Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество как экономическая категория и объект управления




Введение в управление качеством

Современные предприятия определяют качество как неотъемлемый, важный компонент, обеспечивающий конкурентоспособность и долгосрочное существование предприятия в условиях рынка и рыночных отношений. Многие отождествляют понятие «конкурентоспособность» и «качество», говоря об их взаимосвязи как следствии, когда от качества продукции, услуг предприятия зависит его конкурентоспособность на рынке. Между тем качество как экономическая категория имеет множественность трактовок, объединяя в себе различие представлений о нем в определенные периоды времени и в конкретных ситуациях.

Качество – одна из основных, емких категорий, используемая в различных науках. Российская академия качества сформулировала концептуальное определение качества[1], в соответствии с которым:

Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

С экономических позиций в западной практике группировка определений качества осуществлена Д.Гарнером, и она может рассматриваться как исчерпывающая. Все определения качества им были выделены в пять групп, исходя из пяти признаков, их объединяющих. К ним относятся:

1. Абстрактность. Согласно этому взгляду, качество абстрактно и может быть распознано только экспериментально. Другими словами, «определить качество нельзя, но, увидев, вы его узнаете».

2. Ориентированность на продукт. Качество продукции можно определить с помощью количественных характеристик. Для товаров эти характеристики могут включать срок полезного использования, количество желаемого ингредиента (например, «100% хлопка») и пр. Основанные на измеряемых характеристиках, критерии количественной оценки придают объективность оценке качества. Недостаток определения, основанного на продукте – предположение, что все клиенты желают одних и тех же характерных признаков, т.е. не учитываются различия во вкусах и предпочтениях отдельных потребителей.

3. Ориентированность на потребителя. С этим подходом согласуется определение качества как «пригодности к использованию». Субъективность такого подхода порождает две задачи: (1) как решить, какими характеристиками должен обладать товар или услуга, чтобы апеллировать к наибольшему числу клиентов, (2) как различить те характеристики, которые обеспечивают удовлетворение, и те, что подразумевают качество.

4. Ориентированность на производство. Определения, ориентированные на производство, рассматривают качество как результат процесса разработки и производства. Согласно такому подходу, качество является «соответствием технических требований». Недостаток такого подхода в том, что пока технические требования (спецификации) не основаны на потребностях и предпочтениях клиентов, качество остается внутренней задачей, которая помогает упростить контроль производства, но не дает клиентам того, что они хотят.

5. Ориентированность на создание ценности. Этот подход включает ценность и цену в определение качества. Качество определяется как баланс между исполнением и приемлемой для клиента ценой.

В отечественной практике в определении качества как экономической категории превалировали в разное время отличные друг от друга представления, являющиеся ключевыми. Так, в условиях командно-административной экономики под качеством понималось следующее.

Качество – есть соответствие характеристик продукта требованиям стандартов.

В этом определении речь идет о системе норм, стандартов, соответствии этой системе, а качество рассматривается с позиции производителя. Дело в том, что производимая продукция поставлялась потребителю в четко намеченных, заранее спланированных объемах, определяемых свыше. О необходимости производства того или иного продукта судили исходя из возможностей его производства, ресурсного обеспечения и пр. Таким образом, потребитель практически не влиял на решение о производстве, и его субъективные суждения о качестве не принимались в расчет. В стране действовала мощная национальная система стандартов, являющаяся весьма прогрессивной на тот момент времени. Производителю в то время было возможно диктовать свою цену, способствующую получению желаемой прибыли от реализации продукции. Издержки проектирования и производства не были главной заботой производителя, а рынок позволял поддерживать цену на желаемом для производителя уровне, делая фактически существующий рынок - рынком производителя. Таким образом, в рамках командно-административной экономики понятие качества рассматривается с позиции производителя.

С развитием рыночных отношений произошло переориентирование на удовлетворение нужд и пожеланий потребителя, и рынок производителя трансформировался в рынок потребителя.

Сегодня на рынке присутствует огромное количество высококачественных товаров, и у потребителя существует выбор между не только товарами, но, прежде всего, фирмами, конкурирующими между собой. Цена на конкурентном рынке является заданной величиной, ее варьирование возможно в небольших пределах. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя. Определение качества с позиции потребителя заложено в международных стандартах, и национальных стандартах, соответствующих международным, так в стандарте ИСО-8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», приведено следующее определение:

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Подчеркивающим субъективность понятия качества, формирующегося в глазах потребителя при приобретении продукта и его использовании (эксплуатации), может быть следующее определение:

Качество - есть обладание объекта (продукта) необходимыми характеристиками, делающими его в понятии индивидуума полезным к использованию.

