Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание, практика, опыт

Человек активно действует в сфере духовной культуры, связан с природой, событиями общественной жизни, с миром, находясь с ним в постоянном взаимодействии через потребности (от физиологических до утонченных духовно-душевных). Мы преобразуем мир, постигаем его тайны для удовлетворения материальных и духовных потребностей. В этом исторический смысл возникновения познания и наук. Астрономию и часы вызвала к жизни потребность мореплавания; потребности земледелия породили геометрию; география возникла в связи с описанием Земли, механика - со строительным искусством, а медицину вызвала к жизни потребность освободить людей от недугов, облегчить их страдания. С развитием общества потребности расширялись, вызывая к жизни новые средства и пути познания.

Материализм связывает познание с практикой. Практика - чувственно- предметная деятельность людей, их воздействие объект с целью его преобразования для удовлетворения своих потребностей. В процессе преобразование действительности человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры. Практика и познание – две стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Ее отличие от познания в изменении природы, создании культуры, в процессе чего преобразуется человек.

Формы практики: 1) материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; 2) социальное действие (преобразование общества, изменение общественных отношений); 3) научный эксперимент - деятельность, направленная на создание условий, позволяющих исследовать объективный мир.

Функции практики в процессе познания:

1) Практика - источник познания, почти все знания вызваны к жизни ее потребностями; дает познанию фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке; питает познание, не дает ему отрываться от реальной жизни.

2) Практика - основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, ступени познания; обеспечивает познание техническими средствами, приборами.

3) Практика - цель познания, сфера приложения знаний, направление и регулирование деятельности, удовлетворение материальных и духовных потребностей.

4) Практика - критерий истины (мерило, отделяющее истинные знания от заблуждения), но не единственный, т.к. не все знания можно проверить на практике (микромир, макромир), и тогда они доказываются теоретически и логически. В практике объективность знания может приобрести форму чувственной достоверности. Результаты познания, которые прошли через очистительный огонь практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от заблуждений.

Человек постигает действительность не в одиночку: когда говорят, что познание истины основано на опыте, то имеют в виду наследственную информацию, опыт веков. Опыт индивидуального существа недостаточен для постижения истины.

Каждая область научного знания, раскрывая закономерности, объясняя явление, участвует в создании единой картины мира, в формировании мировоззрения. Ответ на вопрос, кто мы, для чего явились в мир имеет метафизический и практический смысл. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо, но и изменяет окружающие предметы, выявляет их стороны, которые не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь. Вслед за познанием сил природы и общества происходит практическое овладение ими. Науки о природе и науки об обществе имеют основой практику.

Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то говорят о фальсификации знания. Нельзя фальсифицировать существование Бога, но поддается фальсификации гипотеза о существовании жизни на Марсе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Представления о сущности процесса познания в истории философии | Субъект и объект познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.