительности труда и укреплению потенциала безопасности.

Рост качества жизни не только цель, но и средство достижения необходимого и достаточного уровня экономической безопасности.

Учитывая общемировые тенденции, главной приоритетной целью социально-экономической политики России должен стать человек, его благосостояние, здоровье, интеллектуальный капитал. Названные параметры интегрируются в таком понятии как качество жизни населения.

Качество жизни – это категория, выходящая за пределы экономического анализа и включающая объективную и субъективную

компоненты:

1) степень удовлетворения потребностей;

2) степень удовлетворенности жизнью самих людей, т.е. личностное восприятие условий жизнедеятельности.

В структуре качества жизни можно выделить три группы индикаторов:

1. социально-экономические;

2. социально-экологические;

3. социально-политические.

Первая группа индикаторов включает следующие показатели: уровень доходов; уровень и качество потребления продовольственных и непродовольственных товаров; уровень и качество потребления услуг; обеспеченность жильем (выбор, качество и доступность); образование и профессиональная подготовка (качество и доступность); наличие рабочих мест и поддержание безработицы на естественном уровне; здравоохранение (профилактика заболеваний, возможность получения квалифицированной помощи, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности здоровой жизни); уровень и качество безопасности личности.

Вторая группа объединяет показатели социально-экологической составляющей качества жизни: уровень и качество окружающей среды (обеспеченность чистым воздухом, чистой питьевой водой, отсутствие ненормативных физических воздействий (радиация, шум, электромагнитное излучение)); обеспеченность экологически чистыми продуктами питания и экологически безопасными предметами обихода.

Третья группа отражает уровень политизации и социальной активности населения. К показателям, характеризующим данные процессы, можно отнести: уровень и качество обеспечения гражданских прав и свобод; возможность участия в процессах принятия решений на всех уровнях и инсти

туциональное обеспечение такого участия; доступ к знаниям и информации, культурным ценностям.

Одним из действенных способов достижения и укрепления экономической безопасности является всемерное развитие института социального партнерства. Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.

Наиболее распространенные экономические и организационные формы реализации социального партнерства:

· установление способов распределения доходов,

· участие наемных рабочих в управлении и в собственности предприятий).

Социально-экономические и институциональные факторы, сдерживающие развитие социального партнерства в России:

– наличие депрессивных тенденций в экономике;

– недостаточная эффективность хозяйственной деятельности;

– низкие темпы структурной перестройки экономики;

– падение жизненного уровня основной массы населения.

Направления становления эффективной модели социального партнерства в России:

· повышение уровня защищенности наемных работников;

· совершенствование системы разрешения трудовых конфиктов и споров;

· стимулирование формирования представительных партнеров на всех уровнях социального диалога;

· принятие мер по повышению ответственности участников социального партнерства за соблюдением соглашений и договоров;

· усиление внимания к проблемам охраны труда, социального и медицинского обеспечения работников;

· расширение функций государства, более активное его участие в процессе переговоров всех заинтересованных сторон

Контрольные вопросы к ТЕМЕ 3.9.

1. Назовите главный фактор обеспечения экономической безопасности на всех уровнях общественной иерархии.

2. Что является одновременно целью и средством достижения социально-экономической безопасности?

3. На какие группы подразделяются индикаторы, характеризующие структуру качества жизни?

4. Перечислите основные направления становления эффективной модели социального партнерства в России.

ТЕМА 3.10. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ САМОЗАЩИТА И СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Важное место в системе экономической безопасности занимает проблема личной интеллектуальной самозащиты и защиты интеллектуальной собственности и информации, роль государства в пресечении нечестной конкуренции, утечки национального интеллектуального достояния за границу, в том числе «ноу — хау», изобретений, новых технологий и пр.

В некоторых странах масштабы «утечки мозгов», т.е. выезд ценных специалистов с идеями, документацией за границу, кража интеллектуальной собственности страны и предприятий достигли таких размеров, что парламентам и правительствам этих стран пришлось принимать строгие законодательные и исполнительные акты для защиты своей собственности.

Особенно усилилось это явление в связи с распространением компьютерной техники. Особое внимание нужно уделять не физическим, юридическим или техническим способам защиты личности от недобросовестной конкуренции, а именно способам интеллектуальной самозащиты и организации системы экономической безопасности предприятий.

