Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальные подсистемы мониторинга Росгидромета




На базе Росгидромета формируется наблюдательная сеть и фонд данных о состоянии среды, называемая Государственная сеть мониторинга окружающей среды (ГСМОС). ГСМОС одна из главных подсистем ЕГСЭМ, занимающаяся оценкой качества воздушной и водной среды, а также почв. Большинство звеньев ГСМОС функционируют уже 30-40 лет. ГСМОС состоит 22 территориальных управлений (например, Уральское управление гидрометеорологии, г. Екатеринбург) и подчиненных им Центрам в каждом из субъекте Федерации. В нашей области это Челябинский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Центрам подчинены лаборатории и обслу­живающий персонал постов. Органы Росгидромета располагают систематизированными данными измерений, проводившихся в одних и тех же точках по еди­ным методикам в течение многих лет. Эти ряды данных по своей полноте и продолжительности являются уникальными, по ним можно судить о долговременной динамике тех или иных показателей. По состоянию на начало 2002 года в ГСМОС [2] осуществлялись наблюдения

- за загрязнением воздуха в 222 городах и промышленных центрах на 611 постах, где одновременно с метеорологическими показателями измерялась концентрация от 5 до 25 веществ;

- за загрязнением поверхностных вод суши, где с одновременным измерением гидрологических характеристик, определялись физические и химические параметры (до 25) на 1195 водных объектах на 2390 створах. В том числе от 2 до 6 гидробиологических показателей качества воды определялись на 183 створах 107 водных объектов в 6 гидрографических районах;

- за загрязнением в прибрежных районах 8 морей, омывающих РФ, на 160 станциях (до 24 гидрохимических показателей);

- за радиационной обстановкой, причем а) измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения проводились на 1223 пунктах; б) на 400 пунктах оценивалось выпадение радиоактивной аэрозоли из атмосферы; в) концентрация радиоактивных аэрозолей в приземном слое измерялась на 57 пунктах, а содержание трития в осадках на 30 пунктов; д) содержания стронция-90 Sr90 и других радионуклидов измерялось на 46 пунктах вод суши и 15 морских станциях.

- за трансграничным переносом веществ на 5 станциях, где измерялось до 20 показателей;

- химическим составом (11-20 веществ) и кислотностью осадков на 124 станциях и 118 пунктах, химическим составом снежного покрова на 555 пунктах;

- фоновые наблюдения среды на 5 станциях комплексного фонового мониторинга в биосферных заповедниках;

- сеть комплексного мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния растительности на 30 постах вокруг крупных промышленных предприятий, там где отмечается существенные повреждения на достаточно больших площадях и в ценных лесах –памятниках природы.

На организацию измерений в территориальных единицах Росгидромета существенно влияет характер антропогенного загрязнения окружающей среды. Так многие посты на реках установлены ниже сбросов сточных вод крупных предприятий. В городах действуют стационарные, маршрутные и подфакельные посты наблюдения за качеством воздуха ориентированные на выбросы определенных предприятий, а программа измерения зависит от приоритетных для данного места веществ. На субъект федерации обычно приходится несколько десятков постов, обыч­но в крупнейших городах. Доступ к первичным данным таких наблюдений затруднен, но доступны обобщенные характеристики за тот или иной период в справочниках «Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации», «Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах России», «Ежегодник качества поверхностных вод РФ» и др. Управления и Центры издают ежегодники в которых, кроме гидрометеорологических данных есть разделы загрязнение атмосферы, качество поверхностных вод, данные радиационного мониторинга. Значительный объём гидрометеорологических данных и загрязнении среды накоплен во Мировом центре данных (г. Обнинск, НПО «Тайфун»).

2.4 Территориальные подразделения МПР [1]

Территориальные подраз­деления МПР занимаются непосредственными измерениями ка­чества воды и воздуха лишь в незначительной степени, как прави­ло, в связи с конкретным предприятием-загрязнителем. Это соответствует разделению обязанностей в рамках Единой государ­ственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), кото­рая поручает МПР «организацию мониторинга источников антро­погенного воздействия», в отличие от Росгидромета, к чьим обя­занностям относится организация мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Определение качества воды и воздуха проводится органами МПР, прежде всего, в связи с функционированием экономичес­кого механизма природопользования — платежами предприятий за загрязнение окружающей среды (экологический налог) и штра­фами. Эти платежи устанавливаются исходя из объемов вы­бросов в атмосферу и сбросов сточных вод предприятия и их соотношения к установленным по проекту предельно допустимым выбросам (ПДВ, см далее) и сбросам (ПДС).

В существующей системе предприятие само осуществляет контроль за своими выбросами и сбросами. Основ­ной источник определения их объемов — статистическая отчетность предприятия (статистические формы 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), 2-ТП (токсичные отходы)). Главной целью измерений, проводимых органами МПР, являются, как правило, не систематические наблюдения, а выборочный конт­роль за достоверностью статистической отчетности, за выполне­нием требований нормирования. По своим задачам эти измерения находятся в одном ряду с такими мероприятиями, как, напри­мер, периодические посещения предприятия для проверки рабо­ты очистных сооружений. Измеряются определенные параметры отходящих газов или сточных вод, а также характеристики состоя­ния воздуха и водного объекта.

