Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика различных видов толпы

 

Различают простую (окказиональную ), экспрессивную, конвен­циональную и действующую толпу.

Простая, или окказиональная, толпа представляет собой скоп­ление лиц, желающих получить информацию о событиях или яв­лениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потреб­ность в острых ощущениях, впечатлениях (любящих, иначе гово­ря, поглазеть). Такая толпа может объединять от нескольких де­сятков до нескольких сотен лиц. Поводами для скопления ее слу­жит какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспорт­ное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам, необычное явление и т. п.

В принципе простая толпа не представляет опасности, хотя и создает помехи и неудобства. В то же время она может превратить­ся в действующую, агрессивную. Иногда такая толпа устраивает самосуд (суд Линча).

Экспрессивная толпа — это группа людей, совместно выражаю­щих чувства радости, горя, гнева и т.д. Так, поклонники рок-музыкантов, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтирован­ностью в поведении.

Подобные группы нередко складываются из числа зрителей, присутствующих на спортивных состязаниях и выражающих во­сторг успехами спортсменов, а также любителей острых ощу­щений, возникающих под воздействием азартных игр, нарко­тиков.

Праздничные шествия во время больших событий, похорон­ные и иные процессии носят характер экспрессивной общности. Особое внимание органы внутренних дел уделяют экспрессивной толпе при похоронах людей, погибших в результате аварий, ката­строф и т.д.

Конвенциональная толпа образуется, например, во время спор­тивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидной вещью. «Фанаты» представляют реальную угрозу для общественной безопасности. Как правило, по своему составу значительную часть болельщиков составляют не просто любители спорта, а лица, испытывающие чувство привязанности к какой-либо из команд, преимущественно к местной.

Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжатель­ную и так называемую агрессивную. Спасающая толпа — это тол­па, находящаяся в состоянии паники (реакции массового страха при мнимой или реальной угрозе). Паника может возникнуть при стихийных бедствиях, пожарах, авариях, эпидемиях и террорис­тических актах в местах массового скопления людей.

К воздействию страха более восприимчивыми оказываются те группы, которые сформировались случайно. Это подтверждает поведение людей во время пожаров и аварий в гостиницах, на транспорте и в других местах их случайного скопления.

Слово «паника» (от греч. panikon) означает безотчетный ужас. «Паника» как понятие в настоящее время употребляется психоло­гами для обозначения психологического состояния, вызванного угрожающим воздействием внешних условий и выраженного чув­ством страха, охватывающего человека или общность, и неудер­жимым, неконтролируемым стремлением избежать опасной ситу­ации.

Паника может возникать в организованных и неорганизован­ных группах, охватывать людей, собранных вместе на одном про­странстве, а также разрозненных на большой территории. Она способна возникать почти мгновенно у сотен тысяч людей или постепенно, захватывая то одни группы, то другие, передаваясь суггестивно.

В зависимости от того, касается ли паническое состояние боль­шого скопления людей или отдельной личности, паника делится на массовую и индивидуальную. В обоих случаях общим является страх и ужас, лишающий индивидов возможности действовать осознанно и последовательно.

Паника является отражением реальных или мнимых угроз: пе­реживанием опасности, которая в случае свершения грозит чело­веку смертью, увечьем или потерей имущества; переживанием кратковременности ситуации, во время которой человек чувству­ет, что не сумеет правильно оценить ее и принять сознательное решение о плане действий; переживанием необходимости дей­ствовать без осознанного плана, под влиянием моментального импульса в целях самозащиты или интересов сохранения суще­ствующего положения вещей.

Паника может выражаться в разных формах. Так, А. С. Прангишвили выделяет массовое бегство и панические настроения. Но Т. Пашукова предлагает выделять и виды паники в зависимости от сфер ее возникновения, например в области экономики.

Массовое бегство — это бегство людей от страшащей их опас­ности, которая может быть как реальной, так и мнимой. Люди не осознают, куда и зачем они бегут. Альтернативой такому бегству является только спланированный отвод людей, эвакуация на за­ранее подготовленные места.

Панические настроения представляют собой психологические состояния, относящиеся к отдельным людям, однако такими со­стояниями иногда поражаются целые социальные слои, классы общества. Вероятно, при паническом настроении меняется соот­ношение между ориентирующими и регулирующими компонен­тами психической деятельности человека. Эмоциональное берет верх над рациональным, поведение становится подверженным случайным стимулам и стихии чувств и переживаниям, движения и действия в этом состоянии плохо предсказуемы.

Опустошенные прилавки магазинов представляют собой инди­каторы экономической паники. Усиление подверженности такой панике наблюдается у людей в период инфляции, повышения цен и смены экономического уклада жизни в стране. По нескольку раз в год экономическая паника охватывает банковские биржи, в силу

чего наблюдается неимоверный наплыв вкладчиков либо финан­совый кризис.