Под личной интеллектуальной самозащитой понимается система приемов и методов борьбы с недобросовестной конкуренцией и посягательством на честь и достоинство граждан без применения противозаконных средств и каких либо вооружений и технических средств, включая восточные единоборства и др.

Речь идет о приемах интеллектуальных единоборств, целью которых является отражение нападения на человека или фирму в интеллектуальной сфере — через средства массовой информации (СМИ: газеты, радио, телевидение и пр.), субъектов интеллектуального нападения, формы экономического шпионажа и другими способами психологического и морального подавления — для защиты доброго имени сотрудников фирмы и самой фирмы.

Понятие системы экономической безопасности включает в себя меры пресечения экономического, в том числе промышленного, шпионажа и защиты разного рода информации, а также объектов коммерческой тайны и интеллектуальной собственности отдельного физического лица, компании или страны.

Целью такой системы является охрана материально — вещественного, интеллектуального и финансового капитала физического лица, компании или страны в целом, а также охрана их коммерческих тайн и частной жизни. Если система интеллектуальной самозащиты более ориентирована на отражение интеллектуального нападения на сотрудников компаний, то система экономической безопасности более предназначена для сбережения и умножения накопленного интеллектуального потенциала отдельного человека, компаний и страны. Обе эти системы защиты взаимно дополняют друг друга.

Эффективное применение и использование этих систем защиты возможно при определенных правовых и социально — экономических условиях в стране.

В современном мире распространены различные формы борьбы между людьми: во-первых, спортивные соревнования по дзю-до, каратэ, самбо, вольной борьбе и др.; во-вторых, юридическое противоборство в судебных органах, арбитраже по поводу прав на собственность, защиты личности, покарания преступников и т.п.; в-третьих, военное противостояние за интересы страны, партии, классов, семьи, политической группировки из-за раздела территорий, сфер влияния, политического, экономического и идеологического господства; в-четвертых, политическая борьба между отдельными лидерами, политическими партиями и группами, общественными организациями за право управления страной, районом, городом, за власть над другими людьми; в-пятых, интеллектуальная борьба за собственное выживание и самоутверждение в обществе, в науке и бизнесе, в семье, в коллективе и, наконец, в-шестых, экономическая (конкурентная) борьба за деньги, собственность, возможности расширения бизнеса, за клиентов, рынки сбыта товаров и услуг, за рынки дешевой рабочей силы, сырья и других средств производства, за полезные ископаемые, капитал и т.д.

В мире бизнеса «акулы» встречаются еще чаще, чем в океане. Под «акулами» здесь понимаются такие фирмы, которые нацелены на поглощение, захват других компаний, причем, незаконными методами интеллектуального подавления и разрушения коммерческих, экономических основ существования той или иной компании. Таким способом они быстро добиваются увеличения своих прибылей и оборота капитала, расширяют сферы влияния не неся при этом больших затрат на рекламу, завоевание рынков сбыта и клиентуры путем улучшения качества продукции, ассортимента и т.п.

По сути это «гангстеры» делового мира, но действующие приемами не уголовного мира, а неуловимыми, скрытыми приемами интеллектуальной и экономической борьбы, которые часто не предусмотрены в официальных законах и постановлениях правительств и парламентов, инструкциях министерств и ведомств. Поэтому привлечь к ответственности эти фирмы по закону очень сложно или просто невозможно.

Типичным примером такого рода фирм являются известные финансовые пирамиды, получившие в 1991–1995 гг.

Характерным приемом нечестной интеллектуальной борьбы у многих из указанных фирм-«акул» является ложная реклама, пропагандировавшая выплату огромных процентов в невероятно короткие сроки — за 1–2 недели. Пользуясь неосведомленностью простых людей о сроках оборота реального капитала во всех его формах: денежной, производительной и товарной (в целом этот срок по всем видам капитала может составлять от 2–3 месяцев до 1–1,5 лет), представители компаний — «акул» фактически подменили понятие «дивиденда на акции» понятием «прибыль на акции».

