Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Экология — это наука, изучающая отношения организмов с окружающей средой




Экология — это наука, изучающая отношения организмов с окружающей средой. В идеале она стремится раскрыть и познать все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания.

Чисто экологические исследования начали появляться в начале XX века; год от года они все более развивались, а в последние десятилетия получили громадный размах. Большое значение экологии, как одной из перспективных наук, по-настоящему стали понимать лишь недавно. В самом деле, долгое время человек нещадно эксплуатировал природу, считая, что она неистощима и что его действия только способствуют ее улучшению. Это — примитивное представление, распространенное среди малочисленных народов, лишенных мощных средств воздействия на природу. Однако за последние столетия численность населения земного шара возросла в такой пропорции, а потребности человечества в пище и сырье увеличились настолько, что человек совершенно преобразовал обширные районы нашей планеты. Использование природных богатств человеком осуществлялось, к сожалению, при полном незнании законов природы. Поэтому оно часто приводило к тяжелым и непоправимым последствиям. Это выразилось, в частности, в истощении природных ресурсов и загрязнении внешней среды отходами хозяйственной деятельности.

Доказано, что использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы приводят к тяжелым, непоправимым последствиям. И международный опыт, и опыт нашей страны дают немало печальных примеров. Одним из них является судьба Аральского моря, погибшего по вине людей, слишком поздно осознавших угрозу, которая подстерегала их самих вследствие неразумного использования водных богатств рек Сырдарьи и Амударьи. Все знают о серьезной опасности, которая нависла над обитателями и качеством вод таких крупных водоемов, как Байкал, Ладожское озеро, Волга. Ученые констатируют, что угрозе загрязнения подвергается большинство водоемов страны. Загрязнена атмосфера и нарушены условия жизни в большинстве крупных городов и вокруг них. Огромные территории стали опасны для проживания людей в результате Чернобыльской катастрофы.

Поэтому основы экологии как науки о нашем общем доме Земле должен знать каждый человек планеты.

Знания основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку; они помогут каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.

Экология наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.

 

§1. История науки

Большое влияние на мировоззрение ученых современной эпохи оказали древнегреческие ученые. Так, например, Аристотель в «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, а так же плавающих, летающих, ползающих. Его внимание привлекали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия в питании и т. д.

Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как Теофраст, Плиний Старший в его знаменитой «Естественной истории».

Открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Ученые и путешественники не только описывали внешнее и внутреннее строение растений, но и сообщали сведения о зависимости растений от условий произрастания или возделывания. Описание животных сопровождалось сведениями о их поведении, повадках, местах обитания.

Английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент; он опубликовал результаты сравнительного изучения влияния низкого атмосферного давления на различных животных.

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые, как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь природы Жорж Бюффон, в трудах которых подчеркивалось ведущее значение климатических факторов. Особенно большой интерес представляют сочинения Линнея «Экономия природы» и «Общественное устройство природы». Под «экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел, он сравнивал природу с человеческой общиной, живущей по определенным законам.

Важные наблюдения, оказавшие влияние на развитие экологии, были выполнены учеными Российской Академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины XVIII в: Степан Петрович Крашенинников («Описанием земли Камчатки»), Иван Иванович Лепехин («Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства»), академик Петр Симон Паллас («Описание животных российско-азиатских»).

Большое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк, считавший, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.

Профессор Московского университета Карл Францевич Рулье подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.

Большое значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Николая Алексеевича Северцова.

Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарлза Дарвина – основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Термин «экология» впервые употребил знаменитый немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. (в труде «Всеобщая морфология»), образовав его от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих в переводе «наука о местообитании». Э. Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которых прежде всего интересуют все стороны жизни биологических организмов.

Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Большой вклад в ее развитие в XX в. внесли всемирно известные ученые-ботаники Климент Аркадьевич Тимирязев, Фредерик Клементс и ряд других.

Работы Василия Васильевича Докучаева положили начало широким геоботаническим исследованиям и науке о ландшафтах. Развитый В.В. Докучаевым целостный подход к изучению природных комплексов имеет большое значение для экологии и естествознания в целом, так как непосредственно входит в основание учения о биосфере.

Крупнейший русский ученый XX в. Владимир Иванович Вернадский создает учение о биосфере. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. В конце жизни В. И. Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», то есть сфера разума.