В ряде случаев это возникает под влиянием целенаправленных слухов, запускаемых конкурентными фирмами.

Т. Пашукова полагает, что остановить экономическую панику возможно, если организовать официальное выступление членов правительства, пользующихся доверием у населения, по телеви­дению, радио или в прессе.

Динамика паники выглядит следующим образом.

Во-первых, для возникновения паники необходим стимул. На­пример, крик «Пожар!» в кинотеатре, часто провоцируемый за­пахом гари, вызывает панику у зрителей.

Во-вторых, паника начинается с реакций отдельных индиви­дов, присутствующих в данном скоплении людей. Как правило, это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начи­нают кричать, метаться. Беспорядочное их движение активизиру­ет чувства страха, ужаса, отчаяния.

Далее паническое состояние под влиянием эмоционального заражения, эмоционального резонанса охватывает все большее количество народа. Все приходит в паническое движение, без об­думанного плана и без прогнозирования последствий.

Кульминация всего этого наступает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бег­стве. В силу этих причин толпа начинает редеть, после чего восста­навливается спокойствие.

Знание динамики паники позволяет выработать рекоменда­ции и приемы, направленные на ее остановку, предотвращение. На первом этапе, когда паника только начинается, ее помогает остановить громкое и властное убеждение. На втором — плани­рующие и регулирующие приказы неподверженных паническо­му состоянию личностей. На третьем — применение сверхсиль­ного раздражителя. В армейской практике используется предупре­дительный выстрел, а в кинотеатре это может быть громкий, переданный через мегафон приказ о прекращении паники с по­следующими указаниями зрителям, куда и каким образом дви­гаться к выходу.

Психофизиологическая активность человека, его поведение и деятельность разворачиваются на фоне предварительной ориен­тировки и программирования действий. В большинстве случаев такую предварительную ориентировку обеспечивает установка. Под установкой понимается готовность, предрасположенность субъек­та, возникающая при предвосхищении им появления определен­ного объекта. Она обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объек­ту. Одна из функций установки — предварительное приспособление в стандартных ситуациях, в ранее встречавшихся или извест­ных условиях.

Если обстановка меняется, как это бывает при появлении не­ожиданного или сверхсильного раздражителя, то происходит смена установки. По мнению А. С. Прангишвили, в период смены уста­новки при некоторых обстоятельствах возникает предпаническое состояние. К таким обстоятельствам, или факторам, он относит: неясность ситуации, разрыв каналов коммуникации и потерю уве­ренности людей в силе объединения.

С точки зрения Т. Пашуковой, отсутствие готовности реагиро­вать определенным образом в ситуации, оцениваемой человеком как опасная, приводит его в состояние ужаса и испуга. В восприя­тии у него сужается видение перспектив, а в сознании усложня­ется уяснение сути сложившейся ситуации и возникает затрудне­ние в выработке цели и программы действий.

Паника связана с изнуренностью и крайним утомлением лю­дей, но ее появление еще более снижает тонус их сознательной активности. В условиях недостатка информации усиливается рабо­та воображения, однако гиперболические представления об опас­ности не встречают критического осмысления. При потере уве­ренности в руководстве, а тем более при его отсутствии, индивид становится податливым к восприятию слухов, т. е. непроверенных сведений. Для профилактики паники, вызываемой слухами, важ­но, зная каналы их распространения, вовремя противопоставлять им объективную убеждающую информацию.

Проблема контроля за поведением толпы очень сложна, в свя­зи с чем нельзя допускать возникновения агрессивной, стяжа­тельной и панической толпы. Но самое главное — необходимо обустроить жизнь таким образом, чтобы не было у людей чувства фрустрации, отчаяния, безысходности, т. е. предпосылок возник­новения паники.

Действующая агрессивная толпа отличается высшей степе­нью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправного поведения. Наибольший вред наносит пове­дение действующей агрессивной толпы в тех случаях, когда оно приобретает характер массовых беспорядков (групповых эксцес­сов).

Действующая агрессивная толпа — понятие собирательное. В одних случаях ее образуют группы, осуществляющие погромы, поджоги, убийства (не в политических целях, а в результате про­явления недовольства). Как правило, к таким группам относятся болельщики, члены враждующих группировок и прочие общно­сти, осуществляющие массовые антиобщественные действия. В дру­гих она возникает за счет участников социального протеста (на­ционально-освободительных движений, несанкционированных ми­тингов, демонстраций, антирасистских выступлений и револю­ционных переворотов).

По своим целям, составу названные общности отличаются друг от друга, но по результатам, правовой оценке, социально-психо­логической природе и механизмам они похожи. Если не одинако­вы, то близки, хотя первые возникают чаще всего стихийно, а вторые умышленно, профессионально.

