Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое значение отдельных элементов произведения

 

Объектом авторского права выступает не только произведение в целом, но и часть произведения, (включая его название), которое является результатом творческой деятельности и может быть использовано самостоятельно (п.3 ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). В российском законодательстве существуют «юридически безразличные» и «юридически значимые» элементы произведения.

К юридически безразличным, т.е. не охраняемым элементам произведения художественной литературы относятся:

- тема,

- материал произведения,

- сюжетное ядро,

- идейное содержание.

В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т.е. не является нарушением авторского права.

На одну и ту же тему, на одном и том же материале может быть создано сколько угодно произведений, причем никто не запрещает давать авторам сходную интерпретацию излагаемым событиям, героям, их поступкам и пр.

Например: история Дон Жуана, художественный образ которого создан испанским драматургам Тирсо де Молина в 1630г., получил художественное воплощение в произведениях Мольера, Гофмана, Моцарта, Байрона, Пушкина.

Пушкин подсказал Гоголю сюжет «Ревизора» и «Мертвых душ».

К содержанию произведения, которое как таковое не защищается нормами авторского права, относится и такой элемент произведения, как заголовок, название. Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной.

Так, две московские звукозаписывающие фирмы одновременно выпустили компакт-диски с песнями Э. Рязанова из известных кинофильмов под совпадающим названием «Моей души покоя нет». Однако, разрешение на использование в качестве названия диска строчки из стихотворения Бернса «Про кого-то» в переводе Маршака (авторскими правами владеют наследники Маршака) получила лишь одна из них. По ее жалобе Антимонопольный комитет выдал второй фирме предписание прекратить продажу дисков с незаконно используемым названием и изъять диски у распространителей. Итак, правовой охраной пользуются не только произведения в целом (стихотворение Бернса в переводе Маршака), но и отдельные его части (в данном случае стихотворная строчка).

К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся:

- образы,

- язык произведения.

Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя. В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, самостоятельного произведения при условии предании им новой внешней формы. В этом случае закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования.



Под языком произведения понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов. Язык произведения заимствован быть не может, в данном случае прибегают к цитированию с указанием источника заимствования.

 

Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Такие образующие содержание научного произведения элементы, как:

- постановка научной проблемы,

- метод научного исследования,

- научные факты,

- интерпретация,

- систематизация,

- гипотеза и теория

самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы.

Охраняемые элементы научного произведения:

- внешняя форма, т.е. язык произведения, включающий особые научные знаки и символы,

- внутренняя форма, т.е. последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия научных идей и расположение материала.

В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования, решающее значение имеют буквальные совпадения, для установления которых составляются таблицы совпадений («текст на стр. такой-то в одном произведении соответствует тексту на стр. такой-то другого произведения»).

 

Произведения, не охраняемые авторским правом

 

К объектам, не охраняемым авторским правом, относятся те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства. Если в ходе проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат, он нормами авторского права не охраняется.

К техническим результатам относятся:

- телефонные справочники,

- расписания движения,

- адресные книги

при условии, что исполнителем не была применена оригинальная система изложения справочных данных.

В связи с тем, что российское авторское право предполагает охрану лишь формы произведения, а не его содержания, в п.4 ст.6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» сказано, что «авторское право не распространяется на идей, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты».

Некоторые из перечисленных результатов творческой деятельности охраняются в рамках иных институтов права, например, патентного права. Сами по себе идеи, принципы, факты и подобные им результаты творческой деятельности авторское право не охраняет. Но, если результаты выражены в оригинальной форме, то сама оригинальная форма пользуется правовой охраной.

ПРИМЕР: Московское издательство «Аурика» выпустило в свет книгу «Домашнее консервирование», заимствовав большую часть советов по заготовке овощей и фруктов из книги Лойко «Консервируйте сами». Рецепты сами по себе авторским правом не охраняются, но охраняется та форма, в которой они выражены. А поскольку форма их выражения не была обработана, суд пришел к выводу о нарушении авторских прав Лойко.

 

Существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К ним относятся 4 категории произведения.

Произведения, не охраняемые авторским правом:

1. Произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права. НО: истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

2. Официальные документы, их официальные переводы, государственные символы и знаки (инструкции, указания, стандарты, справки, патентные описания, флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки)

3. Произведения народного творчества (частушки, поговорки, анекдоты, произведения народных художественных промыслов, традиционная архитектура, народные костюмы).

4. Сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (сообщения телеграфных информационных агентств, официальная хроника, сообщения о криминальных происшествиях).

 

Бесстрастная информация о том или ином факте является лишь точным его отражением и не включает в себя элементы творчества. Поскольку на первый план выдвигаются точность и оперативность информации, она подается обычно в очень сжатом виде, который не оставляет места творческой индивидуальности. Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший сообщение орган массовой информации, - это требование указания ее первоисточника. Согласно ст.23. Закона РСФСР «О средствах массовой информации» при распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Ссылка на другие средства массовой информации (кроме информационных агентств), а также конкретных лиц, первыми получивших ту или иную информацию, дается лишь в специально оговариваемых случаях.

Когда сообщение сопровождается авторским комментарием, оценками значимости происшедшего, прогнозами или иной интерпретацией – оно приобретает режим объекта авторского права. Дословное воспроизведение таких сообщений допускается с обязательным указанием имени автора, если только автором это специально не запрещено (п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Правовое значение отдельных элементов произведения

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.161.114.92
Генерация страницы за: 0.085 сек.