Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кодирование товаров

Классификация продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам

Понятие, сущность, методы классификации потребительских товаров

Лекция 2

КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ

 

 

 

Научные исследования и практическое изучение рынка потребительских товаров, спроса и потребления товаров; учет и контроль товаров в сферах обращения и производства; управление ассортиментом и товарными потоками на микро- и макроуровнях основаны на обобщении и систематизации ассортимента товаров. В основе систематизации совокупности товаров лежит их классификация.

Классификация товаров – это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Для отнесения товара к какой-либо классификационной группе используют признаки классификации – свойства или характеристики объекта, на основе которых производится классификация (назначение, сырье, материал изготовления, способ производства, отделки, обработки, конструкция, вид, размер, сорт, агрегатное состояние и др.) (табл. 1).

 

Таблица.1 Применение признаков классификации товаров

 

 

 

 

 

 

Наименование признаков классификации Содержание и определение признаков Примеры выделения классификационных группировок
Назначение Целевое Косметика косметическое, декоративное Круглые лесоматериалы для распиловки, для строгания и лущения, для выработки целлюлозы и древесной массы, для использования только в круглом виде
Функциональное Косметика гигиеническая, косметическая, защитная, лечебно-профилактическая, специальная
Сфера применения Косметика для ухода за кожей, полостью рта, волосами, ногтями
Материал (сырье, полуфабрикат) Происхождение Душистые вещества естественные, искусственные, синтетические
Природа материала Мебель деревянная, металлическая, пластмассовая
Вид сырья или материала Посуда стальная, латунная, нейзиль-беровая
Способ производства Характер труда Одежда ручного, машинного производства
Особенности производства (методы изготовления) Мебель столярная, плетеная, прессованная, штампованная, гнуто-клеенная
Отделка Характер механической обработки поверхности товара Посуда шлифованная, полированная
Способ колористической (химической) обработки товара Ткани отбельные, гладкокрашеные, набивные
Отделка Материал покрытия Посуда оцинкованная, никелированная
Способ покрытия Луженая
Вид украшения (декора) Гравированная
Конструкция Способ соединения узлов (агрегатов) Разъемное, неразъемное
Характер взаимодействия (соединения) деталей Подвижное, неподвижное

Признаки «назначение» и «применение» часто используются для систематики современного ассортимента потребительских товаров. Например:

а) ювелирные товары делятся по назначению на предметы личных украшений, предметы туалета, принадлежности для курения, предметы для сервировки стола, письменные принадлежности, предметы для украшения интерьера, принадлежности для часов, сувениры;

б) детские игрушки делятся по педагогическому назначению на игрушки, способствующие развитию сенсорно-моторных функций (первоначальных движений и восприятий – погремушки, подвески, шарики и др.), физическому развитию детей (скакалки, кегли, велосипеды, санки и др.), знакомящие детей с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки – куклы, фигурки людей, животных, рыб и др.), знакомящие с элементами науки и техники (политехнические игрушки – конструкторы, модели транспортных средств и др.), знакомящие с трудовыми процессами (лопатки, грабли, инструменты и др.); способствующие музыкальному и художественному развитию детей (детские музыкальные инструменты, пластилин и др.), дидактического назначения (настольные игры), игрушки-забавы (смешные, танцующие и прыгающие фигурки животных и др.);

в) бытовые электрические приборы делятся по назначению на приборы для освещения помещений, для уборки помещений, для отопления помещений и поддержания микроклимата, для хранения продуктов питания и напитков, для обработки белья, для приготовления пищи, для личной гигиены.

Признак «назначение» часто используется совместно с такими признаками, как сырье и материал изготовления.

Например: фарфоровая посуда подразделяется на столовую, чайную, кофейную и посуду для прочих бытовых нужд; ножи подразделяются на столовые, хозяйственные, гастрономические, ремесленные, промысловые, сельскохозяйственные.

«Вид исходного материала» применяется как в высших, так и в низших звеньях классификации товаров. Например: непродовольственные товары по виду исходного материала подразделяются на группы: силикатные, металлические, кожевенно-обувные, пушно-меховые, бумажные, пластмассовые, древесные товары.

Генетический признак широко применяется при внутри-групповой классификации галантерейных и обувных товаров, строительных материалов, игрушек, изделий народных художественных промыслов и т.п.

Технологические признаки классификации товаров основаны на способе производства, видах операций, конструкции, отделке и т.п. Например: деревянная мебель по способу производства делится на столярную, гнутую и плетеную; по видам технологических операций и конструкции основных узлов столярная мебель, в свою очередь, делится на щитовую, каркасную и каркасно-щитовую; по виду отделки мебель различается на крашеную, имитированную под ценные породы древесины, лакированную, полированную, с резьбой и т.д.