Классификация участников толпы, даваемая в уголовном праве (организаторы, исполнители, подстрекатели, пособники — ак­тивные участники, все остальные — пассивные), имеет значение для судопроизводства, но оказывается недостаточной для соци­ально-психологического описания ролевой структуры групповых эксцессов. Ролевую структуру участников толпы образуют:

— организаторы массовых эксцессов — лица, которые прово­дят подготовительную работу по их созданию: они заранее «про­игрывают» и планируют эксцессы, затем ими выбираются удоб­ное время и повод для создания эксцессов;

— зачинщики — это лица, развертывающие активную подстре­кательную деятельность, направляющие действия участников, рас­пределяющие роли, распространяющие провокационные слухи и т.п. Зачинщиками могут быть и организаторы, и подстрекатели из чис­ла тех, кто претендует на завоевание лидирующего положения;

— активные участники, т.е. лица, составляющие «ядро» экс­цессов. Они образуют самую опасную (ударную) группу;

— конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов исключительно из-за появления возмож­ности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоя­щими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряже­ние, дать выход своему необузданному нраву, садистским импуль­сам. Среди таких личностей немало психопатических лиц, хули­ганствующих элементов, наркоманов;

— добросовестно заблуждающиеся, т. е. те, кто становится учас­тником эксцесса: во-первых, из-за ошибочного восприятия при­чин сложившейся обстановки; во-вторых, из-за ложно понимае­мого принципа справедливости; в-третьих, под влиянием слухов;

— эмоционально-неустойчивые — лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников; вну­шаемые, легко заражаемые общим настроением, без сопротивле­ния отдающие себя во власть групповым явлениям;

— любопытствующие — те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников;

— примкнувшие — лица, которые становятся участниками эк­сцессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстре­кателей, боязни физической расправы в случае отказа от участия в эксцессе.

Ю.А. Шерковин выделяет такие стадии внеколлективного по­ведения, как «циркуляция и кружение»; «кружение»; «немедлен­ные действия»; «создание единого образа»; «активизация индиви­дов через дополнительное стимулирование».

А.И.Китов выделяет следующие стадии развития эксцессов: на­чало групповых эксцессов — возникновение повода; второй этап — появление первых тревожных слухов; третий этап — брожение умов; четвертый этап — формирование толпы (циркулярная реакция, процесс кружения); пятый этап — развертывание антиобществен­ного поведения толпы.

Практически процесс развития групповых эксцессов включает в себя три стадии: первая — осложнение или нагнетание обстановки; вторая — возникновение повода для противоправных действий и их осуществление; третья — анализ обстановки пос­ле эксцесса.

Первая стадия групповых эксцессов предшествует массовому антиобщественному поведению и характеризуется возникновени­ем социальной напряженности, накапливанием недовольства — того «горючего» материала, который способен при самых незна­чительных поводах обострить обстановку. Ее возникновение пред­варяют такие кризисные явления:

— резкое усиление тенденции к дифференциации, т.е. к разме­жеванию населения на богатых и бедных при отсутствии среднего класса и обострении противоречий между ними;

— возникновение тревожных информации, слухов, нездоро­вых мнений и настроений; недовольство действиями представи­телей власти, депутатов, чиновников местных властей; снижение уровня жизни вследствие потери работы из-за спада производ­ства, банкротства предприятий, инфляции, роста цен и т.д.;

— ослабление авторитета власти;

— консолидация (сплочение) оппозиции и появление лидера, пользующегося авторитетом среди основной массы населения.

Для данной стадии группового эксцесса характерна консоли­дация оппозиции, подразделяющаяся на три уровня:

— низкий, менее всего осложняющий обстановку, когда от­сутствуют практические связи между партиями и движениями;

— средний, существенно влияющий на состояние обстановки, для которого характерно объединение политических партий и дру­гих сил;

— высокий, способный дезорганизовать социальную деятель­ность. Ему присущи такие признаки, как наличие общепризнанно­го лидера, стремление оппозиции координировать свои действия, попытки устраивать съезды, создавать единую программу действий.

Недовольство не всегда бывает обоснованным. Обоснованное недовольство населения связано прежде всего с недостатками в деятельности власти, ухудшением своего материального положе­ния. Критическая точка недовольства и несправедливости означа­ет «беспредел».

Непосредственным началом второй стадии групповых эксцес­сов следует считать возникновение повода, который используется зачинщиками в качестве детонатора события.

К числу закономерностей этой стадии групповых эксцессов можно отнести следующие моменты.

В качестве повода используются такие события, которые мож­но психологически «обыграть», так как они как бы оправдывают начало действий участников эксцессов, придают им как бы спра­ведливый характер и позволяют втянуть в «воронку» событий больших человеческих групп. Отличительной чертой большого количества эксцессов являет­ся то, что они становятся независимыми от породивших их в свое время исходных причин и могут возникать даже тогда, когда эти причины уже исчерпаны.

