Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовое правовое поле, разрешения и ограничения деятельности

1) Российское законодательство устанавливает обязательность государственной регистрации телепрограмм и телеканалов как СМИ (Закон и СМИ).

2) Российское законодательство определяет необходимость лицензирования деятельности по телерадиовещанию (с использованием любых технических средств: эфирного или кабельного телерадиовещания[1]). При этом система лицензирования телерадиоканалов в стране имеет «двухярусную» структуру[2]: претендент подает заявку на получение лицензии на вещание, предоставляя пакет документов, обосновывающих концепцию телеканала, и при одобрении данной заявки Роскомнадзором, в подавляющем большинстве случаев, компания автоматически получает лицензию на использование частот, определяемых Государственной комиссией по радиочастотам. Лицензия на вещание выдается на определенный срок, но может быть аннулирована ранее этого срока – в случае существенного изменения концепции телеканала или иных условий лицензии (во избежание этого обо всех изменениях учредитель средства массовой информации обязан в месячный срок письменно уведомить регистрирующий орган). Кроме того, лицензирование связано с конкретной территорией, в связи с чем один телеканал (эфирный, кабельный или спутниковый) может иметь несколько лицензий – для различных территорий (между прочим, это обстоятельство мешает общему подсчету числа телерадиоканалов в стране на основе числа действующих лицензий).

3) Закон о средствах массовой информации также определяет ограничения для иностранных юридических [3] и физических [4] лиц по учреждению телеканалов, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более численности населения РФ. В связи с этим иностранные телеканалы, как правило, транслируются в России лишь посредством неэфирных средств связи – это касается и недавно вышедшего на российский рынок телеканала «Disney». Помимо этого в 2010 году Роскомнадзор усилил контроль над иностранными телеканалами, вещающими на территории страны и обязал их до 1 марта получить лицензию (хотя российские законы «О СМИ» и «О связи» не содержат подобных указаний, также как и отсутствует подобная практика в международном праве) – отдельные не успевшие в срок телеканалы даже начали отключать.

4) Важную роль для развития сферы невещественной дистрибьюции в России играет «Концепция перехода на цифровое телерадиовещание», согласно которой к 2015 году все эфирные телеканалы в стране должны транслироваться в цифровом формате. План перехода предусматривает модернизацию инфраструктуры государственных сетей телерадиовещания и перевод их на цифровые технологии; расширение спутниковых ресурсов; обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания; развитие сетей радиовещания; развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости, мобильное и с элементами интерактивности. В рамках программы планируется организовать во всех населенных пунктах, охваченных в настоящее время эфирным телевидением, вещание трех цифровых мультиплексов[5], содержащих 20–24 телеканала свободного доступа, а в городах и крупных населенных пунктах – также до трех телеканалов высокой четкости и до 10 телеканалов для мобильного приема. Предполагается, что первый мультиплекс будет запущен на средства госбюджета и начнет работать в 2014 году; год спустя будут введены второй и третий мультиплексы – их работу должны профинансировать сами телеканалы. По Указу Президента РФ №715 от 24.06.2009 г. «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» в состав первого мультиплекса вошли «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2» (бывший телеканал «Спорт»), «Россия 24», «Россия К» (бывший телеканал «Культура»), НТВ, «Пятый канал», детский канал «Карусель» (созданный на базе «Бибигона» и «Теленяни»[6]). При этом в настоящее время в России свободных частот хватает для перевода на цифровое вещание только 16 телеканалов. С декабря 2007 по декабрь 2009 гг. в стране действовал введенный Государственной комиссией по радиочастотам мораторий на выдачу частот для аналогового вещания, который был снят после разработки плана присвоения частот стартовых (первого и второго) мультиплексов цифрового телевизионного вещания.

