Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существуют различные подходы к выделению стадий социали­зации




Теоретическое осмысление места и роли человека в изменя­ющемся мире и выявление социально-психологических характе­ристик личности, наиболее распространенных ее типов в совре­менных условиях в целях разработки приемлемой ее модели.

 

 

Раздел II Социальная психология

 

Урок 5-6 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Понятие, стадии, институты и механизмы социализации личности

 

Социализация, согласно наиболее распространенному определению, это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ро­лей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Социализация в узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком — исторический процесс, филогенез.

Социализация имеет следу­ющую структуру: содержание (с этой точки зрения о социализа­ции и асоциализации говорят как о приспособлении к негативно­му опыту) и широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Выделяют также и такие характеристики социализации, как ее механизм, социальные институты, факто­ры и стадии.

По мнению Э.Фромма, наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм — стремление к подчинению, отказ от Я, это бегство от одиночества, свободы. Социализация в виде с адизма осуществляется путем поста­новки других людей в зависимое, положение от себя и приобрете­ния над ними неограниченной власти, эксплуатации других, за­пугивания окружающих. Деструкция — заключаю­щийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал Э. Фромм, разрушить мир является для человека последней, отчаянной по­пыткой в их противоборстве. Конформизм (от лат. подобный) означает отказ от собственного Я и превращение че­ловека в робота, т.е. подмена подлинной личности псевдоличностью.

Содержание социализации зависит и от такого важного пара­метра, как социальные институты, экономические, обществен­ные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, шко­лы, неформальные группы, официальные организации и др. Эф­фективность социализации обусловливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием.

В споре о значимости названных институтов для социализации личности (сила влияния социальных институтов на личность за­висит от их авторитетности, т.е. референтности) предпочтение обычно отдается семье. Действительно, по сравнению с влиянием других социальных институтов она занимает особое место в социа­лизации личности. Ее нельзя ничем заменить, что подтверждают судьбы детей, воспитывающихся вне семьи. Как правило, они стра­дают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных кон­тактов, групповой идентичности.

Кроме социальных институтов социализации, следует выделить и факторы, ее определяющие. К числу факторов, создающих труд­ности в области социализации, можно отнести состояние эконо­мики, т.е. качество жизни, экологическую обстановку, экстре­мальные ситуации (вооруженные конфликты, природные стихий­ные бедствия, крупные аварии и т.п.).

Во многом на социализацию личности влияет и такое социаль­но-психологическое явление, как идентичность.

Это понятие введено в науку Э. Эриксоном, который определяет идентичность как субъектив­ное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной са­мотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с Определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми.

Идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах: во-первых, как идентичность, которая, в свою очередь, состоит из двух компонентов: органического и индивидуального, т. е. не­преложной данности физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого ин­дивидуального бытия; во-вторых, в социальном аспекте, вслед­ствие чего идентичности подразделяется на групповую и психосо­циальную.

Групповая идентичность — это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классо­вую, национальную и др.), подкрепленная субъективным ощу­щением внутреннего единства и неразрывности со своим соци­альным окружением. Каждый индивид является частью различных сообществ людей, разделяет их ценности и представления о мире, о месте человека в нем.

Психосоциальная идентичность — ощуще­ние человеком значимости своего бытия для общества.

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положи­тельный (то, каким человек должен быть с точки зрения социаль­ного окружения) и отрицательный (то, каким человек не должен быть).

Формирование идентичности всегда сопровождается противо­борством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостря­ется и отрицательная идентичность, может взять верх. Для пози­тивного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.

Таков в общих чертах подход Э.Эриксона к проблеме идентич­ности, выдвинутой им в качестве основополагающего момента развития личности.

Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осоз­нание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, от­ветственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле. Групповой уровень идентичности выступает через осознание сво­ей принадлежности к различным группам (половым, возрастным, расовым, религиозным и т.д.). Общности среднего уровня (груп­пы) конструируются как системы оппозиций. Они, как правило, противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, например, родители и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые», и т.д.

Индивидуальный уровень идентичности есть осознание соб­ственной неповторимости, стремление к развитию своих способ­ностей, понимание своего жизненного пути как неповторимого.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь со­циальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяжен­ный во времени и пространстве, даже постоянный. При этом она имеет индивидуальный аспект и связана с определенными цик­лами в области физического, анатомо-физиологического, сенсор­ного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Фрейд выделил первичную, мар­гинальную, устойчивую социализации, а также стадию, обус­ловленную необходимостью адаптации к новой ситуации, на­пример в связи с выходом человека на пенсию и другими обстоятельствами.

Преподаватель: Первичная стадия ребенка распадается на оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта, и анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки туалета.

По мнению 3. Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее раз­витие человека — фаллическую стадию (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям проти­воположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты З.Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комп­лексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие эту ста­дию, начинают идентифицировать себя с родителями

Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) со­циализация — социализация подростка. Известно, что подрост­ковый возраст являет собой ступень полового созревания, про­должающийся до момента становления человека взрослым. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный глав­ным образом с самоутверждением личности, групповой идентич­ностью.

И наконец, последняя стадия социализации сопряжена с ут­ратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором он оказался. Нередко тяжелые пере­живания вызываются утратой близких и смысла своего существо­вания, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во мно­гом может компенсироваться за счет любви к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезно­сти и повторения жизни.

(в тетрадь)Э. Эриксон выделяет восемь стадий человеческого развития:

— доверие — недоверие (грудной возраст);

— автономия — стыд и сомнение (1—2 года);

— инициатива — чувство вины (3—5 лет);

— трудолюбие — иждивенчество (юношество);

— становление индивидуальности;

— интимность — одиночество (начало взрослого периода);

— творческая активность — застой (средний возраст);.

— умиротворение — отчаяние (старость).

Социализацию можно рассматривать в виде типичного и единично­го процессов. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий:

Социализация как типичный процесс означает похожесть ее про­текания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, одно и то же положение. Социализация как единичный процесс возникает благодаря свой­ственной лишь ей окраске (способности, внешние данные, степень конформности, коммуникабельность личности, ее индивидуальный уровень идентичности), т. е. стремлению к развитию своих способно­стей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.