Чтобы обеспечить возможность таких измерений, на област­ном уровне создаются аналитические инспекции, располагающие соответствующими средствами. На районном уровне такие сред­ства отсутствуют, поэтому инспектор пользуется данными, полу­ченными областной (республиканской) инспекцией. Результаты собственных измерений системы МПР не обладают такой степе­нью систематичности, как сведения Росгидромета, но могут ока­заться полезными в случаях, когда в центре проблемы находится предприятие-загрязнитель.

Подразделения Министерства природных ресурсов, связанные с использованием и охраной недр (бывшее Министерство геоло­гии), проводят радиационные съемки, налаживают мониторинг подземных вод, экзогенных геологических процессов, издают кар­ты радиационного и/или химического загрязнения почв. Департа­мент лесного хозяйства МПР путем регулярного обновления соот­ветствующих карт отслеживает состояние лесов, включая возраст­ной и породный состав, плотность стояния деревьев, бонитет лесонасаждений.

Следует отметить, что органы МПР могут также располагать ценной информацией о состоянии окружающей среды, получен­ной от других ведомств. В рамках разделения обязанностей, уста­новленного в ЕГСЭМ, именно МПР отвечает за координацию деятельности всех министерств и ведомств в области мониторинга окружающей среды. В МПР должны стекаться результаты всех ви­дов мониторинга, связанного с окружающей средой. МПР РФ и его подразделения в регионах ежегодно издают «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды» — наиболее общие документы об экологическом состоянии территорий. Дан­ные Росгидромета, комитетов по земельным ресурсам, комитетов по недрам, органов Госсанэпиднадзора занимают существенное место в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды.

2.5 Департамент государственного санитарно-эпидемиологи­ческого надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпид­надзор).

К компетенции системы Госсанэпиднадзора относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния ок­ружающей среды. Поэтому в обязанности данного ведомства вхо­дит и мониторинг состояния окружающей среды в той мере, в какой оно связано со здоровьем населения. Органы Госсанэпид­надзора измеряют параметры качества воздуха внутри и на грани­цах санитарно-защитных зон хозяйственных объектов.

Отбор проб обычно проводится под факелом выброса промыш­ленных зон и крупных предприятий (подфакельные наблюдения). В отличие от Росгидромета, Госсанэпиднадзор проводит контроль выборочно (раз в сутки, в течение одного месяца в квартал), либо эпизодически, по заявкам предприятий, осуществляющих мони­торинг. Программа измерений обычно включает 4—6 веществ (кон­центрации СО, SО2, NО2, NO), а также параметры, установленные с учетом местного перечня приоритетных загрязняющих веществ.

К компетенции Госсанэпиднадзора относится прежде всего контроль качества питьевой воды. Проводятся химические и бак­териологические анализы воды у водозаборов, после водоподготовки, в некоторых местах водоразборной сети. В сферу внимания Госсанэпиднадзора попадают также используемые для питьевых целей родники, колодцы, водоемы официально установленных рекреационных зон (пляжи и т.п.), сбросы муниципальных очист­ных сооружений и предприятий, находящихся в пределах насе­ленных пунктов.

Госсанэпиднадзор — единственная система, которая занима­ется контролем качества воздуха внутри помещений, в частности в рабочей зоне предприятий. К компетенции этого ведомства от­носятся также измерения, связанные с «экологией жилища», т.е. определение качества воздуха в жилых помещениях и качества питьевой воды.

Органы системы Госсанэпиднадзора действуют как на уровне субъекта федерации (республики, края, области), так и на уровне района, причем система Госсанэпиднадзора — единственная из ведомственных систем, которая имеет районные подразделения со штатными средствами измерений и лабораториями. Однако эти лаборатории обычно оснащены устаревшим оборудованием и име­ют только внутриведомственную аккредитацию. Как следствие, концентрации одних и тех же веществ, по данным Росгидромета и Госсанэпиднадзора, могут сильно различаться в одних и тех же местах.

Задание.

1. Используя ежегодные комплексные доклады основных участников мониторинга в регионе (Росгидромет, МПР, и СЭС):

А) опишите структуры этих служб, в том числе охарактеризуйте задачи подразделений, виды мониторинга, объекты и т.д., сравнивая их с пунктами 2.5-2.6

Б) определите качество излагаемой службами информации по методу подачи, доступности изложения для непрофессионалов, по степени отражения цепочки «источник загрязнения - уровень загрязнения среды - влияние на человека, животный и растительный мир». Выводы подтвердите примерами.

 

Литература.

(1) Джангиров Д. А., 2003: Основные направления совершенствования работ специального назначения в области гидрометеорологии и мониторинга состояния окружающей среды и использования специализированной информации субъектами предпринимательской деятельности.// Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. –М. «ВИНИТИ», №5, 2003 с 55-61

(2) Стурман, В.И., 2003: Экологическое картографирование.- М. Аспект Пресс,-251 с.

(3) Новоселова О., 2001: Система экологического мониторинга в Российской Федерации: перспективы развития ЕГСЭМ. Экоинформ, 2001, №10, с.52-60.

 


[1] Параграфы 2.3-2.5 цитируется по книге В. Стурмана, 2003 с небольшими изменениями

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.