Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ спроса




Основы теории спроса и предложения

Во вводной главе отмечалось, что цены в рыночной экономике являются главными и ничем не заменимыми носителями информации. Можно сказать, что на рынке покупатель и продавец общаются посредством цен, на языке цен. В данной главе ценовой механизм будет рассмотрен более детально.

Микроэкономика начинает изучение рынков с допущения о наличии на них совершенной конкуренции. Что это такое?

Представим себе рынок какого-либо блага, на котором действуют множество продавцов и покупателей. Их так много, что как бы ни вел себя отдельный продавец или покупатель, он не в состоянии изменить цену этого блага. Он может даже уйти с рынка, но рыночная цена останется той же. Там, где продавцы и покупатели столь многочисленны, что не в состоянии своим поведением влиять на цену, их называют ценополучателями.

Итак, ценополучатель - это отдельный индивид или фирма, которые не в состоянии повлиять на рыночную цену.

Используя введенное понятие «ценополучатель», можно дать определение и совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - это такая ситуация на рынке, при которой как продавцы, так и покупатели являются ценополучателями.

Совершенная конкуренция или совершенный рынок - это абстрактная теоретическая конструкция, которая используется экономистами как отправная точка анализа. В реальности можно найти лишь некоторые рынки, которые близки к такому состоянию, но, тем не менее, не совпадают в точности с ним.

В этой связи экономическую теорию часто обвиняют в нереалистичности, оторванности от жизни. Однако с таким же успехом в этом можно обвинить и физику, которая допускает отсутствие трения или абсолютный вакуум. Любая теория нуждается в некой исходной, предельно идеализированной картине мира, на которую впоследствии накладываются усложнения. Иначе она теряет всякую опору.

В дальнейшем мы проанализируем ситуации, когда цена на рынке в той или иной мере зависит от поведения продавца и/или покупателя. Однако не будем забегать вперед. До этого нам предстоит пройти еще очень долгий путь, и начнем мы его с совершенной конкуренции. И лишь значительно позже она послужит нам в качестве базы для сравнения.

Спрос и цена. В России после 17 августа 1998 г. произошел значительный скачок цен. Каждый человек, практически независимо от его уровня благосостояния, наблюдая взлет цен на определенные товары и услуги, делал для себя соответствующие выводы. Например, кто-то предполагал снизить потребление сливочного масла, а кто-то - отдыхать на Канарских островах не два раза, а один раз в год. В этом проявлялась связь между ценой и потреблением: когда цена блага растет, предъявляемый на него спрос падает. Эту зависимость называют законом спроса.

Почему так происходит? Во-первых, благо становится дороже по отношению к другим благам, цена которых, предположим, не меняется. Люди тогда переключаются на потребление благ с постоянными ценами, если они хоть как-то могут заменить подорожавшую продукцию (например, вместо импортного масла приобретается отечественный маргарин). В этом случае мы сталкиваемся с эффектом замены как реакцией на повышение цены.

Во-вторых, после повышения цены люди чувствуют себя беднее. Они не могут позволить себе покупать столько же на имеющиеся у них деньги. Покупательная способность их дохода (их реальный доход) падает. В этом случае мы сталкиваемся с эффектом дохода как реакцией на повышение цены.

Разумеется, закон спроса действует не только в случае повышения цены. Если цена какого-либо блага падает, то предъявляемый на него спрос растет. Люди переключаются на потребление данного блага с товаров-заменителей (эффект замены) и могут позволить себе покупать больше данного товара на те же деньги (эффект дохода).

Таким образом, закон спроса утверждает, что предъявляемый на благо спрос снижается в случае роста цены блага и увеличивается в случае снижения цены блага.

Эффект замены показывает как относительное изменение цены влияет на величину спроса на благо в результате его подорожания или удешевления относительно других благ.

Эффект дохода показывает как изменение цены влияет на величину спроса на благо в результате повышения или понижения реального дохода потребителя.

Количественные значения изменений величины спроса вследствие падения или роста цены блага зависят от размеров эффектов замены и дохода. Воздействие эффекта замены определяется преимущественно числом и близостью товаров-заменителей. Так, например, если потребители легко готовы переключиться с колумбийского кофе на турецкий чай, то даже незначительное повышение цены колумбийского кофе существенно уменьшит величину предъявляемого на него спроса. И, наоборот, если потребители с трудом готовы отказаться от привычки пить хороший кофе по утрам и заменить его другими напитками, то повышение цены кофе снизит спрос на него на значительно меньшую величину.

