Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-правовое назначение и понятие правового положения лиц, отбывающих наказание

Конспект лекции по теме № 11 «Правовое положение осужденных».

План:

1. Социально-правовое назначение и понятие правового положения лиц, отбывающих наказания.

2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания.

3. Основные обязанности и права лиц, отбывающих наказания.

 

Лица, находящиеся в сфере регулирования отношений, возникающих при исполнении и отбывании уголовного наказания в виде лишения свободы, имеют определенное правовое положение (статус). Соответственно можно говорить о правовом положении субъектов уголовно-исполнительных правоотношений: осужденного, персонала учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и правовом положении участников этих правоотношений: родственников осужденного, представителей религиозных конфессий и т.д.

В рамках рассматриваемой темы особого внимания заслуживает правовое положение осужденных, лишенных свободы.

В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства РСФСР, где лишь обозначался термин «правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы» (ст. 8 ИТК РСФСР 1970 г.), гарантировалось обеспечение свободы совести и личной безопасности осужденных (ст. 8¹, 8² ИТК РСФСР), УИК РФ уделил этому важнейшему вопросу самостоятельную главу 2, состоящую из шести статей. Кроме того, многие элементы правового положения осужденных раскрываются в главах и статьях УИК РФ, посвященных регулированию порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, нормах иных федеральных законов. Это свидетельствует об изменении уголовно-исполнительной политики России, о ее приближении к мировым стандартам в данной сфере государственной деятельности.

К одним из важнейших национальных приоритетов Российской Федерации в настоящее время относятся: последовательное исполнение международных обязательств и обеспечение прав и свобод человека, в том числе в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Необходимость реализации указанных национальных приоритетов обусловлена следующими причинами.

Во-первых, Российская Федерация является участником ряда международных организаций, ею ратифицированы многочисленные правовые документы. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы, следовательно должны обеспечиваться в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний, и имеют приоритет перед национальным законодательством.

В частности, Россия признает ряд международных документов, принятых ООН в сфере соблюдения прав человека и гражданина, в том числе осужденных к лишению свободы. Положения этих документов закреплены в нормах Конституции РФ, УИК РФ, иных федеральных законов.



В числе таких документов следует назвать:

1. Всеобщую декларацию прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.).

2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (ООН, 30 августа 1955 г.).

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 16 декабря 1966 г.).

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 16 декабря 1966 г.).

5. Основные принципы обращения с заключенными (ООН, 14 декабря 1990 г.).

6. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (ООН, 29 ноября 1985 г.).

7. Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 10 декабря 1984 г.).

8. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (ООН, 14 декабря 1990 г.).

9. Конвенцию МОТ № 29 «О принудительном труде» (МОТ, 28 июня 1930 г.).

Кроме того, присоединение России к Уставу Совета Европы в 1996 г., ратификация правовых документов актуализировали задачу приведения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в соответствие с европейскими стандартами обращения с заключенными.

Выполнение требований Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Европейских пенитенциарных правил от 11 января 2006 г. не только способствует развитию института правового положения осужденных, но и служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства, влияет на ее международный авторитет.

Во-вторых, несоблюдение прав, свобод и законных интересов осужденных влечет направление ими жалоб не только в российские органы власти, но и в международные правозащитные организации (ч. 4 ст. 12, ст. 15 УИК РФ), в частности, в Европейский Суд по правам человека. Если первоначально практика деятельности ЕСПЧ была связана с жалобами подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на ненадлежащие условия содержания под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, то в настоящее время все больше осужденных к лишению свободы обращаются в ЕСПЧ за защитой своих нарушенных прав.

Решения ЕСПЧ связаны не только со значительными финансовыми издержками Российской Федерации, но и отрицательно влияют на международный и внутригосударственный авторитет уголовно-исполнительной системы.

Теория права выделяет три вида правовых статусов личности: общий, специальный и индивидуальный. Каждый гражданин, в том числе осужденный, обладает всеми тремя видами статусов, но проявляются они в зависимости от типа общественных отношений, субъектом которых он в данный момент выступает.

Права и обязанности, которые принадлежат каждому гражданину как члену общества, составляют общий (конституционный) правовой статус личности. В его содержание входят как конституционные, так и иные общие права, свободы, законные интересы и обязанности, закрепленные различными отраслями российского права. Общий правовой статус достаточно статичен, так как его корректировка связана не с волеизъявлением отдельно взятой личности, а с внесением изменений и дополнений в законодательные акты.

Среди правовых источников регулирования общего правового статуса личности необходимо отметить, в первую очередь Конституцию Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории государства; устанавливает основополагающие принципы обращения с человеком и гражданином (ст. 2, 4, 15, гл. 2).