5) В настоящее время в России Всемирная сеть не приравнивается к средствам массовой информации и деятельность, связанная с трансляциями и продажами в Интернете, не требует лицензирования. Вместе с тем, к октябрю 2010 года рабочая группа при Минкомсвязи должна была разработать ряд поправок к различным законодательным актам для регулирования данной сферы. Основные поправки должны касаться следующих направлений: охрана прав граждан на доступ к информации посредством Интернета (запретить такой доступ смогут только уполномоченные органы); регулирование обязанностей регистраторов доменов; охрана государственных сайтов и страниц, на которых содержится финансовая информация, от подделки; разграничение ответственности провайдеров при размещении их пользователями информации на интернет-ресурсах. Этот последний пункт становится в последнее время все более актуальным: многочисленные противоречивые судебные решения относительно ответственности сайтов, где пользователи размещали нелицензионный контент, заставили интернет-компании 14 октября 2010 г. подписать коллективное обращение к правообладателям не подавать на них в суд за размещение нелегального контента на их интернет-площадках (компании готовы сотрудничать с владельцами авторских прав, но настаивают на том, чтобы претензии предъявлялись самим пользователям, разместившим нелегальный контент). Генеральные директора компаний «Google Россия», «Mail.ru», «ВКонтакте», «Яндекс» и «Rambler», подписавшиеся под документом, просили российские законодательные органы как можно скорее разграничить ответственность за нарушение авторских прав в Интернете, переложив вину с интернет-порталов на пользователей, непосредственно размещающих видео в сети. В ответ 25 октября с заявлением выступили российские крупные видеопорталы, работающие с лицензионным контентом (Tvigle.ru, Zoomby.ru, TVZavr.ru), протестуя против перекладывания ответственности за нелегальный контент на пользователей; для борьбы с нелегальной продукцией в сети они предложили комплекс мер: в частности, не индексировать сайты, размещающие нелегальный контент, поисковыми системами, не распространять их рекламу (в том числе и контекстную) и ограничить максимальную длину загружаемых файлов 7–10 минутами; при этом, по мнению авторов заявления, сами площадки должны предоставить правообладателям механизм отслеживания пиратского видео. Наконец 8 ноября российские правообладатели выступили с ответным обращением, выражая несогласие с позицией операторов интернет-услуг: по их мнению, интернет-компании не могут безусловно освобождаться от ответственности, поскольку обеспечивают саму возможность незаконного размещения контента в сети, оказывая содействие нарушению авторского права. Правообладатели также заявили о своей готовности сотрудничать с интернет-компаниями и органами государственной власти в целях разработки законодательных норм, поскольку действующее законодательство не в полной мере отражает специфику использования объектов авторских прав в интернет-среде.[7]

6) Еще одним условием для осуществления деятельности в сфере невещественной дистрибьюции в России является получение прокатного удостоверения для трансляции фильмов по кабельному телевидению. Эта норма закреплена в Постановлении Совета министров – Правительства РФ «О регистрации кино- видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» №396 от 28.04.1994 г. Обязанность регистрировать аудиовизуальное произведение лежит на его правообладателе (дистрибьюторе или продюсере – резиденте РФ) и касается кино- видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации на киноустановках, в киновидеотеатрах, видеосалонах и других залах независимо от форм собственности (исключения предусмотрены для фестивальных показов), а также для трансляции по кабельному телевидению. При этом не подлежат регистрации фильмы, созданные телевизионными компаниями самостоятельно в целях демонстрации по телевидению или приобретенные для этих же целей. В то же время комментарии к данному постановлению, составленные отраслевыми специалистами, утверждают, что в законе речь идет не только о намерении правообладателя демонстрировать фильмы на кабельном ТВ, но и о наличии такой потенциальной возможности. То есть получение прокатного удостоверения для фильмов российскими праводержателями должно являться обязательной нормой вне зависимости от использования всех потенциальных возможностей. На практике дистрибьюторы, имеющие все права на фильм, регистрируют их одновременно – при выпуске фильма на кинотеатральном рынке или же на видео; в то же время специально регистрацией отдельного права на демонстрацию фильма по кабельному телевидению правообладатели не занимаются; а для демонстрации фильма на эфирном телевидении прокатное удостоверение в России не требуется.

