Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическая сущность толпы




 

По определению, сделанному Л. Н. Войтоловским, главная ха­рактеристика толпы — однородность чувств людей. Поэтому в понятие «толпы» он включает неорганизованные скопления народа и такие большие группы, как классы, касты, трудовые коллекти­вы-артели.

Эмоциональность темперамента толпы сродни темпераменту сангвиников, которые наиболее легко могут объединяться в такие общности. Толпа быстро переключает свое внимание, у нее быст­ро возникают чувства. Законы действия масс — это прежде всего законы эмоциональности.

В западной психологической и специальной литературе имеет­ся множество публикаций, посвященных проблеме толпы. Исто­рия исследования данного феномена имеет глубокие корни. Ее начало связано с работами Г. Тарда. В изучение многослойной при­роды толпы внес лепту и 3. Фрейд. Его работа «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) проливает свет на проблему «бес­сознательного» в условиях толпы.

Толпа — понятие житейское. Особенно его любили употреб­лять поэты в качестве антитезы Я. Не обошли вниманием это яв­ление политические психологи и публицисты. Слово «охлокра­тия» (власть толпы) не сходит со страниц литературы и прочно вошло в лексикон политологов. В словаре русского языка С. И. Оже­гова (1978) толпа кратко толкуется как скопление людей, сбори­ще. Если определять толпу с социально-психологических пози­ций, то можно сказать следующее.

Толпа это контактная, неорганизованная общность, характе­ризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее инди­видов, действующая эмоционально и относительно единодушно.

Она оказывает сильное психологическое давление на индиви­дов. В ней, в условиях анонимности, происходит растворение ин­дивидуальной ответственности ее членов.

Выделяют такие соци­ально-психологические особенности толпы, как:

· повышение груп­повой внушаемости и снижение эффективности действия меха­низмов контрвнушения,

· повышение эмоциональности восприя­тия действительности, подавление чувства ответственности за соб­ственные поступки,

· появление чувства силы и осознания ано­нимности.

Основную роль механизма развития толпы, играет массовое общение. Массовое общение, обладая свойством психологического воздействия, влияет на поведение и деятель­ность участников толпы.

Это свойство общения сознательно используется организато­рами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических фак­торов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, то в дан­ном случае массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно, хотя и не всегда.

В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы, можно сравнить с эмоциональным ускорителем, эффектом «снеж­ного кома», цепной реакцией, резонансом, индукционным про­цессом.

Внушение — один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сооб­щений (уговоров, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вер­бализовано. Оно — сознательная деятельность со стороны субъек­тов воздействия.

Разъяснение и убеждение являются одним из способов психо­логического воздействия. Они выполняют функции, аналогичные внушению. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, не нуждаясь в доказательстве и логике. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согла­сия личности, принимающей информацию. Убеждение представ­ляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При анализе различных способов психического воздействия на развитие толпы следует иметь в виду, что в данном случае на уча­стников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Здесь большую роль играет сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частоты звуковых колебаний, рева большой массы людей, что воздейству­ет на эмоциональное состояние.

Подражание также является одним из способов психологиче­ского воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания не только принимается поведение другого человека или массовое психическое состояние, но и воспроизводится, тиражируется это поведение.

Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным не­обычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Моск­ве на Красной площади не один раз совершались попытки само­сожжения, приковывания себя цепями и т.п., что всегда собира­ло толпу.

Модным катализатором толпы является блокирование обще­ственного транспорта, групповая голодовка.

Участники толпы могут использовать в качестве способов пси­хологического воздействия пикетирование, «штурм» административных здании, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование данных способов не самоцель, а средство дости­жения цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.