Но Конституция не может регулировать все сферы жизнедеятельности человека и все многообразие общественных отношений, в которых он участвует. Эти особенности учитывает специальный и индивидуальный правовые статусы личности.

Специальный правовой статусзакрепляет права, свободы, законные интересы и обязанности определенных категорий граждан, выделенных по каким-либо присущим им общим признакам. Можно выделить специальный статус военнослужащего пенсионера и т.д.

Правовой статус (положение) осужденных является разновидностью специального правового статуса личности и в свою очередь подразделяется на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, обязательные работы, исправительные работы).

Отличительными чертами специального правового статуса осужденных к лишению свободы являются следующие:

1. Специальный правовой статус осужденного, лишенного свободы, базируется на общем (конституционном) правовом статусе человека и гражданина в Российской Федерации, в связи с тем, что факт осуждения к наказанию в виде лишения свободы не влечет ликвидации российского гражданства, так как в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ сказано, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Более того, осуждение к уголовному наказанию является препятствием для добровольного выхода из гражданства Российской Федерации[1]. Ранее действовавший Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» также не предусматривал лишения гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию, и его отбывание являлось препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного[2].

Сохранение гражданства Российского государства по отношению к лицам, совершившим преступление и отбывающим наказание, соответствует положениям международных правовых документов в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, обращения с заключенными, что служит ярким примером реализации принципа демократизма и гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. В частности, ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Минимальные стандартные правила обращения с заключенными в п. 61 определяют, что «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами…».

Значение сохранения гражданства выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания. В результате этого осужденным гарантируются пользование правами граждан Российской Федерации, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограничения) – теми правами и свободами, которые сохранились у осужденных в остаточном объеме. Во-вторых, сохранение за осужденными гражданства государства преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам осужденных. Не случайно одним из направлений воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы, можно считать гражданское воспитание, способствующее привитию чувства патриотизма, любви к Родине. Во время Великой Отечественной войны миллионы наших сограждан, содержащихся в исправительно-трудовых колониях, исправительно-трудовых лагерях, обращались с просьбой о добровольном направлении их на фронт, чтобы кровью смыть вину перед Отечеством. В-третьих, сохранение гражданства означает, что осужденные к лишению свободы пользуются общегражданскими правами, а также несут обязанности, возложенные на граждан России.

Иностранные граждане, в том числе осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы на территории России, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации на основании международных договоров, российского законодательства о правовом положении иностранных граждан с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации[3]. То же самое касается правового положения лиц без гражданства (апатридов).

2. При трансформации общего правового статуса личности в специальный правовой статус осужденного происходит ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Это, в первую очередь, связано с карательным элементом наказания, которое, являясь разновидностью государственного принуждения, применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений[4] на основании вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда (ст. 7 УИК РФ).

В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Объем ограничений общего правового статуса для осужденных зависит от вида назначенного им наказания (ст. 44 УК РФ): чем суровее наказание, тем с большими ограничениями прав и свобод и с возложением дополнительных обязанностей на осужденного оно связано. Так, наименьшие ограничения конституционного статуса характерны для осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества (например, штраф, обязательные работы и т.д.). Наибольшие его ограничения характерны для осужденных, отбывающих лишение свободы, в том числе, пожизненное.

При трансформации общего правового статуса личности в специальный правовой статус осужденного к лишению свободы можно выделить:

1) конституционные права и обязанности, которые сохраняются в полном объеме за человеком, в связи с осуждением его к лишению свободы;

2) права и свободы, которые частично ограничиваются при отбывании наказания в виде лишения свободы;

3) права, которых осужденные, лишенные свободы, лишаются полностью;

4) права, которые в связи с назначением наказания в виде лишения свободы видоизменяются.

К первой группе относятся:

А) Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) сохраняется за осужденными к лишению свободы в полном объеме, что вытекает из самого названия и смысла наказания. Кроме того, уголовно-исполнительное законодательство делегирует осужденным к лишению свободы право на личную безопасность, реализация которого сопряжена с возникновением угрозы их жизни и здоровью (ст. 13 УИК РФ);

Б) Право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 33, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ) делегировано осужденным, лишенным свободы, положениями ч. 4 ст. 12, ст. 15 УИК РФ;

В) Свобода совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ) в исправительных учреждениях реализуется согласно требованиям ст. 14 УИК РФ, п. 12 ПВР ИУ. Также религиозное воспитание является одним из направлений воспитательной работы с осужденными, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы;