Дивиденд возникает лишь в результате вложения капитала в производство и торговлю товарами, после продажи созданной продукции и распределения полученной прибыли. АО «МММ» и другие такие же фирмы предлагали вкладчикам спекулятивные проценты (прибыль) на акции, которые возникли не из производства и продажи товаров и услуг, а из денег самих вкладчиков. В этом случае не происходит увеличения стоимости, новый продукт не создается, а всего лишь перераспределяются собранные у вкладчиков средства, причем, как показал опыт, в карман организаторов фирм –«акул», поскольку на всех остальных вкладчиков повышенных процентов, естественно, не хватит никогда.

Конкуренция — это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья.

В мире существуют две основные формы открытой, законной конкуренции: это ценовая и неценовая конкуренция.

Первая была более характерна для времен Х1Х и начала ХХ века, а вторая более явно преобладает во второй половине ХХ века, после начала современной научно-технической революции и отличается тем, что фирмы конкурируют больше по качеству товаров, ассортименту, уровню сервиса, формам торговли, т.е. цены существенно не отличаются на аналогичные товары. Конкуренция открытого типа характеризуется свободным обменом информацией между товаропроизводителями, изготавливающими сложную по качеству и предназначению продукцию.

В то же время существует и «недобросовестная конкуренция», которая предполагает использование методов конкурентной борьбы, связанных с нарушением принятых на рынке правил и норм конкуренции.

Законы многих стран запрещают соглашения между конкурирующими агентами экономики, направленные на ограничение конкуренции путем установления демпинговых цен и тарифов, раздела рынков по территориям, по объему продаж и ассортименту товаров, по рангу продавцов и покупателей и другим признакам.

Экономическая информация — это информация об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также об экономических агентах, участвующих в этом процессе. Информация возникает в результате обработки различных фактических данных об экономических процессах и явлениях на основе их анализа и синтеза. Применяя информацию руководители фирм формулируют необходимые решения, определяют их исполнителей, пути и сроки решения задач. В более широком смысле слова информация — это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций.

Стоимость информации включает в себя время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.6. В области маркетинговых исследований понятие информации еще более конкретизируется — различается информация об изготовителях товаров, о самих товарах и услугах, работах, под конкретную задачу или цель на определенный период времени.

Информация является составной частью интеллектуальной собственности экономических агентов. Интеллектуальная собственность включает всю совокупность объектов авторского и изобретательского права, т.е. охватывает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам, изобретениям, открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям и др.

В любой компании, где работает более одного человека, неизбежно формируется интеллектуальная среда — система деловых и личных взаимоотношений сотрудников и руководителей фирмы между собой, с одной стороны, и с партнерами по бизнесу, представителями госорганов, конкурентами, клиентами и другими людьми, с другой стороны. В то же время может быть и отрицательная интеллектуальная среда, а также нейтральная.

Формирование отрицательной интелсреды способствует эффективности интеллектуального нападения на фирму, под которым понимается интенсивная психологическая, моральная, информационная обработка общественного мнения, сотрудников и руководителей фирмы с помощью средств массовой информации (СМИ), субъектов интелнападения, криминальных элементов, отдельных чиновников госорганов, конкурирующих фирм и других недоброжелателей с целью деморализации персонала фирмы, дискредитации предприятия, т.е. лишения его общественного доверия и доверия партнеров и клиентов, подрыва основ экономической деятельности и доведения фирмы до банкротства и разорения.

Под «субъектами интеллектуального нападения» рассматриваются физические или юридические лица, специально подготовленные конкурентами или другими недоброжелателями для осуществления антифирменной кампании с применением всех запрещенных и не предусмотренных законами методов и средств недобросовестной (нелояльной) конкуренции. Именно применением этих методов и средств интелнападение отличается от обычной конкурентной борьбы. На начальном этапе интеллектуальное нападение преследует, как правило, цель изъять объекты коммерческой тайны и интеллектуальной собственности компании.

Коммерческая тайна — это право предприятия, в том числе банка, на сохранение в тайне производственных, торговых и финансовых операций, а также соответствующей документации.

Отсюда вытекает и понятие экономической безопасности как системы защиты экономической информации и коммерческой тайны, объектов интеллектуальной собственности фирмы от экономического (промышленного) шпионажа, экономического нападения со стороны конкурентов. Это узкое понимание данной проблемы.

