Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-политический строй и экономика

Для характеристики социально-политического строя Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть вре­менных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) с Византийской империей, а также свидетельства византийских, арабских и европей­ских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси.

«Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников — людинов или людей (от­сюда сбор дани с крестьян-общинников — полюдье). Согласно «Русской правде», людины были объединены в сельскую общину — вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

Вторая большая группа населения — смерды. Это, воз­можно, несвободные или полусвободные княжеские дан­ники. В случае смерти смерда, не имевшего прямых наследников, все его имущество переходило князю. С раз­витием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения — рабы. Они известны под разными названиями: челядь, холопы. Челядь — раннее название, холопы — более позднее. «Русская правда» по­казывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было двух видов — полное и неполное. Источ­ники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, же­нитьба на рабыне или выход замуж за раба, а также поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старо­стой без заключения договора. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оцени­вались в 5 гривен. Рабы — надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестни­цы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде.

Неполные рабы — закупы появились в XII веке. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую каба­лу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы. Но у него со­хранялось свое хозяйство, и он мог выкупиться, вернув долг.

Большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения. Другого мнения придерживаются А.П. Пьянков, М.Н. Покровский. «За­хватывать рабов и торговать ими было промыслом пер­вых властителей русской земли. Отсюда непрерывные войны между этими князьями, войны, целью которых было «ополониться челядью», т.е. захватить много рабов. Отсюда их сношения с Константинополем, где был глав­ный тогда ближайший к России невольничий рынок» (М. Н. Покровский).

Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пяти-гривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в хо­лопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т.д. Судя по «Русской правде», они были мелкими админист­ративными агентами.

Другая небольшая группа — изгои. Это были люди, лишившиеся своего социального статуса: отпущенные на волю холопы, изгнанные из верви общинники и т.д. Видимо, изгои по­полняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны.

Довольно большой группой населения Руси были ре­месленники. Города по мере роста общественного разде­ления труда становились центрами развития ремесла. К XII веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей, производи­лось более 150 видов железных изделий. На внешний ры­нок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары.

С ростом городов и развитием ремесел связа­на деятельность такой группы населения как купцы. Русско-византийский договор 944 года позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии. Но каждый купец в те вре­мена был и воином. И у воинов, и у купцов был один по­кровитель — бог скота Велес. Через Русь пролегали важ­ные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных похо­дах, в сборе дани. Княжеская дружина — это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли посто­янный совет — «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам. Стар­шие дружинники могли иметь и свою дружину. Впослед­ствии бояре выступали в роли воевод. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дру­жинники составляли основу нарождающегося класса фео­далов. Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но на­родные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах.

Племенные союзы восточных славян подчинялись киевским князьям и добровольно, и в результате применения Киевом насилия. Оружием Олег присо­единил древлян, Владимир — радимичей. Но вот северяне подчинились Киеву добровольно ради освобождения от хазарского владычества.

Ко времени Святослава с князьями племен было покон­чено. Их свели на степень посадников князя Киевского. Князь Владимир посадил своих сыновей по землям: Вышеслава — в Новгород, Изяслава — в Полоцк, Святополка — в Туров, Ярослава — в Ростов, Глеба — в Муром, Мстисла­ва — в Тмутаракань, Всеволода — во Владимир. Все центры прежних восточнославянских племенных союзов оказались в руках семьи князя Влади­мира. Все они подчинялись князю Киевскому. А на него возлагались задачи военного руководства, дипломатических сношений, поддержки военно-политического господства над соседями. Н.М. Покровский называет первых русских кня­зей «предводителями шаек работорговцев», которые ничем не управляли и только с XI века начали понемногу забо­титься о порядке в городах. Однако Л.В. Черепнин утвер­ждает, что на Руси уже в начале X в. существовал право­вой кодекс — прототип «Русской правды». Функции князя были определены уже в легенде о призвании варягов.