Наряду с разработкой учения о биосфере в недрах биологии шло становление самостоятельной естественно-исторической дисциплины – биогеоценологии. Создателем ее был Владимир Николаевич Сукачев. Главной задачей биогеоценологии В.Н. Сукачев назвал вскрытие закономерностей, управляющих процессами превращения вещества и энергии в дискретных участках биосферы биогеоценозах. Современная экология немыслима без учения о биогеоценозах.

 

Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с осознанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.

 

§2. Предмет, задачи и основные разделы экологии

Эрнст Геккель во «Всеобщей морфологии организмов» (1866) приводит следующее определение экологии:

«…Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всех взаимоотношений животного с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно его дружественные или враждебные отношения с животными и растениями, с которыми оно вступает в контакт. Одним словом, экологияэто наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование…».

Изучая отношения живых существ со средой, экология не является лабораторной наукой, т.к. связи организмов с их средой обитания могут быть изучены во всей полноте лишь в природной обстановке. Невозможность экспериментальной проверки заставляет переводить наблюдаемые факты на язык математических моделей. Конечно, никогда не надо забывать, что математические расчеты представляют собой всего лишь модель, т. е. весьма приблизительное отображение реальных событий. Фактически они выражают только исходные гипотезы.

В настоящее время могут быть выделены несколько разделов «большой» экологии. Каждый раздел имеет свои подразделения и связи с другими частями экологии и смежными науками (рис. 1).

Рис. 1. Подразделения современной экологии и их связи с другими дисциплинами

Общая экология посвящена объединению разнообразных экологических знаний на едином научном фундаменте. Ее ядром является теоретическая экология, которая устанавливает общие закономерности функционирования экологических систем, в том числе эколого-экономических и природно-хозяйственных систем.

Биоэкология — основа всей экологии. Главная ее часть — экология естественных биологических систем:

Как упорядочить такой исключительно сложный комплекс, как среда, окружающая каждое животное и каждое растение? Иными словами, какие подразделения можно в ней выделить в целях изучения? Следуя советам Декарта (XVII в.), в познании надо идти от простого к сложному. Если мы примем этот путь изучения среды, то последовательно столкнемся с различными разделами экологии; некоторые из них уже приобрели специальные названия.

Рассмотрим прежде всего какой-нибудь один вид, а в нем одну особь, мысленно изолировав ее от остального мира организмов. Представим ее находящейся под воздействием физических и химических условий окружающей среды. Эта особь будет испытывать влияние определенного числа так называемых абиотических (т. е. не связанных с живой материей) факторов. Главными из них окажутся факторы, определяемые различным климатом, который господствует на поверхности нашей планеты, – температура, влажность, освещенность, ветер и т. п. Интуитивно мы сознаем, что именно от этих факторов зависит географическое распространение видов; они имеют, таким образом, первостепенное значение. Кроме того, для наземных животных и особенно обитателей почвы, а также для всех растений важную роль играют физические и химические свойства почвы; их называют эдафическими факторами. Наоборот, для водных организмов почва обычно не имеет особого значения, зато решающую роль приобретает вода как единственная среда обитания. Физико-химические факторы, относящиеся к воде, называются гидрографическими. Совокупность различных факторов, действующих на изолированную особь, а также совокупность реакций особи на эти факторы представляют собой первое и наиболее простое подразделение экологии. Оно довольно тесно связано с физиологией, и потому в нем часто успешно используется техника лабораторных анализов.

Перейдем к следующему подразделению, соответствующему большей степени сложности. Предположим, что влияние факторов среды на особь данного вида хорошо известно (на самом деле это влияние изучается более или менее независимо), и будем рассматривать особь не изолированно, а в составе популяции таких же особей, относящихся к одному виду. Последние вступят с ней в те или иные отношения, и ее окружение будет, очевидно, изменено. Наша особь начнет размножаться. Теперь мы будем рассматривать обитателя территории не как единственного представителя вида, а как члена популяции. Конечно, каждая особь по необходимости подвергается воздействию абиотических факторов, но на этой стадии изучения возникают иные проблемы, относящиеся к области демографии, или учения о популяциях. Именно на этой стадии экологии математические модели могут оказаться наиболее полезными.

И наконец, наиболее сложная стадия: популяция одного вида должна быть теперь сопоставлена со всеми остальными популяциями, относящимися к различным видам, обитающим в той же среде. Такие популяции называют симпатрическими, так как они размещаются на одной территории. Нетрудно понять, что изучение взаимоотношений всех популяций – а их обычно бывает много – сопряжено с огромными трудностями. Между некоторыми популяциями практически нет никаких отношений, зато между другими они носят жизненно важный характер; одни питаются за счет других, и нам придется уделить особое внимание вопросам хищничества и паразитизма, а также борьбы между видами за общую пищу. Математические модели здесь также могут оказаться очень полезными.