В широком смысле в понятие «экономическая безопасность» необходимо включить и методы борьбы государства с экономическими преступлениями, экономическим саботажем и мегамаркетингом — стратегическим планом отдельных международных монополий по захвату рынка страны в отношении одного товара или группы товаров путем использования подкупа и других нечестных приемов конкуренции (например, демпинговых цен).

Успех в современном бизнесе часто достигается благодаря ускорению оборота капитала на основе быстрого ведения переговоров с партнерами и заключения сделок, умения хранить коммерческую тайну. Любая «утечка» информации может привести к срыву сделок, так как коммерческие операции возьмут под свой контроль конкуренты. В результате будет упущена прибыль, потеряна связь с партнерами по бизнесу, затормозится оборот капитала.

Распространенной ошибкой является то, что многие руководители фирм и предприятий, уделяя внимание личной охране в техническом и физическом плане, напрочь забывают об интеллектуальной и экономической безопасности своего дела и сотрудников. В частности, они не обращают внимания на ложные сведения о фирме, ее товарах и услугах, которые распространяются конкурентами в устной и письменной форме, аудиовизуальными средствами с помощью других СМИ, принимают на работу людей без должной проверки и рекомендаций, не занимаются постоянно сбором и обработкой информации о конкурентах, клиентах и деловых партнерах, заключают сделки «вслепую», не зная финансового положения фирм — партнеров и т.д. Все это ведет к созданию условий для действия субъектов интелнападения, к повышенной экономической опасности для фирм и ее сотрудников.

Только те решения и практические действия руководителей и сотрудников предприятий, которые приняты на основе системных исследований рынка и информации, могут принести успех и обеспечить экономическую безопасность бизнеса.

Поэтому защита информации — это по сути защита будущих решений и практических действий фирмы от вмешательства недобросовестных конкурентов.

Актуальность интеллектуальной самозащиты и экономической безопасности для предприятий усиливается еще тем, что политика госорганов в области экономического регулирования окончательно не сложилась в бывших соцстранах, нередки случаи использования отдельных чиновников недобросовестными конкурентами.

В современном деловом мире успех по результатам многих исследований специалистов на 80–90% зависит от руководителей (менеджеров) фирм, предприятий и организаций. Важное значение имеет знание особенностей работы руководителей и других сотрудников фирм в условиях жесткой конкуренции, в том числе с применением нечестных приемов. Поэтому менеджер обязан идти на столкновение с частными интересами, чтобы достигнуть успеха в стратегических интересах фирмы. Тогда будут удовлетворены и частные интересы, но многие люди этого не понимают и не признают давления со стороны менеджера.

Отсюда возникает возможность интеллектуального нападения с их стороны, так как им кажется, что менеджер умышленно ущемляет их интересы. В связи с такой ситуацией и появляется необходимость в интеллектуальной и экономической защите.

Очень часто менеджерам приходится работать в быстро меняющейся рыночной обстановке и поэтому успех зависит от скорости принятия решений и их реализации на практике. В этих условиях не удается всегда соблюсти принцип коллегиальности и менеджеру приходится принимать ответственность за последствия на себя. Отсюда один человек может иногда решить судьбу тысяч людей. Известна печальная история банкротства и разорения одного из старейших в Европе английских банков — банка «БЭРРИНГЗ» из-за и рискованной игры на биржах Юго-Восточной Азии брокера этого банка Ника Лисона. Главной причиной такой ситуации стал выход этого брокера и его действий из-под жесткого контроля менеджеров банка, в результате чего были нарушены важнейшие условия и принципы системы интеллектуальной и экономической безопасности бизнеса.

Руководителям фирм часто приходится совмещать обязанности, особенно в малых и средних фирмах, где нет возможности нанять на постоянную работу нужных специалистов из-за ограниченных финансовых возможностей. В то же время на таких фирмах в буквальном смысле слова «держится» экономика многих стран, регионов и городов.

