Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства. Культура и быт Руси

История русской культуры начинается с Крещения Руси, языческое время остается за порогом истории. Это совсем не значит, что оно, это языческое прошлое, не су­ществовало. Оно было, и очень яркие его следы сохраняют­ся в памяти народа, в его быту, в самом народном складе.

Наиболее древний пласт язычества — одухотворение природы, вера в леших, водяных и т.д. Следующий пласт представлен общинными, аграрными и семейно-родовым культами. В период, предшествовавший приня­тию христианства, господствовали племенные культы. Каждое племя имело своих богов-покровителей. У полян таким покровителем был Перун, у словен — Велес и т.д.

Образовавшемуся единому государству нужен был один религиозный центр. Сначала эта тенденция реализовывалась в рамках язычества. В договоре Олега с греками 907 года упоминаются и Перун, и Велес. В это время почти все восточнославянские племена были присоединены Киевом. В договоре Игоря с Византией 944 года назван уже только Перун, хотя в походе принимали участие те же племена. Скорее всего, здесь наблюдается попытка поста­вить Перуна выше всех богов: Киев — центр государства, и Перун — главный бог. В середине X века отношения Киева с «примученными» племенами резко меняются. После казни в 945 г. древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе религии при­шлось отступить. В договоре Святослава с Византией 971 года Велес вновь упоминается наряду с Перуном.

Первая попытка христианизации Руси, путем индивидуального крещения, была предприня­та в правление княгини Ольги (945 – 957). В 957 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где была крещена патриархом в храме Святой Софии. Ее крестным отцом стал сам византийский император Константин Багрянородный. При крещении Ольге дали имя Елена, в честь матери Константина Великого, того самого императора, который в IV веке н.э. сделал христианство государственной религией Римской империи и основал г. Константинополь — будущую столицу Восточно-Римской (Византийской) империи. Сама Елена тоже сыграла большую роль в истории христианства, совершив на склоне лет путешествие в Иудею и привезя оттуда в Рим многие реликвии, связанные с Христом. Для самой Ольги крещение, видимо, было не только дальновидным политическим ходом, но и выстраданным нравственным выбором. Пережив трагическую смерть мужа и ужасы подавления восстания древлян, она в учении Христа нашла ответы на вопросы о смысле человеческого бытия и о своем месте в мире. Вернувшись в Киев, Ольга пыталась обратить в христианство своего сына Святослава, говоря, что за ним крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, категорически отказался и посвятил свое правление (957 – 972) постоянным войнам и грабежам.

Ярым язычником предстает вначале и князь Владимир. В 980 г. он предпринял религиозную реформу — так называемое «Постановление кумиров». Это было еще одно возвеличивание Перуна, а фактически — попытка перейти к единобожию. Она оказалась неудач­ной, так как верховенство Перуна навязывалось союзным племенам силой. Неудача этой реформы предопреде­лила необходимость новых преобразований. Это не было прихотью Владимира или его бояр и дружинников, еди­нобожие было нужно для укрепления государства.

Летописец Нестор сообщает подробно, как была кре­щена Русь. При выборе веры князь Владимир, выслушав представителей разных религий: иудейской, магометан­ской и христианской, — остановил свой выбор на христиан­ской, учитывая, что христианство могло осуществляться с ориентацией как на Рим, так и на Константинополь (столица Византийской империи).

Каковы же причины выбора православия?

В IX в. наиболее важным и злободневным был вопрос взаимоотношения христианского мира с исламским Восто­ком. Мусульманство, восторжествовав на Востоке и в Африке, утверждалось в Европе. Из бассейна Каспий­ского моря мусульманское влияние проникает в Хазарию, где вступает в борьбу с христианством и иудаизмом, и по Волге устремляется на север. Создавалась угроза фланго­вого охвата Европы исламом, в связи с чем славянский мир, и прежде всего Русь, приобрел первостепенное зна­чение для судеб европейской христианской цивилизации. Не случайно, в IX – X вв. не только Константи­нополь, Рим, Ингельгейм, но и Багдад стремились разы­грать славянскую и русскую карту. Об этом свидетельст­вуют переходы некоторых славянских отрядов на сторону арабов. По мнению И. Экономцева, нападение Руси на Константинополь в 860 г. было спровоцировано арабами, против которых в это время выступил византийский им­ператор Михаил III. Очарованный исламской культурой князь Святослав Игоревич в свое время даже хотел перенести столицу в низовье Волги. Так что запечатлен­ная в «Повести временных лет» легенда о выборе веры князем Владимиром исторически глубоко правдива.

