Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая эластичность спроса и расходы покупателей




Общие расходы покупателей на приобретение продукции (Е) определяются как произведение цены продукции на ее количество (Р × Q). Расходы покупателей равняются общей выручке продавцов от реализации продукции (R). Поэтому все выводы относительно зависимости расходов покупателей от ценовой эластичности спроса относятся также и к общей выручке продавцов.

На рис. 2.14 представлена линейная функция спроса с участками эластичного и неэластичного спроса. Представим, что на верхнем участке (где спрос эластичный) происходит снижение цены с P a до P b и, соответственно, увеличение реализации продукции с Q a до Q b. В результате расходы покупателей и выручка продавцов меняются. Это изменение показано изменением площадей прямоугольников. Площадь первого из них (P a aQ aO) равна E a= R a = (P a × Q a), тогда как площадь второго (P b bQ bO) равна E b= R b = (P b × Q b). Весь вопрос в том, какая из них больше.

Рис. 2.14. Эластичность спроса и расходы покупателей (выручка продавцов).

 

Когда спрос эластичный, то относительное изменение количества пользующегося спросом блага больше относительного изменения его цены. В результате изменение количества оказывает большее воздействие на расходы покупателей (выручку продавцов), чем изменение в цене. В итоге на эластичном участке линии спроса:

а) когда цена падает, количество блага увеличивается в относительно большей степени и, следовательно, расходы покупателей (выручка продавцов) растут (на рис. 2.14 прямоугольник P b bQ bO больше прямоугольника P a aQ aO). Расходы покупателей сокращаются на площадь прямоугольника P a akP b за счет снижения цены, но зато увеличиватся на площадь большего прямоугольника Q a kbQ b за счет увеличения покупок.

2) И, наоборот:

б) когда цена растет, количество блага снижается в относительно большей степени и, следовательно, расходы покупателей (выручка продавцов) падают.

Противоположная картина наблюдается на неэластичном участке спроса, например, cd.

На неэластичном участке спроса:

а) когда цена падает, количество блага увеличивается в относительно меньшей степени и, следовательно, расходы покупателей (выручка продавцов) падают (на рис. 2.14 прямоугольник P d dQ dO меньше прямоугольника P c cQ cO). Расходы покупателей увеличиваются на площадь прямоугольника Q с ldQ d за счет увеличения покупок, но зато cнижаются на площадь большего прямоугольника P с сlP d за счет уменьшения цены. И, наоборот:

б) когда цена растет, количество блага снижается в относительно большей степени и, следовательно, расходы покупателей (выручка продавцов) растут.

Рассмотренные зависимости между изменениями цены и расходами покупателей (выручкой продавца) сведены в таблицу 2.5.

К этому можно добавить, что расходы покупателей (выручка продавца) максимизируются при единичной ценовой эластичности спроса.[11]

Выявленные здесь закономерности имеют большое практическое значение для ценовой политики предприятий. Пока мы рассматриваем совершенную конкуренцию, то возможности таковой отсутствуют. Однако в реальности предприятие нередко хоть в какой-то мере влияет на рыночные цены, конкуренция является несовершенной. Отсюда руководство предприятий должно хотя бы приблизительно представлять связь между изменением цены на их продукцию и объемом выручки. А это, в свою очередь, требует знания ценовой эластичности спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.