«Особенность конструкции» как самостоятельный классификационный признак применяется главным образом в низших ступенях классификации и для внутривидовых делений предметов. Например: стулья по конструкции сиденья бывают мягкие, полумягкие и жесткие; музыкальные инструменты (мандолины) по конструкции корпуса делятся на овальные, полуовальные и плоские.

Особенности конструкции отдельных узлов товара могут служить основанием для деления его на разновидности. Но иногда особенности конструкции изделия обусловливаются другими классификационными показателями. Например: конструкция рамы велосипедов (открытые, закрытые, складные) и деление их по половозрастным признакам на мужские, женские, подростковые, школьные, детские. Половозрастной признак, так же как и конструктивную особенность, желательно использовать преимущественно в низших звеньях систематики, чтобы подчеркнуть внутривидовые различия.

Возрастной признак является важным для детских игрушек, поскольку дети разных возрастов имеют разный уровень развития, по-разному проявляют интерес к окружающим их предметам, предпочитают те игрушки, которые им близки и понятны. По этому признаку игрушки делятся на игрушки для детей ясельного возраста (до трех лет), дошкольного (от трех до шести лет) и школьного возраста (от семи до четырнадцати лет).

Каждая группа тоже делится на подгруппы. Например, для детей ясельного возраста существуют игрушки: для первой группы раннего возраста (погремушки, подвески); для второй группы раннего возраста (дети до двух лет – матрешки, мячи, ходунки, прыгунки, пупсы); для первой младшей группы (до трех лет – кольца, пирамиды, кубики с разрезными картинками, гюни-качалки, трехколесные велосипеды, совки, лопатки).

Признак «сезонность использования (эксплуатации)» товаров применяется как классификационный признак взамен функционального или же наряду с функциональным признаком. Например: спортивные товары подразделяются на товары для зимнего спорта – вместо лыжного и конькобежного спорта – и товары для летнего спорта.

Признаками классификации могут быть размерные данные, агрегатное состояние, свойства товара, применяемые для характеристики только определенных видов изделий.

Выбор признаков обусловливается назначением классификации. Так, в России используется классификация легковых автомобилей на основе рабочего объема двигателя и массы снаряженного автомобиля (табл. 2). Эта классификация применяется изготовителями как отраслевая, налоговыми и таможенными органами – для установления сборов. Масса снаряженного автомобиля и рабочий объем двигателя характеризуют конструкцию и определяют его функциональную эффективность.

Таблица 2 Классы легковых автомобилей на основе массы снаряженного автомобиля и рабочего объема двигателя

 

 

 

Класс автомобиля Масса снаряженного автомобиля, кг Рабочий объем цилиндров двигателя, дм3
Особо малый До 600 до 0,85
600-700 0,85-1,1
Малый 700-850 1,1-1,3
850-950 1,3-1,5
950-1050 1,5-1,8
Средний 1050-1500 1,8-3,5
Большой 1500 и более 3,5 и более

 

Часто встречается классификация, которая в силу особенностей ассортимента отступает от правил и сочетает в себе несколько признаков. Например, материалы и изделия из древесины по внешнему виду, характеру обработки и степени готовности подразделяют на круглые лесоматериалы, пиломатериалы, полуфабрикаты и готовые изделия, детали сборных конструкций и столярные изделия, сборные дома и комплекты деталей для них.

Приведем правила классификации товаров.

1. Классификацию следует начинать с более общих признаков, а затем переходить к частным.

2. Признаки классификации должны быть наиболее значимыми, логически выделенными, характерными для товара.

3. На каждой ступени классификации можно использовать лишь один классификационный признак.

4. Метод классификации должен быть оптимальным и согласованным с целью использования классификации.

При проведении анализа торгового ассортимента специалистам часто требуется формировать собственные системы классификации и классификационные группировки. В этих случаях нужно выполнять следующие требования.

1. Размер и количество классификационных группировок должно обеспечивать максимальную обозримость ассортимента.

2. Классификация должна содействовать наиболее полному изучению основных свойств и особенностей товаров.

3. Учитывать возможность обновления ассортимента товаров и дополнение его новыми видами и разновидностями.

4. Обеспечивать возможность электронной обработки данных.

Существуют два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации – это последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Фасетный метод классификации – это параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (табл.3).

Совокупность правил и методов классификации называется системой классификации, которая используется государственными и негосударственными организациями, участвующими в производстве товаров, в целях контроля производственного процесса, а также для управления производством и обращением товаров.