Изучение совокупности абиотических факторов и факторов демографических, называемых часто внутривидовыми биотическими факторами (поскольку они связаны с существованием живого, но действуют только в пределах одного вида) и действующих на один как бы изолированный вид, составляет предмет аутэкологии.

Взаимодействия между популяциями столь сложны, что они не поддаются не только полному, но даже сколько-нибудь удовлетворительному анализу. Поэтому не остается ничего другого, как, минуя подобный анализ, ограничиться рассмотрением обмена веществ и энергии в среде, населенной многочисленными популяциями, а также определением общего баланса, этим занимается демэкология. На более высоком уровне синэкологию интересует то, что происходит уже не в ограниченной среде, а в совокупности сред, образующих биосферу, иначе говоря, интересует все, что составляет основу жизни на Земле.

В природе совместно обитающие популяции различных организмов всегда образуют определенное единство, называемое сообществом, или биоценозом (от греческих слов биос – жизнь и ценоз – общее). Сообщество довольно устойчивое биологическое образование, так как обладает способностью к самоподдержанию своих природных свойств и видового состава при внешних воздействиях, вызываемых обычными изменениями климатических и других факторов. Устойчивость сообщества определяется не только устойчивостью входящих в него популяций, но и особенностями взаимодействия между ними. Изучение сообществ позволяет более точно определять причины изменений численности отдельных групп организмов, правильно организовывать ведение сельского, охотничьего или лесного хозяйства, разрабатывать способы борьбы с инфекциями, планировать размещение населенных пунктов и т. д. Здесь мы сталкиваемся со следующим, еще более сложным разделом экологии – экологией сообществ.

Экологией биоценозов занимается синэкология.

Но и сообщество не может существовать изолированно от окружающей среды, поскольку взаимоотношения популяций часто осуществляются через элементы неживой природы или очень сильно зависят от нее. Сообщество пребывает в некотором пространстве со свойственным для него набором условий, например географических, физических, химических, биологических, климатических. Многие из этих условий определяются деятельностью самих живых организмов: микроклимат леса во многом зависит от состава растительности, свойства почвы от деятельности микроорганизмов, прозрачность воды от плотности (количества) микроскопических водорослей и т. д.

Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопом (от греческих слов биос – жизнь и топос – место). Биотоп вместе с сообществом образуют экологическую систему, проще экосистему, в которой длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

Экосистемы являются тем, что мы обычно называем окружающей нас природой. В отличие от популяции или сообщества экологическую систему можно считать самостоятельным объектом в ней имеется все, что необходимо для ее существования. Поэтому изучение экосистем – биогеоценология – центральный раздел экологии, а сами они ее главный предмет.

Совокупность всех экосистем Земли, в пределах трех геосфер (литосферы, гидросферы, атмосферы), с которыми взаимодействуют живые организмы, образует самую крупную экологическую систему Земли, называемую биосферой (от греческих слов биос – жизнь и сфера – шар). Изучение биосферы наивысший по сложности раздел экологии, именуемый глобальной экологией.

Геоэкология изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности и влияния географических факторов. В нее входят: экология обитателей разных сред (наземной, почвенной, пресноводной, морской, преобразованной человеком); природно-климатических зон (тундры, тайги, степи, пустынь, тропических лесов и др.); ландшафтов (речных долин, морских берегов, болот, островов, гор, коралловых рифов и т.п.). К геоэкологии относится также экологическое описание различных географических областей, регионов, стран, континентов.

Одно из них ставит в центр внимания изучение человека. Эту отрасль экологии, использующую экологический подход применительно к человеческому обществу, называют сейчас наукой об окружающей среде, или экологией человека.

Социальная экология как часть экологии человека – это объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения.

Прикладная экология – большой комплекс дисциплин, связанных с разными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой. Она формирует экологические критерии экономики, исследует механизмы антропогенных воздействий на природу, окружающую человека среду, следит за качеством этой среды, обосновывает нормативы неистощительного использования природных ресурсов, осуществляет экологическую регламентацию хозяйственной деятельности, контролирует экологическое соответствие различных планов и проектов, разрабатывает технические средства охраны окружающей среды и восстановления нарушенных человеком природных систем.