При этом представление о полезности к использованию, ценности продукта может быть различным настолько, что в отличие от другого, один индивид предпочтет не приобретать продукт, сочтет продукт ненужным, либо же, наоборот, решить потратить на него большую сумму денег и немало времени проведет в поисках этого продукта. Для кого-то качество продукта будет означать его повышенную стоимость, и это нередко подчеркивается в рекламных слоганах. Другие больше ориентируются на технические характеристики и возможности продукта, выбирая более лучший из представленных, обозначая его как более качественный.

Таким образом, на один и тот же предмет существует огромное различие мнений, причем каждый из отдельно взятых индивидов имеет свое представление о продукте с позиции ожидаемой им ценности (необходимости иметь подобную вещь и соответствии ее характеристик его ожиданиям) и стоимости данной вещи.

В мировой практике сегодня понятие качества не является объективной и нейтрально значимой характеристикой. В стандартах серии ISO 9000:2000 вводится следующее понимание качества как «степень, в которой комплекс соответствующих характеристик отвечает необходимым требованиям». Одновременно, в том же определении подчеркивается, что «требования... устанавливаются различными заинтересованными сторонами». Следовательно, определяющей качество характеристикой является индивидуальная ценность потребления, учитывающая интересы различных сторон, нежели чистая стоимость потребления, подвергаемая объективной проверке (например, прочность, износоустойчивость продукции и пр.). И это одинаково как в отношении осязаемых продуктов, так и в отношении неосязаемых услуг – сервисных услуг, послепродажного облуживания и пр.

Таким образом, понятие качества является выражением тесных связей между организацией и всеми группами заинтересованных сторон цепочки производство-потребление. В более общем виде, качество может определяться следующим образом:

Качество является оптимальным удовлетворением всех требований (признаков) всех групп потребителей деятельности организации, при котором возможно долгосрочное существование данной организации.

Такое понимание качества расширяет целевую установку менеджмента качества. В центре внимания при этом ставится постоянное выравнивание всех действий организаций на соответствие между изменяющимися потребностями групп потребителей и условиями существования организации.

 

В Таблице 1 приведены различные формулировки понятия качества[2]. Множественность формулировок отражает различные подходы специалистов, учитывающие специфику научного и практического знания в определенное время.

Таблица 1

Различие трактовок понятия качества

 

Источник Определение  
Э. Шухарт (1931 г.) Качество имеет два аспекта: - Объективные физические характеристики, - Субъективная сторона: насколько вещь «хороша».
К. Исикава (1950 г.) Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей.
Дж. Джуран (1979 г.) Качество характеризуется как: - Пригодность для использования (соответствие назначению), - Субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
Ф. Кросби Качество есть соответствие требованиям.
А. Фейгенбаум Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром, и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований.
Дж. Харрингтон Качество может пониматься как удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене.
ГОСТ 15467-79 Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Международный стандарт ISO 8402-86 Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

 

В последнее время обозначается изменение ключевых позиций в вопросах качества, чем показательна практика работы известных мировых корпораций, концернов (фирм Toyota, Mitsubishi, Jeneral Electric и пр.). Так, осуществляется переход от качества продукции и качества работ (процессов), к качеству людей (исполнителей - сотрудников организации). От качества людей в первую очередь зависит качество организационной работы. Компания, способная «встроить» качество в своих сотрудников, уже прошла половину пути к производству качественной продукции. В 1983 г. французский антрополог Клод Леви-Стросс[3] на международном симпозиуме, посвященном производительности в Японии, отметил:

«В центре внимания этого форума должно быть, в первую очередь, не повышение производительности продукции, а повышение производительности систем. Можно сказать, что сегодня этому мешает не столько недостаточное количество произведенных товаров, сколько тот факт, что мы продолжаем зависеть от старой технической системы, на которую опирались наши предки: в отношении использования природных ресурсов мы по – прежнему хищники.

Чтобы создать более совершенные системы, общество должно меньше заботиться о производстве все возрастающего количества товаров, задумавшись вместо того о формировании людей более высокого качества – иными словами, таких, которые способны построить такие системы».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.