Таблица 3 Фасетная классификация бытовых электрических утюгов

Фасеты (признаки классификации) электрических утюгов
По типам По массе В зависимости от удобства пользования
1. С терморегулятором (ТР) 2. С ТР утяжеленный 3. С ТР и разбрызгивателем 4. С ТР и иароувлажнителем 5. С ТР, иароувлажнителем и разбрызгивателем 1. Легкие 2. Средние 3. Утяжеленные 1. Комфортного исполнения 2. Обычного исполнения

 

 

Существуют различные системы классификации ассортимента товаров.

В учебных целях применяется торгово-товароведная система классификации. Она сложилась в соответствии с принятым в XX в. в СССР прейскурантным распределением товаров на группы, имела отраслевой принцип. В ее основу были положены признак сырьевого и исходного материала, общность выработки и назначение изделия.

Товары делятся по сферам применения на два рода: товары промышленного назначения (предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение), потребительские товары (предназначенные для личного пользования индивидуальных потребителей).

Каждый род делится на классы. Класс товаров — это совокупность товаров, которые имеют аналогичное функциональное назначение.

Так, род товаров промышленного назначения делится на два класса: основное оборудование, предназначенное для производства основных видов продукции, и вспомогательное оборудование. Отнесение товаров промышленного назначения к основному оборудованию или вспомогательному оборудованию зависит от типа производства и его характера.

Потребительские товары делятся на три класса: продовольственные (пищевые продукты), непродовольственные, медицинские товары.

Внутри классов товары делятся на группы однородных товаров. Однородные товары – это товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одинаковые функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Продовольственные товары – товары, представляющие собой пищевые продукты в натуральном или переработанном виде, предназначенные для употребления человеком в качестве пищи, бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также биологически активные добавки.

Класс «Продовольственные товары» делится на следующие комплексы (подклассы) и группы.

1. Комплекс «Вспомогательные товары»

Группы: пищевые добавки, пряности, приправы, натуральные улучшители консистенции.

2. Комплекс «Товары растительного происхождения» Группы: зерномучные (зерно, мука, крупа, хлебобулочные и макаронные изделия содержат высокое количество крахмала), плодоовощные (свежие плоды, овощи, грибы и продукты их переработки отличаются высокой физиологической ценностью и низкой энергетической способностью), вкусовые (алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, чай, кофе, а также условно табак и табачные изделия обладают выраженными вкусом и ароматом, содержат вещества, воздействующие на центральную нервную систему), сахар и его заменители, крахмал и крахмалопродукты, кондитерские товары (имеют приятные вкус и аромат), растительные масла и маргариновая продукция (обладают высокой энергетической способностью, являются источником витаминов A, D, Е).

3. Комплекс «Товары животного происхождения» Группы: пищевые жиры животного происхождения, молочные (кисломолочные изделия — молоко, сметана, творог, сливки, масло, сыры и др. — отличаются высокой биологической ценностью и хорошей усвояемостью), мясные (мясо различных животных и птиц и продукты их переработки (колбасные изделия, мясокопчености, мясные консервы, полуфабрикаты и кулинарные изделия) являются одним из основных источников полноценных белков, рыбные (рыба свежая, соленая, вяленая, копченая, сушеная, консервы, рыбная икра), а также нерыбное водное сырье (раки, крабы, моллюски, водоросли и др.) являются источником полноценных белков, жиров, витаминов и обладают высокой пищевой и биологической ценностью, яйца и яйцепродукты (яйца птиц и продукты их переработки (меланж, яичный порошок) хорошо усваиваются организмом человека и обладают высокой биологической ценностью).

4. Комплекс «Комбинированные товары»

Группы: продукты детского питания, пищевые концентраты.

По торговой классификации данные товары делятся на следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочно-масляные, мясные, рыбные, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

В торговой практике продовольственные товары подразделяются на гастрономические и бакалейные. В группу гастрономических товаров включаются готовые к употреблению продукты: колбасы, мясная кулинария, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напитки и др.

В группу бакалейных товаров входят крупа, мука, макаронные изделия, сушеные плоды, грибы, дрожжи, сахар, крахмал, чай, кофе, соль, пряности и др.

Непродовольственные товары – это продукты производственного процесса, предназначенные для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пишу человеком и (или) представителями животного мира.

Класс «Непродовольственные товары» делится на следующие комплексы (подклассы) и группы.

1. Комплекс «Одежно-обувные товары и текстильные материалы»

Группы: материалы для одежды и штучные текстильные изделия (хлопчатобумажные ткани, льняные ткани, шелковые ткани, шерстяные ткани, нетканые материалы, штучные текстильные изделия, нитки и принадлежности для рукоделия).

Группы: одежда, головные уборы (верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы, чулочно-носочные изделия, пушно-меховые изделия).

Группа: обувные товары (обувь кожаная, резиновая, валяная, фетровая и т.д.).

Группа: галантерейные товары.