Одним из главных направлений интелнападения является «прессинг», давление на руководителей предприятий различных субъектов интеллектуального нападения: клиентов, конкурентов, чиновников и пр. с целью склонить их к принятию тех или иных «нужных» решений, побудить к каким-либо необдуманным и паническим действиям, вызвать стресс и депрессию, неуверенность в своих силах и в успехе своего бизнеса.

Особенно часто субъектами интеллектуального нападения практикуется такая форма прессинга, как создание искусственного отчуждения деловых партнеров и клиентов от фирмы, своего рода «вакуум деловых связей». Подобный «вакуум» формируется путем скрытой закулисной обработки клиентов, деловых партнеров, учредителей и других физических и юридических лиц, с которыми связана фирма.

Нередко в сочетании с прессингом и «вакуумом» может применяться прием «ложной информации», когда о фирме распространяются всякие небылицы, ложные слухи и другие вымышленные, «жареные» факты и информация. Для примера отметим действия конкурентов филиала российского банка «Инкомбанк» (в настоящее время этот банк ликвидирован, объявлен банкротом и закрыт после финансового кризиса в России в 1998 г.) в г. Санкт-Петербурге. Однажды в 1995 г. клиенты этого банка обнаружили в своей почте анонимные письма от группы «независимых финансовых экспертов» с информацией о финансовых трудностях «Инкомбанка» и рекомендацией срочно перевести свои счета в любой из банков Петербургского межбанковского альянса. Напечатаны эти письма были не на фирменных бланках альянса, а на бланках банка «Санкт-Петербург» и без подписей (!??). К тому же «Инкомбанк» сам являлся ассоциированным членом указанного межбанковского альянса. Безусловно, что цель этой фальшивки была посеять недоверие и панику среди клиентов и сотрудников банка, подвигнуть их на какие-то скоропалительные действия, которые нанесли бы им всем большой ущерб.

Если для фирмы результаты работы субъектов интеллектуального нападения по созданию «вакуума» прошли незамеченными и прием начал действовать, то распознать его можно по следующим признакам: хорошо известные деловые партнеры «внезапно» перестают контактировать с фирмой, отказываются от запланированных встреч или даже расторгают ранее заключенные контракты и договора. Это означает, что «вакуум» вокруг фирмы уже создан и стал очевидным фактом.

Рекомендации в этой ситуации следующие:

1.Обнаружив вокруг себя «вакуум», не следует впадать в панику и спешно сворачивать все дела, ликвидировать фирму. Необходимо тщательно проанализировать всю обстановку вокруг фирмы, свои действия и всю информацию о возможных организаторах «вакуума». Сделать это можно по стандартным методикам оценки клиентов и конкурентов и их действий, которые имеются в каждом бизнес-центре.

Получив точные и правильные данные и информацию об организаторах «вакуума», необходимо приступить к отражению интеллектуального нападения по заранее разработанному ПЛАНУ. В этом плане должны быть предусмотрены меры по разрушению ложного имиджа фирмы с помощью статей и интервью в печати, на радио и телевидении, путем рассылки писем и анкет, информационных листков всем заинтересованным организациям. Хорошо помогают в этой ситуации выставки и презентации фирмы, ее товаров и услуг, так как гласность лучше всего разрушает нечестную игру конкурентов. Большую роль в борьбе против интелнападения может также сыграть хорошо продуманная и проведенная своевременно рекламная кампания фирмы в течение 1-2 месяцев сразу после нападения.

Интеллектуальное нападение может проявляться также в попытках навязать руководителю фирмы заведомо убыточные сделки через подставные фирмы (иногда такие фирмы-«фантомы» создаются на одну сделку, а затем после разрушения чужого бизнеса быстро ликвидируются или переводятся в другую страну).

Распознать такого рода нападения можно по поведению деловых партнеров, по стилю и форме документов, которые сопровождают коммерческую сделку. Этот прием недобросовестной конкуренции можно условно назвать «ложная сделка».

Рекомендации для обеспечения безопасности при ложных сделках:

1. Повышенная опасность заключения ложных сделок возникает при работе с малоизвестными деловыми партнерами, особенно приезжими из других городов и стран бизнесменами. В таком случае прежде всего не следует давать каких-либо обещаний и заверений, подписывать сходу договора и прочие документы с этими партнерами до полной их проверки. Осуществить проверку и сбор данных и информации помогут бизнес-центры, торгово-промышленные палаты.