Г) Достоинство личности охраняется государством (ст. 21 Конституции РФ). В процессе отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала исправительных учреждений, они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию (ч. 2 ст. 12 УИК РФ);

Д) Право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ) принадлежит осужденным к лишению свободы, осуществляющим трудовую деятельность и в связи с этим имеющим право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от пола, возраста, состояния здоровья осужденных, характера выполняемых работ, территории расположения исправительного учреждения (ч. 4–5 ст. 104 УИК РФ). Кроме того, осужденные имеют время отдыха в выходные и праздничные дни, а также в зависимости от графика сменности (ч. 1 ст. 104 УИК РФ). ПВР ИУ (п. 11, 20), ПВР ВК (п. 17, 22) устанавливается право на непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.

Е) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ) для осужденных к лишению свободы реализуется в ходе получения ими первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Осужденные к лишению свободы имеют право на получение психологической помощи (ч. 6–6¹ ст. 12 УИК РФ, п. 11 ПВР ИУ, п. 17 ПВР ВК). К лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, применяются принудительные меры медицинского характера (ст. 18 УИК РФ). Ст. 101 УИК РФ «Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы», п. 20–21 ПВР ИУ регулируют деятельность лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений.

Ж) Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ) в том числе распространяется и на осужденных к лишению свободы в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 12 УИК РФ. В ст. 98 УИК РФ установлено, что привлеченные к труду осужденные подлежат обязательному государственному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам. Кроме того, получаемые осужденными пенсии и социальные пособия могут без ограничений расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ч. 2 ст. 88 УИК РФ).

З) Право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) в отношении осужденных к лишению свободы предусмотрено ч. 8 ст. 12 УИК РФ.

И) «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ч. 1 ст. 57 Конституции РФ). Данная обязанность сохраняется за осужденными к лишению свободы в порядке ч. 2 ст. 107 УИК РФ, регламентирующей порядок удержаний с их заработной платы в виде уплаты налога на доходы физических лиц, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Ко второй группе относятся:

А) Право на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) ограничивается в связи с осуждением к наказанию в виде лишения свободы. Это выражается в том, что осужденный подвергается обыску, его вещи – досмотру, к осужденному может быть применена физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие[5]. Вместе с тем, к осужденному не могут применяться медицинские или иные опыты, ставящие под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ);

Б) Право на тайну переписки (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ) ограничивается в связи с тем, что корреспонденция осужденных, лишенных свободы, подвергается цензуре со стороны администрации исправительных учреждений (ч. 2 ст. 91 УИК РФ). Но осужденные не лишаются этого права полностью, так как в соответствии со ст. 15, ч. 2 ст. 91 УИК РФ письменные обращения, заявления, жалобы, направленные в прокуратуру, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии, международные правозащитные организации, не просматриваются.

В) Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ) в связи с помещением в исправительное учреждение ограничивается пределами его территории (это положение уместно при отбывании наказания в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях общего, строгого, особого режимов). Причем степень ограничения данного права зависит от вида режима исправительного учреждения. Но нельзя сказать, что осужденные лишены его полностью, так как применительно, например, к колонии-поселению осужденные могут проживать как на территории учреждения в общежитиях, так и за ее пределами на собственной или арендованной жилой площади (ст. 129 УИК РФ).

Г) «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Это право ограничено. Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы в период отбывания наказания имеют в собственности имущество («принадлежащие им вещи», «предметы, находящиеся в личном пользовании»), они могут распоряжаться им только единолично, так как в соответствии с ПВР ИУ (п. 15) им запрещено продавать, покупать, дарить, принимать в дар, иным способом отчуждать в пользу других осужденных либо присваивать продукты питания, предметы и вещества, находящиеся в личном пользовании.

К третьей группе относятся:

А) Права на свободу (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) осужденный к наказанию в виде лишения свободы лишается полностью. Это юридический аспект, вытекающий из самого названия наказания. Если же исходить из того, что человек всегда свободен в силу того, что у него могут быть свои взгляды, убеждения, то, с моральной точки зрения, это право не ограничивается.

Б) «Жилище неприкосновенно» (ст. 25 УИК РФ). Этого права осужденные к лишению свободы лишаются, так как в период отбывания наказания жилищем считается жилое помещение, предоставленное осужденному администрацией исправительного учреждения, а оно в соответствии с требованиями режима подвергается обыскам, в том числе при наличии в нем осужденных, техническим осмотрам, может в любое время посещаться представителями администрации (ч. 5 ст. 82 УИК РФ).