Эксцессы характеризуются следующими основными моментами:

— осуществление требований с позиций силы и в то же время анонимности;

— внезапность и неотвратимость действий;

— возникновение условий для реализации сдерживаемой до сих пор системы отношений;

— создание трудностей для силовых структур по осуществле­нию целенаправленных действий;

— привлечение внимания общества к событиям;

— формирование общей и частных (вспомогательных) целей, последовательности действий по их реализации (захватам, под­жогам, погромам, убийствам и др.);

— вовлечение в события путем угроз, слухов и пр.;

— создание общего образа «врага»;

— выработка тактики действий;

— возникновение аффектогенных действий в связи с проявле­нием компенсаторных механизмов (вымещение накопившейся на­пряженности) в экстремальных условиях;

— участие в групповых эксцессах большого количества лиц, склонных к риску.

Третья стадия группового эксцесса — это обстановка после его ликвидации. Она далеко не сразу становится нормальной. Ос­ложнение обстановки в этот период могут вызвать слухи, недо­вольство, которые таят в себе возможность возобновления экс­цессов.

 

 

Раздел V Прикладные отрасли социальной психологии

Урок 21-22 «Социальная психология семьи»

По количеству брачных партнеров различают моногамную семью (один муж и одна жена) и полигамную. Последняя имеет два вариан­та: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство).

По количеству поколений, представленных в семье, выделя­ют: а) сложную (расширенную) семью, в которой проживают под одной крышей и ведут совместное хозяйство представители нескольких (по меньшей мере трех) поколений — прародители, родители, дети. В большинстве регионов России этот тип семьи принадлежит прошлому, когда его существование не и последнюю очередь определялось преимущественно сельским образом жизни и экономической необходимостью; б) простую (нуклеарную) семью, члены которой являются представителями только двух по­колений (родители и дети). Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим, хотя некоторые авторы говорят о «ре­нессансе» расширенной семьи в ее специфической социально-психологической модификации, когда поддерживаются интенсив­ные межличностные контакты (например, по телефону или при совместном проведении досуга, праздновании определенных се­мейных дат), но проживание различных поколений остается раз­дельным. Нуклеарной семье, имеют в виду полную нуклеарную семью, где есть оба родителя и дети. Но нуклеарной также является и неполная семья, в которой отсутствует один из родителей, чаще отец (остается, правда, неясным, следует ли считать неполной бездетную семью?). Неполную семью С. И. Голод вполне оправданно (особенно с учетом соци­ально-психологической специфики) разделяет на собственно не­полную (возникшую вследствие развода или вдовства) и мате­ринскую, предполагающую внебрачное рождение и воспитание детей. Здесь следует упомянуть и о специфическом типе семьи, получившей название бинуклеарная, когда после развода оба суп­руга создают новые семьи, в результате чего у ребенка оказывает­ся как бы четыре родителя (по два родных и неродных), между которыми поддерживаются отношения, и ребенок периодически живет с теми и с другими. Иногда обе семьи совместно проводят досуг. Увеличение круга ближайших родственников ребенка, в том числе сиблингов (братьев и сестер), по мнению некоторых авторов, может благоприятно сказываться на социализации лич­ности.

С точки зрения соответствия брачно-семейных отношений об­щественным нормам выделяются следующие семьи:

патриархальная (традиционная), отношения в которой ориен­тируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж (отец — «кормилец») материально обеспечивает семью, представляет ее в обществе, принимает основные решения, касающиеся членов семьи, жена не работает (или престиж ее работы, заработок за­метно ниже, чем у мужа), занимается воспитанием детей, ведет домашнее хозяйство; мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение;

современная (эгалитарная), т.е. такая, где нормы любви, эмо­циональной близости, взаимоуважения распространяются на всех ее членов. На наш взгляд, С.И.Голод не очень удачно называет такой тип семьи «супружеским», подчеркивая, что отношения в ней «определяются не родством, не родительством, а брачностью с непременной акцептацией личностных аспектов».

В качестве подтипов современной семьи отмечают:

коллективистскую семью (или в терминологии западных авто­ров — «двухкарьерную»), в которой профессиональная и обще­ственная деятельность обоих супругов равно важна; супруги гибко (или при активном участии мужа) распределяют домашние обя­занности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения и т.п.;

индивидуалистскую семью, в которой внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена до минимума, а при обсуждении важнейших решений возможны серьезные конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные ин­тересы.

С точки зрения права семьи могут быть разбиты на две боль­шие группы; если в первой отношения между супругами признаны обществом (между ними заключен брак), то во второй этого нет (здесь наиболее представлены добрачные союзы молодых лю­дей).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-психологическая сущность толпы | Урок 25-26 Общая характеристика конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.