2. Комплекс «Гигиенические товары»

Группа: парфюмерные товары (духи, парфюмерные и туалетные воды, одеколоны, душистые воды, твердые и мазеобразные парфюмерные изделия).

Группа: косметические товары (для ухода за кожей, волосами, полостью рта, за ногтями; декоративная косметика).

Группа: приборы и принадлежности для санитарии и личной гигиены (эпиляторы, ножницы, бритвы и т.д.).

3. Комплекс «Товары для украшения»

Группа: ювелирные товары, художественно-декоративные товары.

4. Комплекс «Культурно-бытовые товары»

Группа: электронные товары (аудиовидеотехника, офисная техника и персональные компьютеры, средства связи, техника для фото- и видеосъемки).

Группа: товары для активного отдыха и спорта.

Группа: товары для умственного творчества и интеллектуального развития.

5. Комплекс «Транспортные средства личного пользования»

Группа: велотранспорт. Группа: мототранспорт. Группа: автотранспорт. Группа: водный транспорт.

Группа: горюче-смазочные материалы и запасные части к транспортным средствам.

6. Комплекс «Хозяйственные товары»

Группа: мебель и предметы украшения интерьера.

Группа: посуда и столовые приборы.

Группа: бытовая техника (для поддержания микроклимата, приготовления и хранения пищи, уборки помещений, обработки белья).

Группа: товары бытовой химии.

Группа: строительные материалы.

Группа: хозяйственные инструменты и инвентарь.

Группа: сельскохозяйственные товары.

Группа: горюче-смазочные материалы хозяйственного назначения.

В Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) классы товаров подразделяются на группы, группы — на виды, виды — на разновидности, разновидности – на марки, модели, артикулы.

Группа товаров – это совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Вид товаров — это совокупность товаров, определенной группы, объединенных общим названием или назначением. Разновидность товаров – это совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков.

Наименование товара – это его собственное название с учетом индивидуальных особенностей, которые обусловлены конструкцией (фасоном, формой), технологией, отличающие конкретный товар от товаров того же вида.

Для некоторых товаров (швейные изделия, обувь и др.) наименования, указываемые в торговой документации, не являются последней ступенью классификации. Товары могут быть разделены по размерам, цвету и т.д.

Маркетинговая классификация разделяет товары на группы (сегменты) по степени потребности, активности и характеру спроса, цене и другим признакам.

Например, по активности покупательского спроса товары делятся:

· на товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);

· товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоэлектронная аппаратура);

· товары особого спроса (модные товары, марочные вина);

· товары пассивного спроса (мебель, электронные товары, дома).

Система классификации товаров позволяет кодировать товарные разделы, группы и подгруппы, виды.

 

 

 

Кодирование товаров – это образование и присвоение кода классификационной группе и (или) объекту классификации.

Код – знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группы и (или) объекта классификации.

Существуют различные методы кодирования товаров.

Последовательный метод кодирования заключается в образовании классификационной группы и (или) объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных групп, полученных при иерархическом методе классификации, и его присвоение.

Например, последовательным методом кодирования по классификационной части ОКП:

22 1000 — смолы полимеризационные

22 1100 — полимеры этилена и его алкилпроизводных (полиолефины)

22 1110 — полиэтилен

22 1111 — высокого давления неокрашенный

22 1112 — низкого давления неокрашенный

22 1113 — среднего давления

22 1114 — высокого давления окрашенный

22 1115 — низкого давления окрашенный

22 1119-прочий.

Параллельный метод кодирования — образование кода классификационной группы и (или) объекта классификации с использованием кодов независимых групп, полученных при фасетном методе классификации, и его присвоение.

Например, деление товаров на виды в ассортиментной части А - ОКП:

вид – 39211 – инструмент режущий: сверла из быстрорежущей стали, спиральные общего назначения, с цилиндрическим хвостиком, короткой серии, правые;

разновидность – 3912111011 – инструмент режущий: сверла из быстрорежущей стали, спиральные общего назначения, с цилиндрическим хвостиком, короткой серии, правые, диаметром 1 – 1,5 мм, с порядковым номером 01 -обычного исполнения.

Порядковый метод кодирования – образование кода из чисел натурального ряда и его присвоение. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т.д.) случайны.

Серийно-порядковый метод кодирования – образование кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками и его присвоение.

Присвоение порядковых номеров определенной группе товаров происходит следующим образом: консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например 85 – лосось дальневосточный натуральный – горбуша.

Совокупность методов и правил кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования. Системы кодирования товаров позволяют работать с данными в электронном виде, ускоряют время поиска и обработки данных с помощью ЭВМ. Наибольшее распространение в торговле получили системы цифрового и штрихового кодирования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постановление Совета Министров РБ | Лекция 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.