Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие политической мысли в эпоху возрождения и нового времени




Период возрождения (XIV-XVI вв.), расцвет которого – 2-я пол. XV – начало XVI вв. – это эпоха разложения феодализма, кризиса средневековых ценностей и самой католической церкви. Это эпоха становления капитализма (осн. очаги – Италия и Нидерланды), развития техники, светских наук, торговли, искусства, это время великих географических открытий, когда рамки известного европейцам мира значительно расширились. Идеологи бунжуазии отрицали средневековые идеи аскетизма, слепого подчинения церкви, мистицизма, отстаивали нуманимтические ценности: стремление к земному успеху, процветанию, наслаждениям; индивидуализм; проявление творческих способностей; практичность.

Именно в Италии, на родиднде возрождения, наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и полит. мысль эпохи. Самым крупным представителем зарождавшейся политической науки был Никколо Макиавелли (1969-1527), а его крупнейшей работой был трактат «Государь», посвященный именно политологической проблематике. Он обосновывал теорию светского (нерелигиозного) государства, необходимого для обуздания эгоистической и злобной натуры человека, присущего еиу стремления к власти и собственности. Макиавелли разделил нормы права и предписания религии. Одной из важнейщих функций гос-ва он считал защиту часной собственности. Чтобы не вызывать ненависти у подданных, государь не должен псягать на имущество подданных. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субьектночсть народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. Наилучшей формой гос. правления он считал республику (типичная черта его современников - итал. мыслителей), там могут быть лечше всего обеспечены сочетания общих и частных интересов (оличие от др. греч. мыслителей, которые – за приоритет общественных интересов), порядок и свобода. Но народ может быть не готов к токой форме правления, и тогда необходимо гос-во с сильным правлением. Макиавелли пришел к этому выводу исходя из необходимости обддъдинения своей родины – Италии т.е., как видим он исходил из реальных обстоятельств.

Макиавелли считал, что сильное гос-во необходимо для того, чтобы, ограничить волю больших человеческих масс, напровить их на достижение единой цели. И сейчас мы рассмотрим ту особенность учения Макиавелли, из-за которой он стал символом ценизма и безпринципности в политике. Он выдвинул тезис о том, что для достижения полит. цели не исключены любые средства, в т.ч. и аморальные: подкуп, убийство, обман, вероломство, клятвопреступление, предательство и т.д. Макиавелли советует правителю быть жестким и даже жестоким, скупым, вероломным, если этого требует обсоятельства и интересы государства, т.е. высшее благо. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажуться хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен тремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению М., правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы – быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и подобным лисице, чтобы обойти капканы впоследствии безнравственную политику стали называть термином «макиавеллизм». Мудрый властитель, утверждал М., должен вести себя в зависимости от ситуации. Только так можно перейти от необходимого временами насилия, осуществляемого разумными метоами, к утверждению настоящего гуманизма. Близким к идеалу правителем М. Считал Цезаря (Чезаре) Боржиа, герцога Романьи, сына папы Александра VI, и посвятил ему книгу «Государь».

В XVI веке стали появляться работы, осуждавшие и дух и наживы, и частную собственность вообще, и предлагавшие создание идеализированных фантастических уравнительных государств. Это направление полит. теории получило название «утопического социализма». Его основателем считается Английский мыслитель и политик Томас Мор (1478-1535). Он был лордом-канцлером Англии при Генрихе VIII, отказался поддерживать развод короля, новый брак с Анной Болейн и отказ короля от католичества, был снят с должности и казнен. В своем труде «Утопия» он критикует несправедливое общество, неравенство, считает причиной всех бед общества частную собственность. В этой книге он изображает вымышленный остров Утопию, где на обществ. должности может быть избран любой гражданин; средства производства находятся в общественной собственности; все граждане получают разностороннее и гармоничное воспитание и образование, но отрабатывают обязательную трудовую повынность. Производство и распределение находится под жестким контролем государства. Самые тяжелые и грязные работы выполняют рабы – это осужденные за преступления преступники. Жители острова заняты трудом только 6 часов в день, а остальное время посвящают духовному сомосовершенствованию. При этом даже семейно-брачные отношения строго регламентированы и находятся под постоянным контролем государства.

Подобные идеи и принципы легли в основу трудов и других утопистов – Томмазо Кампанеллы, Жана Мелье, Морелли, Мабли. Наиболее ярко и последовательно такие фантастические идеи высказал монах Кампанелла в своей работе «Город солнца». Он писал ее в тюрьме инквизиции, от которой ему в итоге удалось спастись. Там он тоже изображает фантастический город, где ликвидирована всякая частная собственность, в т.ч. на жен; тркудовая повинность обязательна для всех, присутсвует строгая регламентация жизни граждан, в т.ч сесьи и быта, все раномерно распределяется между всеми. Таким образом, для утопистов идеалом была грубая уравнительность, аскетизм и регламентация всего, даже личной жизни.

В XVI веке недовольство тогдашней католич церковью приобрело очень серьезные масштабы и привело к мощному идейному взрыву – реформации. В основном она победила на севере Европы. Ее идеалом и вожди – Мартин Лютер (начал весь процесс, прибыв в 1517 году к дверям церкви в г.Виттенберге свои тезисы о несогласии с официальным учением церкви), Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли – не только совершили переворот в религиозной сфере, но и перенесли свои подходы в этом вопросе на само государственное устройство. Государство по Лютеру приобрело светский характер, его основными чертами стали совести и мысли. Это использовали многие князья и короли Германии, Скандинавских стран и Англии. А вот Кальвин отражал идеологию городской буржуазии и аристократии, поэтому его учение поддержали Голландия, Швейцария, Южная Франция (гугеноты), Шотландия и даже ряд магнатов Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского. В Женеве Кальвин создал в 30-е гг. XV| теократическое государство, за что его и прозвали «женевским папой». Он также сжигал еретиков, как и инквизиция, и к тому же запретил все развлечения и нарядные костюмы.

Ответом на Реформацию стали мощные религиозные войны 2-й половины XV| в. Католичество вскоре собралось с силами и ответило. Испанский монах Игнатий Лойола, мечтая уничтожить Реформацию, создал могучий орган иезуитов (середина XV| в). Иезуиты разработали свое учение, в том числе и о государстве. Они развивали идеи Макиавелли, но во имя блага католицизма и власти Папы. «Цель оправдывает средства», - это высказывание одного из иезуитских мыслителей воспринималось как девиз ордена. Одним из их правил было право доброго католика убить государя, если этот государь не подчиняется церкви. Таким образом, тезис о божественной природе постепенно исчезает.

Кроме теоретического обоснования убийства плохого государя, иезуиты вошли в историю и политикой практического воплощения идей утопистов (в Парагвае, где испанский король дал им территорию для своего усмотрения). Так противоположные, казалось бы, идеи – макиавеллизм и утопизм нашли свое объединение в деятельности иезуитов.

Период Нового времени (XV||-XV




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.