В) «Граждане Российской Федерации имеют право избирать… в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Этого права осужденные, лишенные свободы, лишаются полностью, что установлено не режимными требованиями, а положениями самой Конституции РФ (ч. 3 ст. 32).

К четвертой группе относится положение ч. 1 ст. 37 Конституции «труд свободен». Данное право в связи с осуждением к уголовному наказанию в виде лишения свободы трансформируется в обязанность. «Каждый осужденный обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений» (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Необходимо также отметить, что есть категории осужденных, которые вправе трудиться (лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды первой и второй групп), но это не реализация конституционного права на труд, а исключение из общеобязательного требования трудовой деятельности в исправительных учреждениях.

3. Осужденные являются субъектами уголовно-исполнительных правоотношений. В результате этого специальный правовой статус осужденного, лишенного свободы, приобретает специфические права, законные интересы и обязанности, закрепленные в УИК РФ, ПВР ИУ, ПВР ВК.

К числу специфических прав осужденных к лишению свободы относятся:

А) право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания (ч. 1 ст. 12 УИК РФ, п. 11 ПВР ИУ, п. 17 ПВР ВК);

Б) право на вступление в самодеятельные организации осужденных (ст. 111 УИК РФ, п. 11 ПВР ИУ, п. 17 ПВР ВК);

В) право на краткосрочные и длительные свидания; на расходование денежных средств для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости; на получение посылок или передач и бандеролей по установленным УИК РФ нормам (ст. 88–90, 121, 123, 125, 131, 133 УИК РФ, п. 17 ПВР ВК);

Г) право на прогулку для осужденных, отбывающих лишение свободы в запираемых помещениях, ШИЗО, дисциплинарных изоляторах, ПКТ, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, по установленным УИК РФ временным рамкам (ст. 93, 118, 121, 123, 125, 127, 131 УИК РФ).

Также на осужденных к лишению свободы возлагаются обязанности, установленные в ст. 11 УИК РФ, п. 14–15 ПВР ИУ, п. 18–19 ПВР ВК.

4. Специальный правовой статус осужденного к лишению свободы является по своей природе более динамичным, чем общий (конституционный) правовой статус личности.

Учитывая вышеизложенные особенности специального правового статуса осужденных к лишению свободы, можно привести его определение.

Правовой статус осужденного к лишению свободы, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, определяемыми с помощью правовых норм, положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания.

С учетом вышеизложенного правовой статус осужденных, лишенных свободы, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и отраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей, положение осужденных во время отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Индивидуальный правовой статус включает в себя права, законные интересы и обязанности отдельно взятой конкретной личности. Индивидуальный статус гражданина неповторим и отличается высокой динамичностью в отличие от общего правового статуса, изменяясь с переменами в жизни его обладателя.

Индивидуальный правовой статус конкретного осужденного базируется на совокупности социально-демографических, психологических, уголовно-правовых, криминологических и уголовно-исполнительных критериев, характеризующих его личность.

А) Социально-демографические критерии:

– пол;

– возраст;

– социальное происхождение;

– родственные и иные связи;

– образование;

– степень педагогической запущенности;

– профессия;

– образ жизни до осуждения.

Б) Психологические критерии:

– темперамент;

– характер;

– эмоции;

– мышление;

– воля;

– девиантное поведение (склонность к употреблению наркотических и психотропных веществ, алкоголя; к агрессии (насилию); к суициду; к противоправным действиям (побегам, групповым неповиновениям, массовым беспорядкам и т.д.); способность негативно влиять на других осужденных; выявление осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости).

В) Уголовно-правовые и криминологические критерии:

– число судимостей;

– характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

– обстоятельства совершения преступления;

– форма вины;

– срок наказания;

– вид назначенного судом исправительного учреждения.

Г) Уголовно-исполнительные критерии:

– поведение осужденного в период содержания под стражей в следственном изоляторе ФСИН России;

– условия отбывания наказания в виде лишения свободы в зависимости от вида исправительного учреждения;

– поведение осужденного в период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительном учреждении;

– отношение осужденного к общественно полезному труду, учебе, проводимым в исправительном учреждении воспитательным мероприятиям;

– отношение осужденного к различным группировкам осужденных.

Вышеизложенное в параграфе позволяет сделать вывод о том, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, на весь период его отбывания получают специальный правовой статус, который базируется на общем статусе личности, с изъятиями и ограничениями, установленными Конституцией Российской Федерации, иными федеральными законами, и характеризуется совокупностью прав, законных интересов и обязанностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Социально-правовое назначение и понятие правового положения лиц, отбывающих наказание

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.21.61
Генерация страницы за: 0.109 сек.