Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика Фидлера

Эта методика является одним из вариантов социально-психо­логической конкретизации идеи биполярных измерений. Наиболее известным вариантом реализации этой идеи в общепсихологи­ческом плане выступает изложенный выше метод семантическо­го дифференциала.

Психологическая основа методики состоит в следующем. Во-первых, считается, что человексклонен к оцениванию чего бы то ни было в терминах, отражающих противоположные тенденции развития любых качеств. Например, плохой - хороший, силь­ный - слабый, добрый - злой и т. д. Во-вторых, люди склонны переносить на других свои качества, что называется в науке пер­сонификацией. Обе склонности связываются с двунаправленностью отношений личности к среде, и в частности, к социальной среде: человек выделяет себя из окружающего мира посредством выяснения (оценки) степени подобия себя с этим окружением. И, как следствие, либо противопоставляет себя другим («Я» - «не Я»), либо включает их в систему своего внутриличностного об­щения («Я» - «другие Я»).

Таким образом, сравнение себя с другими с помощью бипо­лярной оценки выступает основным механизмом социальной перцепции. Это используется психологами для изучения качеств личности по чертам и оценкам, которые они приписывают и вы­носят другим людям.

Ф. Фидлер разработал опросник для измерения сходства са­мого себя («Я») со своей противоположностью («не Я»). В основу измерения этого сходства положена оценка близости (дальности) между противоположными образами. Испытуемому предлагает­ся воспроизвести по памяти образ хорошо знакомого человека, с которым он готов сотрудничать. Далее он должен по списку дать оценку 15-20 личностным и деловым качествам этого представ­ляемого в уме человека. Оценивание производится по двуполюсной (биполярной) шкале с семью значениями: двумя крайними, выражающими предельную степень данного качества в каждую сторону, и пятью промежуточными. Полюса обозначаются соот­ветствующими антонимами. Все то же самое проделывается в отношении наименее предпочитаемого сотрудника.

Сравнение полученных «профилей» «хорошего» и «плохого» образа дает в итоге обобщенный показатель - индекс ASO (оценка схожести), вычисляемый по специальной формуле. Чем выше ASO, т.е. чем сильнее биполярность оценок, тем более категори­чен субъект в своих решениях и суждениях о других людях, скло­нен к авторитаризму, непримирим к чужим недостаткам. Индексы ASO для группы личностных и группы деловых качеств у одного и того же челове­ка могут сильно отличаться друг от друга. Эти индексы являются удобным и адекватным диагностическим средством для прогноза поведения людей, что особенно важно при расстановке кадров, подборе руководителей, комплектова­нии групп и т. п. мероприятий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Референтометрия | Вопрос 1. Предмет и метод традиционного институционализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.