Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование рабочего места

Типовой проект (паспорт) рабочего места рабочих и служащих включает следующие разделы:

- назначение и общие характеристики рабочего места;

- планировка рабочего места;

- мебель, оборудование и технические средства;

- функциональные обязанности (основные элементы работы);

- методы и приемы труда;

- условия труда;

- оплата труда;

- организация обслуживания;

- регламентирующая документация;

- загрузка рабочего места (нормирование);

- охрана труда и техника безопасности.

 

Исходными данными для разработки паспортов рабочих мест являются:

- типовые паспорта рабочих мест;

- модели рабочих мест сотрудников;

- штатное расписание предприятия;

- положение об оплате труда;

- схема монтажа технических средств;

- инструкции по эксплуатации;

- нормативы управленческого труда;

- инструкции по технике безопасности;

- рабочий проект здания (офиса);

- спецификация на мебель и оборудование;

- положения о подразделениях;

- должностные инструкции;

- контракты сотрудников;

- нормативы площадей на 1 сотрудника.

Методика разработки паспорта рабочего места включает в себя следующие этапы:

1. Анализ литературы, типовых проектов рабочих мест, посещение передовых офисов.

2. Расчет потребности в площадях, оборудовании, технических средствах, разработка технического задания на типовые рабочие места для подразделений.

3. Разработка технического проекта рабочего места, заказ мебели и оборудования, проведение ремонта помещений, монтаж мебели, разработка регламентирующих документов.

4. Внедрение паспорта рабочего места.

Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить напряжение и утомляемость сотрудников, наиболее экономно использовать площади и максимально повысить производительность труда персонала. Выделяют следующие основные системы планировки помещений.

1. Кабинетная, при которой структурные подразделения размещаются на отдельных этажах здания, а отделы и службы в отдельных комнатах (от 4 до 30 чел.). Достоинством системы является создание творческой обстановки и комфортных условий для малых групп сотрудников, а недостатком - увеличение затрат на отопление и освещение и удлинение маршрутов документопотоков.

2. Зальная, при которой структурные подразделения и производства размещаются в больших залах (на этажах) здания с количеством сотрудников более 100. Эти помещения обязательно оборудуются искусственным освещением, кондиционированием воздуха и звукоизоляцией. Их достоинством является снижение затрат на строительство и эксплуатацию помещений, уменьшение площадей на одного служащего, обеспечение рациональной технологии управления. Главный недостаток - невозможность создания интимной творческой обстановки, особенно для ученых и руководителей, и избыточный шум в зале.

3. Ячеистая, при которой в большом зале размещаются сотрудники подразделения, а помещения для руководителей отделов и служб формируются с помощью специальных передвижных перегородок из рифленого стекла высотой 1,5 - 2,0 м. Применение перегородок создает благоприятную обстановку для сотрудников отдела, у которых своя «ячейка». В то же время руководитель подразделения может свободно наблюдать за работой отделов и служб, а также за дисциплиной труда. Эта система широко применяется в крупных западных компаниях.

Примеры размещения рабочих мест приведены в приложении 8.2.

При распределении помещений рекомендуется соблюдать следующие правила.

- В первую очередь размещать крупные структурные подразделения (администрация, канцелярия, бухгалтерия, отделы маркетинга, кадров), учитывая возможность их расширения.

- Смежные отделы и службы размещать рядом друг с другом, чтобы минимизировать время на обмен информацией.

- Отделы, связанные с приемом посетителей (сбыт, кадры, бухгалтерия), должны размещаться рядом со входом, лифтом и лестничной площадкой.

- Складские, множительные и транспортные подразделения должны быть изолированы от приема посетителей и офисных помещений.

- Туалеты и курительные комнаты должны быть на каждом этаже и легко доступны клиентам и сотрудникам.

Планировка рабочих мест осуществляется исходя из площади помещений, числа сотрудников, норматива площадей на 1 сотрудника и проектируемой мебели и оборудования:

- общая и полезная площади здания, а также планировка комнат определяются по рабочим чертежам здания;

- число сотрудников определяется штатным расписанием предприятия;

- нормы площадей на одного сотрудника различны в разных странах.

В табл. 8.1 приведены принятые в различных странах нормы площадей для размещения персонала в зависимости от категории руководителей и специалистов.

Таблица 8.1

Нормы площадей для размещения служащих в различных странах (м2)

 

Категория служащих Россия США Англия Германия Италия
Руководитель предприятия 24-55   37-42 40-50 40-50
Заместитель руководителя 12-35 15-25 23-32 25-30 35-38
Начальник отдела 8-24 7-9 18-23 15-25 15-20
Главный (старший) специалист 8-12 6-8 8-11 8-15 8-12
Специалист 4-8 4-6   2-4  
Секретарь 3-4 4-5 4-6 3-5 4-5

Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения простых правил организации рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата. При планировке целесообразно сразу определить, кто из руководителей предприятия и его заместителей будет иметь отдельные кабинеты. Начальникам отделов лучше сидеть непосредственно в отделах: это улучшит управляемость и дисциплину.

Основные правила организации рационального рабочего места специалиста представлены в приложении 8.3.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ рабочего места | Общие понятия. Профориентация персонала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.