Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитанность

Методы и методики диагностики воспитанности учащихся

Понятия «воспитанность», «диагностика воспитанности», «уровень воспитанности», «эффективность воспитательного процесса». Критерии и показатели воспитанности учащихся начальных классов.

Цели, задачи и содержание диагностики воспитанности учащихся начальных классов.

Общие подходы к планированию и осуществлению диагностики воспитанности учащихся начальных классов.

Программа изучения личности младшего школьника.

Диагностика уровня воспитанности личности и коллектива (методы педагогических исследований: беседа, наблюдение, ранжирование, социометрия, методика незаконченных предложений, анализ школьной документации и продуктов деятельности учащихся и др.).

Вопросы:

1.Понятия «воспитанность», «диагностика воспитанности», «уровень воспитанности», «эффективность воспитательного процесса».

2.Критерии и показатели воспитанности учащихся начальных классов.

3.Цели, задачи и содержание диагностики воспитанности учащихся начальных классов.

4.Общие подходы к планированию и осуществлению диагностики воспитанности учащихся начальных классов.

Основная литература

Катович, Н.К. Диагностика воспитания в школе: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, классных руководителей, воспитателей / Катович Н.К., Елисеева Т.П.; Ред. Ковалева Т.Н. – Минск: НИО, 2008. – 152 с.

Щуркова, Н. Е Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Щурковой Н. Е. – М., 1998.

Дополнительная литература

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. – Мн., 1989.

 

1.Понятия «воспитанность», «диагностика воспитанности», «уровень воспитанности», «эффективность воспитательного процесса».

Воспитанность [1] – интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения, определяющая отношения человека к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.

Воспитанность школьника – мера соответствия развитых социально-психологических образований в его личностной структуре той воспитательной модели, что определена, очерчена и описана в программе воспитания школьника (Щуркова Н.Е.)

Эффективность воспитания [2] – соотношение достигнутых результатов заданного уровня качества к уровню затрат на обеспечение воспитательного процесса.

 

Эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Результативность воспитания [3] – степень соответствия ожидаемых (нормативных, педагогических, субъективных) и полученных результатов

Диагностика воспитанности:

Диагностика - особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления.

Диагностикой называют процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов (Борис Тимофеевич Лихачев. Педагогика).

Воспитанность ребенка – это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели.

Диагностика воспитанности предполагает

Процедура диагностики воспитанности предполагает следующую последовательность операций (действий):

· постановка целей диагностики;

· определение критериев, показателей воспитанности личности;

· отбор методов, системы методов диагностики;

· применение методов диагностики в процессе педагогического взаимодействия;

· анализ результатов диагностики;

· выделение уровней воспитанности детей;

· учет, фиксирование результатов диагностики.

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива) (Подласый Иван Павлович)

Критерии воспитанности (Катович Наталья Константиновна):

· мировоззренческие взгляды;

o Мировоззрение предполагает принятие идеологии белорусского государства, системы общечеловеческих ценностей, устойчивость взглядов, умение их отстаивать, проявляя глубокое уважение к правам и свободам других людей.

· проявление патриотических, гражданских позиций;

o Патриотизм и гражданственность отражают уровень гражданского сознания, уважение Конституции Республики Беларусь, чувство любви и гордости за Родину, готовность ее защищать и содействовать ее социально-экономическому и культурному процветанию.

· нравственные чувства;

o Нравственность является проявлением гуманного отношения к окружающему миру, в котором есть место не только сильным, но и незащищенным. Среди них могут быть пожилые люди, младшие по возрасту, родные и близкие и др., а также система других измерений, существующих рядом или вместе с нами (например, экологическая среда, любимые животные и т. п.). Нравственность характеризуется проявлением у подрастающей личности таких гуманных качеств, как жизнелюбие, человеколюбие, совестливость, милосердие, порядочность, уважение к другим и т. д. Нравственность способствует саморегуляции поведения, проявлению названных качеств в различных жизненных ситуациях, условиях социума.

· коллективистские чувства;

o Коллективизм выражается в активном, осмысленном участии в групповой деятельности, конструктивном общении, уважении личности другого человека, достижении совместных целей в процессе диалога, осознании своего места и роли в жизни общества, ответственности за свой выбор той или иной позиции в различных совместных делах, взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, активном участии в принятии важных стратегических решениях коллектива (например, при участии в самоуправлении класса и школы, жизни общественных организаций).

