Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историки о возникновении Киевской Руси




С XVIII века и до сих пор в исторической науке идут споры по проблеме воз­никновения госу­дарственности у восточных славян, временами приобретая страстный характер и политическое значение. В 1730-е – 60-е гг. немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных тру­дах впервые попытались доказать, что Древнерусское го­сударство было создано варягами, или норманнами (т.е. северной ветвью германских племен). Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государ­ства. Крайним проявлением концепции является утверж­дение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им.

Против этой теории решительно выступил М.В. Ло­моносов, которому императрица Елизавета Петровна поручила на­писать историю России. Ло­моносов в пику немецким академикам доказывал, что Русское государство создали сами восточные славяне, а роль варягов была случайной и эпизодической. Он же выдвинул предположение, что слово «русь» произошло от названия реки Рось (приток Днепра) и якобы жившего на ней одноименного племени, входившего в племенной союз полян. С тех пор борьба норманнистов и антинорманнистов не утихает.

Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны (варяги) доби­лись господства над восточными славянами путем внеш­него военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить). Во-вторых, они считают, что сло­во «русь» норманнского происхождения.

Антинорманнисты считают, что термин «русь» доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, кото­рые противоречат легенде о призвании трех братьев кня­жить. За 852 год есть указание о том, что при царствова­нии в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные пле­мена, в том числе и русь. Советские исследователи М.Н. Тихомиров, Д.С. Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребова­лось указать иностранное происхождение княжеской династии. Согласно исследованию А.А. Шахматова, ва­ряжские дружины стали называться русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источ­никам нельзя узнать о каком-то племени русь.

Вот уже в течение двух с лишним веков идут споры между представителями норманнской и антинорманнской (славянской) школ историографии. В настоящее время позиции норманнистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение вовсе не является свидетельством утвержде­ния истины. Как та, так и другая концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мне­ния. В.А. Мошин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как тмутараканского княжества в IX в. пишут А.Н. Насонов, М.В. Лев­ченко, А.Л. Монгайт. Протоиерей Лев Лебедев пишет: «...в IV – VII вв. происходило известное нам формирова­ние первой русской государственности — культурно-по­литическое объединение племенных союзов полян и севе­рян под общим главенством племени «рус» с княжеской династией кривичей». Этот вывод интересен тем, что ко­рень «крив» соответствует сегодняшнему названию «рус­ский» у соседей кривичей — латышей.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состо­ят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое «русь»: если это этнос, то где он локали­зовался, в силу каких причин на определенном этапе усилился и куда впоследствии исчез.

Возникновение Киевской Руси хронологически вписы­вается в процесс государствообразования, протекавший в IX – X вв. на территориях Северной, Центральной и Во­сточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX – X вв. — Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государствен­ность в Хорватии и на сербских землях. IX век — время появления объединенного англосаксонского королевства, a X век — Датского.

В исторической науке не закончены дискуссии по вопросу, было ли Киевское государство первым госу­дарством восточных славян или у него были историче­ские предшественники.

Арабские историки ал-Истархи и ал-Балхи в начале X в. называли три таких объединения VIII века: Куяба (Киевская земля), Славия (Новгородская земля) и Артания или Артсания. Одни историки (В.В. Мавродин) склонны видеть в Артании Рязань, другие (X. Ловмяньский, А.П. Новосельцев) — Ростов Великий, третьи (В.Л. Янин) — Таманский полуостров. Описываются еще более ранние образования во главе с Божем и Маджаном, имевшие место в VI и даже IV веках.

Не вызывает сомнения существование названных по­литических образований. Все же скудность источников не позволяет с достоверностью судить, были ли они уже го­сударствами или чем-то догосударственным, например, племенными союзами.

Спорным остается вопрос о Киевском государстве при Дире и Аскольде. Существует мнение, что Дир и Аскольд —варяги, захватившие в 860 или 862 гг. Киев, в котором не было князя. В 866 г. они организовали сме­лый набег на Константинополь и якобы даже захватили его. Через два года после набега Аскольд заключает с гре­ками мир и решает ввести христианство. Патриарх Кон­стантинопольский Фотий по этому поводу пишет: «Не только болгарский народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и тот народ, о котором многие расска­зывают и который в жестокости и кровопролитии все на­роды превосходит, оный глаголемый Россь... Однако ныне переменил языческое и безбожное учение... на чистую и правую Христианскую Веру».

При всех спорах и неясностях достоверным остается одно: в IX в. государственность у восточных славян уже существовала. Объединение земель вокруг Киева, безус­ловно, было государством.