Кроме этого были и другие причины. Римская церковь признавала богослужебным языком только латынь. Рим­ский папа требовал полного подчинения себе королей и императоров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом отношении. Патриарх Константинопольский признавал определенную зависи­мость от императора и ставил церковь на службу государ­ству. Константинопольская православная церковь допуска­ла возможность использования любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее.

Определяя ориентиры, Русь учитывала еще и терри­ториальную близость Византии и то, что родственные ру­сичам болгары (часть южных славян) уже приняли православие. Выбор истори­чески был предрешен в пользу Византии — государства, аналогичного по социальной сущности и по политическо­му устройству растущему Древнерусскому государству.

По данным летописи, киевляне были обращены Владимиром в христианство летом 988 года. Этот год считается официальным началом крещения Древней (Киевской) Руси. Сам Владимир за этот акт, а также за то, что после крещения действительно стал жить по-христиански, был канонизирован Русской Православной Церковью. Он вошел в историю как Владимир I Святой.

Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских священников в крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обхо­дилось без насилия. Новгородцев в 991 г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа Федор и Илларион (XI в.) ничего не могли сделать с ростовчана­ми-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христиан­ство люди часто сохраняли веру в древних богов.

Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства древнерусского государства. Крещение укрепило связи Руси с Европой.

Владимир был женат на Анне, сестре византийского императора Василия II. После ее смерти он вступил в брак с дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена. Князь Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава I, князь Ярослав Мудрый — на дочери швед­ского короля Олафа, князь Владимир Мономах — на доче­ри английского короля Геральда II. Дочери киевских кня­зей были замужем за правителями многих государств. Такие тесные династические, а также широ­кие экономические связи Киева с Западной, Центральной, Северной и Южной Европой позволили даже отдельным историкам настаивать на чисто европейском характере Древнерусского государства. Крайним про­явлением этой концепции является утверждение о несхожести, пропа­сти между Киевской Русью X – XI вв. и Московской Русью (Россией) XV – XVII вв. Образование этой пропасти связывают с монгольским нашествием и его последствиями.

Византийское религиозное и гражданское влияние на древнерусскую культуру очевидно. Но ни о каком засилье Византии в древнерусской культуре говорить не приходится. Русь не была лишь объектом влияния. Даже заимствованные культурные достижения под­вергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций. Воздействие византийской культуры наиболее интенсивным было на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали народные массы.

Богослужебные книги и богословская литература, привезенные на Русь из Болгарии, при­нявшей христианство на 120 лет раньше Руси, были на югославянском языке, понятном и для восточных славян. Поэтому принятие христианства способствовало широкому рас­пространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры на Руси. Пер­вый и единственный межславянский литературный язык — «старославян­ский» — стал и поныне является языком культа и религиозной литературы православия.

На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский литературный язык. Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литера­туры. На нем написаны «Русская правда», «Слово о пол­ку Игореве», русские летописи, «Поучения» Владимира Мономаха и т.д. О широком распространении письменности среди городского населения свидетельствуют многочисленные берестяные грамо­ты, найденные при раскопках в Новгороде и других горо­дах. Первые фрагментарные летописные записи появи­лись в Киеве вскоре после изобретения славянских пись­мен Кириллом и Мефодием. Они относятся ко времени княжения Аскольда (867 – 875). Обнаруженная вторичная языческая летопись, описывающая княжение Игоря и Ольги, относится к 912 – 946 гг. Последний раздел киев­ской языческой летописи охватывает 946 – 980 гг. и, в ос­новном, относится к княжению Святослава и Ярополка Святославича. В нем отмечались основные события того времени: приезд посольств, отношения с печенегами, не­обычные природные явления и пр.

При Ярославе Мудром по его инициативе создается летописный свод 1093 года. Содержание этого свода посте­пенно разрасталось и к началу XII в. составило обшир­ное систематическое повествование. «Повесть временных лет» правомерно рассматривается как введение в рус­скую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX – XI вв.

В развитии русского летописания чувствуется опреде­ленная религиозно-историческая тенденция или идея. Митрополит Илларион, более известен как автор слова «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине», о котором Е.Е. Голубинский отозвался, как о «безупречной академической речи, с которой из новых речей идут в сравнение только речи Карамзина». Рядом с этим произ­ведением Е.Е. Голубинский ставит также «Слово о полку Игореве». Это действительно превосходный образец ора­торского искусства, хотя авторы и находятся под опреде­ленным влиянием византийской письменности, повторяя некоторые ее темы и сюжеты.