Расцвет Киевской Руси пришелся на время правления Ярослава Мудрого, княжившего в Киеве с 1019 по 1054 г. Именно при нем была составлена знаменитая «Русская Правда» — первый в русской истории свод законов.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией, что, прежде всего, сказывалось в порядке передачи княжеского престола. Характерного для классической монархии наследования престола старшим сыном не существовало. Установившийся после смерти Ярослава Мудрого и по его завещанию «порядок княжеского владения Русской землей» историки называют «лествичным» (от слова «лествица», т.е. лестница), или очередным, родовым. Суть его, если говорить коротко, заключалась в передаче престола к старшему в роду, т.е. от брата к следующему за ним по старшинству брату, а после смерти последнего из братьев — к старшему племяннику (старшему сыну старшего брата). При таком подходе Русь рассматривалась Рюриковичами не как единоличное владение одного монарха, а как совокупное владение всего рода Ярославичей — потомков Ярослава Мудрого. И великий киевский князь был лишь старшим в своем роду. Все Ярославичи: братья, их сыновья и внуки, — составляли согласно старшинству генеалогическую лестницу. Точно также в качестве территориальной лестницы представлялись, по степени их значения и доходности, все области государства. Чем выше на генеалогической лестнице был представитель династии, тем более богатую область в «кормление» он получал. После смерти великого князя вся «очередь» делала «шаг вперед», т.е. каждый переходил в более доходную землю. Если в Западной Европе феодалы прочно «врастали» в свои лены (феоды), то на Руси князья, стремившиеся утвердиться в лучших уделах, были как «блуждающие кометы». В ходе этого «лествичного восхождения» появлялись и князья-изгои: если отец умирал, так и не дождавшись своей очереди на великокняжеский престол, то сыновья его и последующее потомство из очереди исключались, таким изгоям давались для «кормления» небольшие владения на окраинах страны.

Князь властвовал и управлял не безраздельно. Его власть была ограничена не только необходимостью советоваться с родственниками (княжеские съезды) и старшей дружиной (княжеская дума), но и с народным самоуправлением. В IX – XI вв. активно действовало на­родное собрание — вече. Такие собрания были как в селах, деревнях, так и в городах. Народные старейшины от городов при­нимали участие в княжеской думе. Был целый ряд случаев, когда вече изгоняли из своих городов неугодных им князей. Дольше всего вечевые традиции продержались на севере: в Новгороде и Пскове. Когда Киевская Русь в XII в. распалась, образовалась Новгородская феодальная республика, просуществовавшая до XV в., когда она была покорена Московским княжеством. Высшим органом государственного управления в Новгородской республике было вече.

Время появления феодального землевладения остается в исторической науке спорным. Проблема зарождения феодального строя в Древней Руси и его классовой структуры была поставлена в советской историографии в дискуссиях конца 1920-х годов и получила решение в ис­следованиях Б.Д. Грекова и С.В. Юшкова. Изучение этой проблемы в последующие годы Б.А. Рыбаковым, Л.В. Черепниным и другими учеными выявило расхож­дение в понимании влияния «дофеодальных факторов» на развитие общества, его структуры, внешних и внутрен­них источников формирования зависимого населения.

М.Б. Свердлов разделяет мнение Л.В. Черепнина о разложении у восточных славян первобытнообщинного строя в VIII – IX вв. и постепенном утверждении на про­тяжении X – первой половины XI вв. раннефеодальных отношений. Согласно этой точке зрения, во второй полови­не XI – XII вв. завершается становление всех основных социально-экономических и политических институтов феодального строя.

И.Я. Фроянов считает, что в Древнерусском государ­стве существовало, по крайней мере, два социально-эконо­мических уклада. Были свободные общинники и значи­тельный слой рабов. Этот же вывод поддерживает А.П. Пьянков. Большинство историков считает, что в Киевской Руси было раннефеодальное государство, соче­тающее в себе элементы феодализма и пережитки перво­бытнообщинного строя. Некоторые авторы отмечают, что сохранились даже элементы матриархата, что именно этим объясняется включение князем Владимиром в пан­теон богов богини Мокошь.

Известны три линии, по которым шло развитие форм феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило «окняжение» земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в фео­дальную ренту. Так складывалась государственная соб­ственность, получившая впоследствии наименование «черной». Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне-землевла­дельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и беззе­мельные люди, труд которых присваивался землевла­дельцами. Наконец, в-третьих, собственники-феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.

До середины XI – XII вв. господствующей формой фе­одальной собственности была государственная, господст­вующим видом эксплуатации — взимание дани. Ки­евские князья рассматривали подчиненные территории как государственную собст­венность. Дань собирали продуктами сельского хозяйства, охотничьего и иных промыслов, изредка деньгами. Право на сбор дани с определенных территорий получали старшие дружинники князя. Так, «мужу» Игоря Свенельду была пожалована для этих целей земля древлян. Первоначально взыскание дани производилось посредст­вом «полюдья», то есть поездок самого князя и княжеских дружинников в подвластные земли (по людям). Во время «полюдья», продолжавшегося с поздней осени до ранней весны, они собирали дань и одновременно кормились за счет населения. Размеры дани заранее не были определены, и сборщики определяли ее на глазок, сообразуясь с обстановкой, что служило почвой для произвола и конфликтов с местными племенами.