Важнейшим показателем надежности делового партнера является его платежеспособность. Если сведения об этом показателе у фирмы отрицательные или никто не может их представить, то сделку с такой фирмой советую либо вообще не проводить, либо осуществлять со 100%-й предоплатой всех товаров и услуг путем выставления аккредитива.

При получении положительной информации о платежеспособности и надежности деловых партнеров необходимо приступить в ходе переговоров к внимательному изучению представленных проектов договоров, соглашений, контрактов, протоколов намерений, бизнес-планов и прочей документации по сделке.

Очень важно, чтобы тексты документов соответствовали законодательству тех стран, на территории которых предполагается осуществить коммерческие операции. Кроме того, в них не должно быть двусмысленных фраз и определений обязательств сторон и других, неясно и двойственно толкуемых пунктов договора. Все документы должны быть заверены печатями и подписями сторон (желательно на каждой странице) с указанием реквизитов, т.е. юридического адреса фирм, их банковского счета, фирменного наименования. В договоре необходимо четко сформулировать предмет сделки и ответственность сторон, порядок расчета за товары и услуги, форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, забастовки, военные действия и другие, которые могут привести к срыву сделки).

Если надежность партнера гарантирована и документы по коммерческой операции достоверны и правильно оформлены, следующим шагом должно стать тщательное изучение рыночной ситуации на основе маркетинговых исследований. Без этого также не гарантируется экономическая безопасность сделки.

Немаловажное значение для безопасности сделки имеет и логистика — наука о доставке товаров к потребителям с наименьшими потерями. Описанные выше приемы недобросовестной конкуренции чаще применяются против руководителей фирм. Но имеется еще целый ряд приемов такого типа нелояльной конкуренции, которые применяются одновременно и против директоров, и против менеджеров и рядовых сотрудников предприятий.

Основные приемы интеллектуальной самозащиты, которые чаще приходится применять руководителям и, самое главное, необходимые навыки и качества, которые надо вырабатывать для успешного применения этих приемов:

Во-первых, руководителю необходимо вырабатывать навыки быстрого распознавания интеллектуального нападения и его субъектов для того, чтобы применить прием «контрнаступления» и защитить фирму. Для этого надо изучать особенности работы различных СМИ, налаживать хорошие контакты с журналистами, экспертами, аналитиками бизнес-центров. Это нужно для организации подготовки статьи или интервью в печати и других СМИ, разработки контррекламы и пропаганды. Особенно важны здесь знания компьютерной техники и умения пользоваться информацией по сети ИНТЕРНЕТ и другим информсетям.

Во-вторых, директорам и менеджерам фирм следует развивать навыки работы с персоналом, клиентами, конкурентами, деловыми партнерами, госчиновниками и другими людьми. Эти навыки необходимы для выявления субъектов интеллектуального нападения и последующей их нейтрализации. Вести сбор этой коммерческой разведывательной информации должны сотрудники отдела маркетинга компаний, которые обязаны владеть навыками экономической разведки и противостояния промышленному шпионажу и интелнападениям.

В-третьих, насущным делом является отработка приемов взаимодействия с представителями различных госорганизаций: налоговой инспекцией, социальным фондом, финансовой гвардией, экономической полицией, отраслевыми министерствами и ведомствами и др. Особенно важно уметь предвидеть возможность использования этих людей в качестве субъектов интеллектуального нападения.

Особенно важно для руководителя выработать навыки спокойного и хладнокровного поведения при внезапных проверках фирмы экономической полицией, налоговой инспекцией и другими контролирующими госорганами.

Квалифицировать действия сотрудников этих организаций в качестве субъектов интеллектуального нападения можно по следующим признакам: проверка проводится внепланово и внезапно в момент проведения на фирме сложной и ответственной сделки или работы; проверяющие не уходят из фирмы и проводят проверку на месте, явно затягивая время и срывая текущую работу фирмы; составленные справки и заключения по результатам проверки составлены неточно и неполно, к примеру, не указаны верно размеры штрафов, номера банковских счетов, на которые следует перечислять штрафы; не предъявляются инструкции и методики расчета штрафов и санкций и т.д.