7) В российском законодательстве присутствует норма о так называемом «коротком цитировании»: согласно статье 1274 IV части Гражданского кодекса, в России допускается свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях – без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения (но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования). В сфере невещественной дистрибьюции эта норма касается: использования обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстрации в телепередачах учебного характера (в объеме, оправданном поставленной целью); сообщения в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, докладов и пр. (в объеме, оправданном информационной целью); сообщения в эфир или по кабелю опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера (в случае если это не было специально запрещено автором или иным правообладателем); воспроизведения или сообщения для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий (в объеме, оправданном информационной целью); а также для создания произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использования этой пародии либо карикатуры.

8) Помимо этого статья 1279 IV части Гражданского кодекса дает организациям эфирного вещания право свободной записи в целях краткосрочного использования произведения, в отношении которого она получила право на сообщение в эфир (при условии, что такая запись делается с помощью собственного оборудования организации эфирного вещания и для собственных передач). При этом запись должна быть уничтожена в течение шести месяцев со дня ее изготовления (если более продолжительный срок не согласован с правообладателем и не установлен законом). Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

9) В России отсутствует законодательно закрепленная за вещателями обязанность демонстрации контента только на русском языке (в отличие, например, от украинского законодательства). И если в кинопрокате большинство картин выходит на экраны кинотеатров дублированными (отдельные фильмы ограниченного проката могут идти на языке оригинала с субтитрами), то на телевидении подавляющее большинство фильмов имеют закадровое речевое озвучивание, хотя доля дублированного контента тоже достаточно велика и в последние годы она растет.

10) Статья 14 закона «О рекламе» устанавливает ограничения по размещению рекламы в телепрограммах, что оказывает влияние на стоимость рекламного времени на телевидении, а также на ценность того или иного контента для телеканала (в зависимости от объема рекламы, законодательно разрешенного к размещению во время его трансляции). В целом максимальный объем рекламы на телевидении определен на уровне 15% вещания телепрограммы в течение часа (т. е. 9 минут). При совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна занимать более 7% площади кадра не должна накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера. Эти требования не распространяются на размещаемую в телепрограммах информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу; а также на логотип телепрограммы и информацию о ней (это замечание ведет к активному использованию телеканалами оставленной возможности по анонсированию своих программ во время показа кинофильмов, перекрывая часть изображения, а также к урезанию титров по окончанию показа, когда они идут с высокой скоростью в углу экрана, а всю остальную площадь занимает анонс другой передачи, сопровождаемый голосом диктора). Телепередачи продолжительностью менее 15 минут не могут быть прерваны (или совмещены способом «бегущей строки») рекламой. Серьезные ограничения наложены и н а размещение рекламы в детских и образовательных передачах: если их продолжительность не менее 15 минут, то допускается распространение рекламы продолжительностью в одну минуту непосредственно в начале телепередачи и непосредственно перед ее окончанием; в телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем 25 минут, продолжительность рекламных блоков может составлять по 1,5 минуты; в 45-минутных передачах – по 2,5 минуты; при длительности детской телепрограммы более часа суммарная длительность рекламных блоков может достигать 6 минут (по 3 минуты в начале и в конце) – однако отсутствие возможности прерывать детские и образовательные телепередачи рекламными блоками ведет к ограниченному присутствию первых на эфирном телевидении. Иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты. При этом ограничения, установленные законом «О рекламе», не распространяются на рекламу, распространяемую в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

11) Наконец, еще несколько ограничений, касающихся не только телетрансляций, но и Интернета, связаны с запретом на порнографию и экстремизм, а также с защитой детей. Так, статья 37 закона «О СМИ» допускает распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала только с 23 до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. А статья 4 определяет недопустимость злоупотребления свободой массовой информации в целях: совершения преступлений, разглашения государственных тайн, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные законодательные акты | Обязательные выплаты и налоговые льготы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.