Влияние эффекта дохода зависит преимущественно от доли дохода, расходуемого на данное благо. Чем большую долю своего дохода потребитель тратит на какое-либо благо, тем больше будет влияние изменения цены на его реальный доход. Следовательно, изменение цены блага, расходы на которое занимают большую долю в бюджете потребителя, существенно влияет на величину спроса, и наоборот. Например, чем больше в семейном бюджете приходится на закупки мясных изделий, тем с большей вероятностью рост их цен вызовет значительное снижение объёма спроса на них.

Эффекты замены и дохода играют ключевую роль в объяснении поведения потребителей и предъявляемого ими спроса. Здесь мы лишь обозначили эти понятия. Нам предстоит рассмотреть их более подробно и строго в главе 3.

До сих пор мы пользовались понятием «спрос» как не требующим разъяснений. На самом деле здесь могут возникнуть недоразумения. Дело в том, что в обиходном употреблении спрос часто используют как синоним потребностей. А это совсем неверно. У человека может быть сильная потребность заполучить картину Рафаэля или «Мерседес-600», однако это не спрос. О том, что этот человек предъявляет спрос на эти блага можно говорить только том случае, если у него вдобавок к желанию есть еще и средства их приобрести (см. вставку 2.1).

Вставка 2.1.Спрос и Георгий Боос В газетах часто можно встретить штамп «платежеспособный спрос». Если подойти к его оценке строго с позиции экономической теории, то это выражение полностью лишено какого-либо смысла. Если это спрос, то он по определению «платежеспособный». Если он не «платежеспособный», то тогда это не спрос, а просто потребность в чем-то. Например, такая ситуация, когда университетский преподаватель в Петербурге со средней зарплатой ниже прожиточного минимума мечтает: «Эх, хорошо бы иметь квартиру на Невском, сдавать ее и работать в свое удовольствие на пол-ставки, а не разрываться между тремя». В связи с отмеченным нами принципиальным отличием между потребностью и спросом попытаемся оценить отрывок из интервью газете «Коммерсантъ» бывшего главы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Георгия Бооса. «Сегодня у нас спрос искаженный. Платежеспособностью в России в настоящее время обладет 10 % населения. Остальные 90% ею не обладают. Спрос у них, конечно, есть, но денег нет. И поэтому у нас фактически 10% населения формируют потребительский рынок. Отсюда в России высокая доля импорта. Спрос должен быть массовым, как во всех нормальных странах» (Коммерсантъ, 2000, 22 июня. – С.4) Очевидно, что в этом тексте перемешано обывательское и научное представление о спросе. Фраза «спрос у них, конечно, есть, но денег нет» попадает в разряд курьезов. В то же время, когда речь в конце данного отрывка из интервью заходит о том, что спрос должен быть массовым, то явно подразумевается спрос как потребности платежеспособных граждан, то есть спрос понимается так, как его трактует экономическая теория.  

 

 

Таким образом, спрос есть количество блага, которое потребитель не только желает, но еще и в состоянии купить по данной цене в данный период времени.

Изменения цены и движение по кривой спроса. Представим себе двух потребителей, предъявляющих спрос на какое-либо благо при каждой данной его цене. Если мы наполним это представление цифрами, то получим значения спроса этих индивидов (таблица 2.1.). Если допустить, что в нашей условной экономике только два потребителя данного блага, то, сложив значения их спроса, получим значения рыночного спроса в отличие от их индивидуального спроса.

Индивидуальный спрос - это количество блага, которое отдельный потребитель желает и в состоянии купить по данной цене в данный период времени.

Рыночный спрос - это количество блага, которое все его потребители желают и в состоянии купить по данной цене в данный период времени.

Стоит заметить, что спрос не равнозначен покупке. Так, по цене 10 денежных единиц потребитель II готов в принципе купить 2 единицы блага, но это совсем не означает, что он их реально покупает.

На рис. 2.1 по данным таблицы 2.1 построены индивидуальные кривые спроса (кривые спроса потребителей I и II - D 1 и D 2, соответственно) и рыночная кривая спроса - D å, полученная путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса. Цена обозначается латинской буквой Р и выражена в неких абстрактных денежных единицах (д.е.)[1], объём спроса - количество какого-либо блага (Q). Цена традиционно откладывается по вертикальной оси, а количество - по горизонтальной.

 

Таблица 2.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.