Проверяющие из госструктур, имеющие «поручение» от конкурентов, стремятся, как правило, получить максимум информации о фирме, которая не имеет прямого отношения к предмету проверки, могут сознательно провоцировать сотрудников и руководителей на конфликт. В такой обстановке рекомендую руководителям и менеджерам фирмы вести себя спокойно и уверенно, не прятать документацию и информацию, не уклоняться от сложных и каверзных вопросов (лучше всего заранее подготовить варианты таких вопросов и возможные ответы на них и выучить их наизусть), признавать свои ошибки, но в то же время отстаивать свою точку зрения на разные вопросы, пригласить специалистов, которые составляли бухгалтерские отчеты и другую документацию, требовать предъявления официальных инструкций и методик расчетов штрафов и прочих санкций.

Нормальным правилом в современном бизнесе является то, что ответственность за все ошибки, просчеты и нарушения несет руководитель фирмы, он же оплачивает и начисленные штрафы, если они правильно подсчитаны и обоснованы. Неверно перекладывать убытки на сотрудников и тем более на клиентов фирмы (через цену товаров и тарифы на услуги).

В-четвертых, руководитель должен хорошо ориентироваться в социально-экономической ситуации и политической обстановке в стране, где он находится и развивает свой бизнес.

В-пятых, немаловажное значение для управляющих фирмой имеет знание психологических особенностей людей, типов личностей и манер их поведения в различных ситуациях: например, по манере курения или по выражению лица можно определить склонность бизнесмена к заключению сделки в данный момент.

Наконец, в-шестых, любому менеджеру важно приобрести качества имиджмейкера, то есть человека, который умеет создать в глазах общественности, клиентов, конкурентов и других людей положительный образ фирмы, себя и своих сотрудников. Благодаря таким качествам можно нейтрализовать еще один распространенный прием недобросовестной конкуренции с условным названием «лишение любви». Смысл этого приема в том, чтобы путем распространения ложных слухов о человеке создать о нем плохое мнение в обществе и коллективе, скомпрометировать без всяких на то оснований.

Применение этого приема может вызвать нервный стресс и затем общее расстройство здоровья у любого руководителя. В этом случае надо также вести активную контрпропаганду по типу нейтрализации приема «вакуум деловых связей», описанному ранее. Только защищать здесь надо самого себя. Выиграть здесь может только тот, кто обладает хорошими навыками выступлений на публике (или может нанять таких ораторов), умеет работать с журналистами. Обладает большими знаниями и навыками в бизнесе, является специалистом своего дела. И очень важна поддержка сотрудников фирмы и учредителей, общественности, которых надо привлечь на свою сторону.

Руководителям предприятий можно рекомендовать следующее:

Тщательно проводить отбор кадров для работы в фирме — для этих целей необходимо личное участие в собеседованиях с претендентами на работу, привлечение опытных сотрудников предприятия и внешних консультантов для качественного тестирования и анкетирования претендентов. Большое значение имеет проверка биографических данных и родственных связей кандидатов на работу, чтобы исключить попадание на фирму субъектов интелнападения.

Брать инициативу разработки договоров и соглашений с деловыми партнерами на себя, внимательно читать и редактировать тексты договоров, особенно написанных на иностранных языках, чтобы не допустить невыгодных для фирмы формулировок и двусмысленных положений. Привлекать для этой работы опытных юристов, переводчиков, экономистов и других специалистов, консультантов. Желательно визировать подписями каждую страницу договора, чтобы исключить вероятность подмены отдельных страниц.

Разработать совместно со специалистами перечень объектов коммерческой тайны и ценной интелсобственности фирмы, которые подлежат защите, официально утвердить его и взять подписку у сотрудников о неразглашении этих сведений и исключения фактов передачи (или продажи) интелсобственности фирмы без санкции руководства.

Избегать сомнительных вечеринок и случайных знакомств с женщинами и просто малознакомыми людьми, чтобы не дать субъектам интелнападения повода себя скомпрометировать. Никогда не хранить в незащищенных местах ценные личные документы и дела фирмы — для этого есть сейфы банков и потайные места.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.