Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки больших социальных групп и движений

Урок 15-16 ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ДВИЖЕНИЙ

 

 

К числу больших социальных групп относятся классы, партии, нации и пр.

Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного произ­водства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам полу­чения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Классообразующими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу, т.е. неравенство.

Социально-психологические признаки классов следующие:

— социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;

— определенный образ, качество и стиль жизни;

— шкала ценностей, система потребностей и интересов;

— традиции, установки, картины мира, стереотипы, привыч­ки, круг общения; Классовая структура общества — не статичное явление. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

В настоящее время широкое распространение получила теория постиндустриального общества, которая предусматривает деление всего общественного развития на три этапа: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный.

В до индустриальном обществе ведущую роль играет сельскохо­зяйственная сфера, с церковью и армией как главными институ­тами общества.

В индустриальном обществе главное место занимает промыш­ленность.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется рядом факторов: поворот от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства; изменение социальной структуры общества (классовое деление уступает место профессиональному).

Собственность как критерий социальной стратификации об­щества постепенно теряет свое значение, решающим становится уровень образования. Признавая ценность концепции постиндуст­риального общества, тем не менее нельзя не видеть ее утопич­ность.

Среди множества теорий социальной структуры общества вы­деляются две: плюралистическая и элитаризма.

С точки зрения плюралистической теории между множеством социальных групп существуют конкуренция, сделки и компро­миссы.

Плюралисты исходят из того, что дифференцированность со­временного общества, включающего большое число групп (про­фессиональных, религиозных, этнических, региональных), со­здает потенциал для образования организаций, выражающих их интересы. Вопрос о классовой структуре рассматривается ими как «марксистская крайность».

Основоположники элитаризма В. Парето и Г. Моска делят об­щество на элиту и массу. «Новая элита», состоящая главным обра­зом из верхушки чиновничества, менеджеров, интеллектуалов, берется за создание новой социальной структуры.

Вопрос о больших социальных группах имеет различные ас­пекты: политический, экономический, социологический, соци­ально-психологический.

С позиции социально-психологического подхода большие соци­альные группы следует характеризовать не только с точки зрения их статуса, функций, качества жизни, корпоративности, но и об­раза жизни, культуры, социальной справедливости, демократич­ности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.

Традиционно ведущими признаками больших социальных групп считались их потребности и интересы, которые в данном случае рассматриваются как групповые социально-психологические яв­ления.

Существуют политические, ре­лигиозные и расовые движения. Иногда движения называют «ре­форматорскими», «революционными». Среди них различаются:

— национально-культурные общества, целью которых являет­ся изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;

— профессиональные общества (например, ассоциация «Анти-СПИД»), создаваемые, как правило, с целью объединения уси­лий и специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движени­ям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом поло­жении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопо­мощи;

— культурно-воспитательные общества, в частности «Мир че­рез семью» и др.;

— различные фонды, построение которых осуществляется либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотвори­тельной организации;

— общности краткосрочного, оперативного действия, к кото­рым относятся различные комитеты поддержки.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Урок 13-14 Психология воздействия в общении | Характеристика массовых социально-психологических явлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.