Чрезмерные притязания князя Игоря во время «полюдья» в земле древлян обернулись для него гибелью в 945 г. Подавив восстание древлян, княгиня Ольга в 946 – 947 гг. провела первую в истории России налоговую реформу. Она определила постоянные места сбора дани («погосты»), ее размеры и сроки своза («уроки»). После этого си­стема «полюдья» постепенно сменяется системой «своза» — доставки дани в погост. Дань раскладывалась по погостам по количеству «дымов» (дворов) или «рал» (плугов), то есть фактически по числу крестьянских хозяйств в районе погоста.

Классического феодализма западноевропейского типа на Руси, конечно, не было, и в силу иных природно-климатических и хозяйственных условий быть не могло. В Западной Европе с VIII века короли для усиления армии широко применяли условное держание земли (бенефиции): раздавали часть своих владений вместе с крестьянами военным слугам во временное пользование за службу. Пока бенефициарий служил, он пользовался землей и трудом живших на ней крестьян. Переставал, бенефиций передавался в пользование другому воину. Естественно, каждый бенефициарий старался передать свое служебное место и бенефиций как материальную плату за службу своему сыну. Поэтому со временем бенефиций превратился в феод — наследственное земельное владение, считавшееся пожалованным сеньором вассалу за разного рода службу (военную, придворную, административную, судебную и т.д.). Многоуровневые взаимоотношения сеньора и его вассала составляли одну из главных черт западноевропейского феодализма.

В Киевской Руси условное держание земли с крестьянами в широком масштабе было невозможно. Для этого надо было прикрепить крестьян к земле, а в условиях подсечно-огневого переложного земледелия это было невозможно, сельское население было чересчур мобильно. Поэтому феодальная иерархия зарождалась на Руси в весьма специфическом виде: киевские князья передавали определенные районы страны для «полюдья» и «кормления», т.е. для сбора дани, своим старшим дружинникам (боярам), а те в свою очередь передавали какие-то участки своего района лучшим из своих дружинников. Впрочем, подавляющее большинство рядовых дружинников, служивших как Рюриковичам, так и боярам, получало средства существования непосредственно от своих «сеньоров».

Только в XIв. на Руси начинает складываться землевладение: княжеское, боярское и церковное, — основанное на присвоении прибавоч­ного продукта, произведенного трудом зависимых кресть­ян и посаженных на землю холопов. В условиях господства натурального хозяйства, когда все насущно необходимое производилось на месте, в крестьянских хозяйствах, элита тогдашнего общества была заинтересована в том, чтобы не зависеть от сезонного «полюдья», а иметь постоянный источник поступления продуктов сельского хозяйства. Князья и бояре стали «сажать» на свободные земли пленных и превращать их в своих работников, захватывать общинные земли, закабаляя обедневших «людинов», возводить на этой земле хозяйственные постройки, поселять там управителей, одним словом, начали организовывать собственное хозяйство.

Первым возникает великокняжеский домен, т.е. комплекс населенных земель, принадлежавших непосредственно главе династии. Такие же личные хозяйственные комплексы постепенно создают все Рюриковичи, а затем и бояре. В конце XI – XII вв. ими, но, конечно, в меньших масштабах, обзаводятся и некоторые младшие дружинники. Такое земельное владение с хозяйственным комплексом на нем ученые считают феодальной собственностью. Называлось оно вотчиной (или «отчиной», от слова «отец»), т.к. передавалось по наследству от отца к сыну. Впрочем, за какое-либо преступление верховная власть могла конфисковать вотчину и передать ее другому лицу. Сами князья и бояре, как правило, не имели возможности непосредственно руководить своими вотчинными хозяйствами, особенно расположенными в сельской местности, и бывали в них наездами. Текущее управление вотчиной находилось в руках огнищанина — управителя (от слова «огнище» — очаг). Ему подчинялись тиун (ключник-кладовщик), сельские и ратайные (от слова «орать» — пахать) старосты и т.д.

С XI в. начинает обзаводиться землевладением и Православная Церковь: митрополит, епископы, монастыри, отдельные церкви. С организационно-хозяйственной точки зрения это землевладение ничем не отличалось от княжеских и боярских вотчин, но по наследству, конечно, не передавалось, оставаясь собственностью всей Церкви и ее структурных элементов.

Однако подавляющее большинство земель Руси заселяли еще свободные люди, жившие в так называемых «волостях», над которыми был лишь один хозяин — сам великий князь как глава всего государства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историки о возникновении Киевской Руси | Принятие христианства. Культура и быт Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.