Согласно «Повести временных лет», объединение Древ­нерусского государства началось варягами с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена восточных славян на юге платили дань хазарам, а на севере — словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и меря платили дань варягам (норманнам).

Достоверность описываемого подтверждает сравни­тельный материал Западной Европы. В первой половине IX в. норманны делали набеги на территории приморских стран, вымогая выкупы и дани. В Западной Европе их называли викингами, в Восточной Европе — ва­рягами. В 836 и 837 гг. викинги нападали на Фризию и каждый раз получали выкуп. В 845 г. норманны опустошили селения по берегам Сены до Парижа. Король Франции Карл Лысый вынужден был уплатить 7 тысяч фунтов серебра, чтобы спасти Париж от разграбления. Видимо, как и на Западе, в зависимости от норманнов были северные племена Восточной Европы и некоторые племена по торговому пути «из варяг в греки».

Далее летопись сообщает, что в 862 г. новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде, мира не было, и решено было при­гласить князя, «который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, и пригласили трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. С 862 г. конунг Рюрик стал кня­жить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Этот 862 год, когда Рюрик утвердился в Новгороде, согласно официальной традиции, считается началом династии Рюриковичей и вообще началом русской государственности. От норманнского слова «конунг» (вождь) произошло русское «князь».

После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда в 879 г. умер Рюрик, воевода Олег вместе с мало­летним сыном Рюрика Игорем подняли племена по тор­говому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали сами варяги, словене и кривичи, а также финно-угорские племена меря и весь. Во время этого похода 882 года Олег захватил Киев и перенес туда свою столицу, чем положил начало образованию Древнерусского государства с центром в Ки­еве. Правил Олег до 912 г., когда власть в Киеве перешла к Игорю (912 – 945).

Что касается названия «русь», большинство историков сейчас склоняется к его норманнскому происхождению. Наиболее интересна и правдоподобна, на наш взгляд, следующая версия. Конунг, идя в поход, собирал воинов из разных норманнских родов и племен, поэтому его дружина не могла применять в отношении себя какое-то этническое самоназвание. Отвечать же на вопрос чужеземцев: «Кто вы такие?», — им так или иначе приходилось. Вероятно, появилось самоназвание «профессионального» типа: от того вида деятельности, которым варяги больше всего занимались в походе. Скорее всего, слово «русь» происходит от древнескандинавского глагола «ruots» — «грести». Дружинники стали говорить, что они «ruotsi» — «гребцы». Именно княжеская дружина явилась главным орудием собирания восточнославянских племен вокруг Киева и первым аппаратом государственного управления, поэтому ее самоназвание, упрощенное на славянский манер: Русь, — со временем перешло на всю страну.

В литературе существуют разные мнения об основах происхождения государства. В XVIII в. В.Н. Татищев полагал развитие государст­венной власти из семейной. И в дальнейшем этой концеп­ции придерживались и норманнисты, и славянофилы. Но, как считает В.Н. Паранин, такой ход государственного строительства на такой обширной территории и при ве­ликом множестве разноязычных народов представляется весьма сомнительным. И.В. Киреевский считал государ­ственность естественным развитием народного быта. По его мнению, маленькие сельские общины сливались в большие: областные, племенные и т.д. А из них уже слагалось одно общее согласие русской земли.

И.Я. Фроянов вы­двинул концепцию, по которой Русь, по крайней мере, до конца X века оставалась не государством, а племен­ным союзом, то есть переходной к государственной орга­низации формой, соответствующей этапу военной демо­кратии. Дань он рассматривает не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на поко­ренные племена в пользу военного вождя (князя) или его агентов, никак не соотнося ее с классовой эксплуатацией трудового населения государственной элитой. Собственно государство же вырастает во второй полови­не XI – XII вв. на общинной основе и прини­мает общинную форму «городских волостей — госу­дарств». Князья и знать в своей политической деятельности выражают, в значительной мере, интересы и потребности свободных членов общества таких государств (свободных горо­жан и крестьян). Причем союзы общин в этих государственных образованиях возглавляет торгово-ремесленная община главного города. Вассалитет (княжеский, боярский) и иммунитет носят дофеодальный характер.

Л.В. Черепнин предложил концепцию государственно­го феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодаль­ная рента. То, что на Руси не было вотчин, аналогичных западноевропейскому феоду (землевладение феодала с зависимыми от него крестьянами), компен­сировалось распределением князем собранной дани среди дружинников как совокупного господствующего класса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.