· способность трудиться, заботиться о своем здоровье;

o Трудолюбие проявляется в добросовестном труде, учебной деятельности, социально значимой деятельности, постижении основ экономики, экологии, права, культуры труда, способности выражать свои интересы, стремлении их реализовывать в индивидуальной и групповой работе, проявлять инициативу и творчество.

o Навыки здорового образа жизни тесным образом связаны с культурой жизнедеятельности личности, отношением к своему здоровью как ценности. Это предполагает активный образ жизни, соблюдение личной гигиены, соответствующее эмоциональное состояние, культуру питания и отдыха, отсутствие вредных зависимостей. Прослеживается динамика физического развития и осуществляется контроль за состоянием здоровья.

· отношение к родным, готовность участвовать в семейных делах.

o Отношение к близким (членам семьи) выражается в усвоении основ тендерной культуры, которая заключается в способности выполнять различные роли в семье, уважать интересы членов семьи, конструктивно преодолевать трудности во взаимоотношениях, вести диалог, понимать позицию другого, при необходимости брать на себя ту или иную ответственность, участвовать в принятии совместных решений.

Таким образом, судить о воспитанности личности учащегося можно на основании уровней сформированности вышеперечисленных критериев оценки по соответствующим показателям.

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2003 N 177 "Об утверждении критериев и показателей качества обучения и воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования"

Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть выражена следующими индикаторами:

Показатель не обнаружен.

Показатель недостаточно выражен.

Показатель выражен.

Показатель ярко выражен.

Критерии Показатели Методики изучения
· Мировоззрение Принятие идеологии белорусского государства, культуры мира, системы общечеловеческих ценностей. Устойчивость взглядов, убеждений, умение их отстаивать. Размышления, сочинения, беседы, опросники, тесты, анкеты, наблюдения
· Патриотизм и гражданствен-ность Уровень идейно-политического сознания. Уважение Конституции Республики Беларусь, законопослушание. Чувство любви и гордости за свою Родину, готовность ее защищать. Участие в социально значимых проектах. Наблюдения, ситуации поведенческого выбора, анкеты, тесты («Я- позиция», «Веер суждений»), опросники, сочинения, интервью.
· Коллективизм Участие в делах коллектива. Осознание товарищеского долга. Способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей. Методики диагностики сформированности коллектива, социолетрия, анкеты («Наши отношения» и др.), опросники, наблюдения.
· Трудолюбие Добросовестное отношение к учению, труду, обязанностям. Участие в общественно-полезном труде. Владение основами экономики, экологии, культуры труда. Способность к саморазвитию и самореализации. Наблюдения, анкеты, опросники для выявления готовности учащихся к выбору профессии, анализ участия в творческой и трудовой деятельности.
· Нравственность Гуманное отношение к окружающему миру. Проявление заботы о ветеранах войны и труда. Сформированность нравственных качеств (совестливость, милосердие, порядочность и др.). Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Социальная адаптированность, способность противостоять негативным тенденциям. Отношение к белорусской культуре. Умение видеть и ценить прекрасное, искусство. Наблюдения, квалиметрические методики (ситуация поведенческого выбора, оценка поведения), интервью и самоинтервью, тесты (выборочного решения, ранжирование, «Когда вижу я..», «Размышляем о жизненном опыте» и др.), методики изучения мотивов участия в деятельности.
· Навыки здорового образа жизни Отношения к своему здоровью как ценности. Регулярные занятия физкультурой и спортом. Опрятный внешний вид и правильная осанка. Сформированность гигиенических навыков и привычек. Владение принципами культуры питания. Отсутствие вредных привычек. Динамика физического развития и состояния здоровья. Наблюдения, беседы, анкеты, самооценка, опросники, результаты традиционного контроля, статистический медицинский анализ состояния здоровья детей
· Готовность к семейной жизни Усвоение культуры семейных отношений, гендерной культуры. Уважение своей родословной, традиций семьи. Чувство ответственности за свою семью. Уважение к старшим. Забота о младших. Беседы, игры, сочинения, тесты (графические методики, рисунок сюжетного содержания и др.), наблюдения.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита программного обеспечения | Критерии оценки воспитанности по Щурковой Надежде Егоровне
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.