КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие методологии педагогики. Методы педагогических исследований
Структура содержания педагогики Педагогика является комплексной, многогранной наукой, объединяющей систему педагогических дисциплин. В структуру содержания педагогики как науки входят: ♦ общая педагогика — изучает основные закономерности педагогического процесса и его слагаемые: обучение и воспитание; ♦ возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых) — изучает особенности педагогического процесса с учетом возраста учащихся, возрастные аспекты обучения и воспитания; ♦ коррекционная педагогика изучает особенности организации педагогического процесса с учащимися, имеющими отклонения в развитии (сурдопедагогика — обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика — обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика - обучение и воспитание умственно отсталых детей); ♦ сравнительная педагогика — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса (образовательных и воспитательных систем) в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой; ♦ история педагогики — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в различных исторических эпохах, развитие педагогических идейи практики обучения и воспитания в прошлом; ♦ социальная педагогика — изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса вне учебного заведения, исследует влияние социума (семьи, общественно-политических объединений, неформальных групп и т. д.) на развитие участников педагогического процесса, изучает возможности общества, государства в целенаправленном развитии человека;
♦ профессиональная педагогика — изучает закономерности, особенности организации педагогического процесса, осуществления профессиональной педагогической деятельности в различных видах профессиональной деятельности, где она (педагогическая деятельность) не является ведущей функцией (спортивная, военная, медицинская педагогика); ♦ частнопредметная педагогика (частные методики, предметные дидактики) — изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса при изучении отдельных учебных дисциплин (методика преподавания физики, географии, математики, педагогики, психологии и т. д.). Процесс дифференциации содержания педагогической науки является перманентным, он продолжается.
Методология является учением о системе принципов и способов организации теоретической и практической деятельности. Это учение о научном методе познания, совокупности разнообразных методов и приемов осуществления исследования. Методология науки дает характеристику компонентов исследования — объекта и предмета, цели и задач, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также определяет последовательность действий в процессе решения исследовательских задач. Методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности, слагаемых педагогической действительности, педагогического процесса. Функции методологии педагогической науки (педагогики): 1) Гносеологическая (познавательная) функция реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических процессов; 2) Праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
3) Аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.; 4) Рефлексивная функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствование системы метода педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки; 5) Функция нормативного предписания показывает, «что должно быть и как»; 6) Эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки. Основные методологические подходы в педагогике: 1. Системный представляет собой анализ внутренних и внешних связей и отношений объекта, всех его элементов с учетом их места и функций. 2. Личностный предполагает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. 3. Деятельностный заключается в рассмотрении объекта в рамках системы деятельности, ее происхождения, эволюции развития. 4. Диалогический в нем личность рассматривается как система характерных для нее отношении, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. 5. Аксиологическии (ценностный) направленна признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования. 6. Культурологический утверждает, что освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры. 7. Антропологический предполагает, что при построении педагогического процесса должны быть учтены данные всех наук о человеке. 8. Этнопедагогический заключается в организации процесса воспитания с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи, привычки народа.
Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |