Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Системы организации обучения, их развитие в дидактике

 
 
Система организации обучения ― это совокупность форм организации обучения, объединённых по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга.  


В истории дидактики одни системы организации обучения сменялись другими в зависимости от уровня развития общества, производства, науки, педагогической теории и практики.

1. Система индивидуального обучения была исторически наиболее ранней. Она сложилась ещё в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему.

2. Индивидуально-групповая система возникла в античности и господствовала в средневековой школе. При этом учитель обучал одновременно группу из 10-15 человек, но с каждым занимался по-прежнему индивидуально. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. При этом в группе могли быть ученики разного возраста и разной степени подготовленности. Конечно, учитель обращался ко всем ученикам вместе, но делал это редко, главным образом, производя разного рода наставления.

3. Лекционно-семинарская система (сегодня её часто называют вузовской) возникла в Средние века с появлением первых университетов. Изначально она включала такие формы работы, как лекции, диспуты, экзамены. Позднее к ним добавились семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачёты.

В истории дидактики неоднократно предпринимались попытки прямого переноса лекционно-семинарской системы в среднюю школу (например, план Трампа в США в 1960-е годы), однако подобный опыт себя не оправдал.

4. Классно-урочная система. Инициатором классно-урочной системы считается Джон Сил, ректор школы в голландском местечке Цволле. В конце XIV века этот педагог в школах объединений Братьев совместной жизни, к которому он сам принадлежал, ввёл обучение на родном языке, деление учащихся на классы, порядок их перехода в следующий класс.

Живший в XVI веке немецкий педагог и филолог Ян Штурм, будучи ректором школы в Страсбурге, впервые поделил учащихся на 10 классов, что с тех пор стало образцом для средних школ.

Известно также, что элементы классно-урочной системы применялись в православных братских школах, иезуитских коллегиумах, протестантских гимназиях.

Однако истинным создателем классно-урочной системы по праву считается Я.А. Коменский, который её теоретически обосновал, детально разработал и популяризовал в книге «Великая дидактика». Коменский ввёл в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки времени по 45 минут и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. Структурными частями урока были: 1) начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, 2) продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и 3) окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Интересно, что Я.А. Коменский был противником домашних заданий. По его мнению, школа учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.

Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила в трудах И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остаётся неизменной на протяжении более трехсот лет. Однако уже в конце XIX века она стала подвергаться критике. Основные недостатки классно-урочной системы:

· однородность содержания образования, навязываемого программой;

· несоответствие темпа обучения возможностям отдельных учащихся.

Основной путь модернизации классно-урочной системы возможно более полная реализация принципа индивидуализации обучения (содержания образования, методов, темпа прохождения учебного материала).

5. Белл-ланкастерская система (ее еще называют системой взаимного обучения) возникла в Англии в конце XVIII века в связи с возникшей на данном историческом этапе необходимостью обучать одновременно большие массы людей при нехватке учителей (например, рабочих на больших промышленных предприятиях или туземцев в многочисленных английских колониях). Авторами системы считаются священник А. Белл и учитель Д. Ланкастер. Суть системы в следующем: учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и наиболее успевающих. Эти лучшие ученики затем становились помощниками учителя (они назывались «мониторами» от лат. monitor наблюдающий, следящий) и учили, в свою очередь, младших каждый свой десяток. Учитель при этом наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками-мониторами. Таким образом, удавалось охватывать обучением одновременно шестьсот и более обучающихся.

Белл-ланкастерская система обучения применялась и на белорусских землях, а конкретно на Гомельщине, по инициативе графа Румянцева. Позднее ее использовали декабристы, обучая грамоте солдат. По этой причине система была объявлена крамольной и на территории Российской империи оказалась под негласным запретом.

6. Бригадно-лабораторная система. Возникла в конце XIX века в США. Основоположником является Дж. Дьюи. Широко применялась в 1920-е годы в СССР, на целое десятилетие практически вытеснив классно-урочную систему.

Бригадно-лабораторная система предполагала сочетание фронтальной, бригадной (звеньевой) и индивидуальной работы учащихся. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Определяя задание бригаде (звену), учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях, получивших название «учёт знаний», бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно также умаление роли учителя, низведение его функций к консультированию. Переоценка учебных возможностей учащихся и самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях, несформированности важнейших общеучебных умений.

7. Дальтон-план (лабораторный план). Название происходит от имени американского города Дальтон (Долтон), где в начале XX века учительница Хелен Паркхерст (последовательница Дьюи) создала следующую систему организации обучения. Традиционные занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали индивидуальные творчески задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Таким образом, дальтон-план одна из первых индивидуализированных систем обучения. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся было не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Поэтому широкого распространения дальтон-план не получил.

8. Виннетка-план. Автор К. Уошберн, учитель из местечка Уиннетки неподалеку от Чикаго. Время обучения поделено на две части: до обеда и после обеда. До обеда все дети изучали один и тот же материал, причем каждый из них занимался индивидуально, в оптимальном для себя темпе. После обеда дети работали в группах, возникавших на основе общих интересов, занимаясь решением разнообразных задач теоретического и практического характера. Коллективные занятия преследовали цель предупредить разобщенность учащихся, приучить их к планомерному сотрудничеству.

9. Мангеймская система. Возникла в начале XX века в немецком городе Мангейм. Основатель школьный советник Йозеф Антон Зиккингер. Сущность системы в том, что классы формируются не по возрасту учащихся, а по уровню их умственного развития.

Зиккингер создал 4 вида («ряда») классов:

1) основные классы для детей, имеющих средние способности (срок обучения 8 лет);

2) классы для малоспособных (срок обучения 4 года);

3) вспомогательные классы ― для умственно отсталых (4 года);

4) классы для наиболее способных учащихся (срок обучения 6 лет).

Отбор учащихся в соответствующие классы проводился на основе результатов психометрических обследований и характеристик учителей.

В дальнейшем мангеймская система была раскритикована по той причине, что была основана на ошибочном представлении о решающем влиянии биопсихологических факторов на конечные результаты развития учащихся и принижение роли целенаправленной учебно-воспитательной деятельности. Кроме того, система Зиккингера, независимо от его воли, превратилась в орудие классовой селекции.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что в современной дидактике понимается под термином «форма организации обучения»?

2. Назовите достоинства и недостатки фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации обучения.

3. Перечислите основные и вспомогательные формы организации обучения на I ступени общего среднего образования.

4. В чём отличие факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий?

5. В чем заключаются достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения? Какие предпринимаются меры по модернизации (усовершенствованию) классно-урочной системы обучения?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подробнее об уроке см.: материалы к практическому занятию 4 | Массивы и указатели
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.