Центрами древнерусской культуры были города с их ремесленным производством. В IX – X вв. насчитывалось 25 городов, в XI в. — 89, к концу XII в. — 224. В городах жили и трудились ремесленники разных специальностей. Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработ­ке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». В городах было налажено мас­совое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские ору­жейники. В Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Древнерусские ювелиры наладили массовое производство различных украшений. Археологи обнару­жили в Киеве целую мастерскую по изготовлению стек­лянных браслетов. Много ремесленников занималось об­работкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

Существовало в Древней Руси и школьное образова­ние. Школы для детей бояр создавались при Владимире. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Имелись школы и для подготов­ки к государственной и церковной деятельности. В них наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

После принятия христианства на Руси развивается монументальное каменное зодчество. Принципы строитель­ства каменных храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века (разруше­на монголами в 1240 г.). В 1031 – 1036 гг. в г. Черниго­ве был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Верши­ной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный греческими и русскими мас­терами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Эти соборы отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристи­анской эпохи: многокупольностью, шлемовидными купо­лами и многим другим.

Из Византии на Русь пришли новые для нее виды мо­нументальной живописи: мозаика, фреска и иконопись. Самые ранние из сохранившихся произведений древ­нерусской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской мону­ментальной живописи. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, на стенах двух башен изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний и т.д.

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, города и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народы, расположенные по торговым путям, жили значи­тельно лучше, чем жившие, например, по болотам дреговичей. Крестьяне жили в небольших домах с маленькими окнами. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. На севере по лесам строили срубные наземные постройки с деревянными полами. Печи везде были глинобитные или каменные, но топились «по черному», т.е. трубы не было, и дым от печи выходил из дома через специальное вытяжное оконце в стене.

Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, со­стоящие из нескольких комнат.

Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились большие площади земли, строились хозяйст­венные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Бояр­ские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы.

И одевались разные слои общества по-разному. Кре­стьяне и ремесленники — и мужчины, и женщины — но­сили рубахи (у женщин они были длиннее) из домоткан­ного полотна. Мужчины кроме рубахи одевали штаны, а женщины—юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зи­мой носили обыкновенные шубы.

Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышива­лись золотом. Плащи застегивались на одном плече золо­тыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих ме­хов.

Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до XX века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапо­ги, часто украшенные инкрустацией.

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дру­жиной пировал «на сенях» (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой — золотой и серебряной. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя возникали даже разногласия с его дружинниками, которые требовали себе вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры или скоморохи. Знамени­тые пиры Владимира, являвшиеся также своеобразным методом вовлечения в дружину, воспеты в былинах в полном согласии с летописными записями.

 

 

Контрольные вопросы по теме:

1. В чем различие между миграционной и автохтонной теориями происхож­дения славян?

2. Кто такие венеды?

3. Как Вы поняли, что такое «археологическая культура»?

4. Расположите в хронологической последовательности (начав с самой ранней и закончив самой поздней) археологические культуры: тшинецкая, трипольская, Балкано-Дунайская, зарубинецкая, культура «шнуровой керамики и боевых топоров».

5. Что было главным хозяйственным занятием восточных славян?

6. Что такое «вождество»?

7. В чем суть споров между сторонниками норманнской и антинорманнской теорий происхождения Древней Руси?

8. Какой год и какое событие считаются, по официальной традиции, началом русской государственности?

9. Расставьте первых киевских князей в хронологической последовательности (начиная с самого первого и заканчивая правившим позднее всех): Игорь, Рюрик, Олег, Святослав, Ольга.

10. Как называлось свободное население Киевской Руси?

11. Перечислите феодально зависимые категории населения Руси.

12. Что такое полюдье?

13. Укажите, пожалуйста, годы княжения Ярослава Мудрого.

14. При каком из великих киевских князей была составлена «Русская Правда»: при Владимире I Святом, при Ярославе Мудром или при Всеволоде Большое Гнездо?

15. Кратко охарактеризуйте «лествичный» порядок передачи престола.

16. Как в Западной Европе называлось наследственное землевладение, пожалованное князем — сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу? Было ли нечто подобное в Киевской Руси?

17. Кто являлся владельцами вотчин в Киевской Руси?

18. Когда и при каком князе началось массовое крещение русских?

19. Почему при­нятие христианства способствовало быстрому рас­пространению письменности и письменной культуры на Руси?

20. Как в XII – XV вв. назывался высший орган Новгородской феодальной республики?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-политический строй и экономика | Лекция 01.04.2013
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.