Выделяются следующие прикладные разделы экологии:

· Инженерная экология – изучение и разработка инженерных норм и средств, отвечающих экологическим требованиям произ­водства в строительстве, добывающей и перерабатывающей промышленности, в энергетике, на транспорте. Это контроль и регламентация материально-энергетических потоков производства и техногенных эмиссий (т.е. испускания, выброса побочных продуктов) от различных инженерных объектов; экологическая безопасность технологических процессов, сооружений, машин и изделий; оптимизация отраслевой структуры промышленных комплексов и размещения мощностей строительства и эксплуатации гражданских и хозяйственных объектов. Инженерной экологии приходится также иметь дело с влиянием экологических факторов и различных живых организмов на инженерные объекты.

· Сельскохозяйственная экология в своей значительной части сливается с биологическими основами земледелия (агроэкология) и животноводства (экология сельскохозяйственных животных).

· Биоресурсная и промысловая экология изучает условия, при которых эксплуатация биологических ресурсов природных экосистем (лесов, континентальных водоемов, морей, океана) не приводит к их истощению и нарушению, утрате видов, уменьшению биологического разнообразия. В задачи этой дисциплины входит также разработка методов восстановления и обогащения биоресурсов, научное обоснование интродукции и акклиматизации растений и животных, создания заповедников.

· Экология поселений, коммунальная экология – разделы прикладной экологии, посвященные особенностям и влияниям различных факторов искусственно преобразованной среды обитания людей в жилищах, населенных пунктах, в городах (урбоэкология).

· Медицинская экология – область изучения экологических условий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе хронических заболеваний, обусловленных природными факторами и неблагоприятными техногенными воздействиями среды. Медицинская экология включает в качестве раздела рекреационную экологию, т.е. экологию отдыха и оздоровления людей, смыкающуюся с курортологией.

Итак, экология наука, изучающая взаимоотношения живых организмов (включая человека) между собой и с окружающей средой. При этом объекты ее изучения не только отдельные организмы, но, главным образом, их популяции, сообщества в определенных средах обитания, то есть природные экологические системы, развивающиеся и действующие по своим законам.

В современной экологии, науке об окружающей среде сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы.

1. Согласно одному подходу эти взаимоотношения строятся по правилам, которые устанавливает сам человек. Овладевая законами природы, подчиняя их своим интересам, опираясь на свой разум, социальную организацию и технологическую мощь, человек считает себя свободным от давления большинства тех сил, которые действуют в живой природе. Законы, управляющие жизнью природных сообществ, не распространяются на человека или по крайней мере играют подчиненную роль по отношению к законам жизни людей. Человеческое общество и живая природа рассматриваются как две разные системы, внутренние связи в каждой из которых сильнее, существеннее, чем связи между ними. Проблемы окружающей среды представляются исключительно следствием неправильного ведения хозяйства, его чрезмерной ресурсоемкости и отходности и выглядят принципиально устранимыми путем технологической реорганизации и модернизации производства. Считается, что законы природы не могут и не должны мешать экономическому росту, научно-техническому и социальному прогрессу человечества. А живая природа в силу своей выносливости будто бы может приспособиться к деяниям человека на планете, перейдя на новый уровень организации и функционирования.

Этот подход называют антропоцентрическим или технологическим, т.е. ставящим человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем. Он характерен для многих политиков, экономистов, хозяйственников и пред­ставляется естественным для большинства инженеров.

2. Согласно другому подходу человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экологических законов и в своих взаимоотношениях с природой вынужден принимать ее условия. Развитие человеческого общества рассматривается как часть эволюции природы, где действуют законы экологических пределов, необратимости и отбора. Возникновение проблем окружающей человека среды обусловлено не только ее загрязнением, но и антропогенным, т.е. порожденным самим человеком превышением порога выносливости биосферы, нарушением ее регуляторных функций. Последние не могут быть восстановлены или изменены только технологическим путем. Прогресс цивилизации ограничивается экологическим императивом – безусловной зависимостью человека, человеческого общества от состояния живой природы, требованием подчинения ее законам.

Это – биоцентрический, или эксцентрический, подход, ставящий в центр экологических проблем выносливость живой природы и зависимость от нее человеческого общества. Он характерен для профессиональных экологов и системных аналитиков, воспринявших экологическую ориентацию глобальных проблем.

Все чаще экология квалифицируется как система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы. Известный американский эколог Ю. Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его фундаментальной «Экологии» (1986) она трактуется уже как междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи. Это очень широкое определение, отражающее холистический подход. Но оно больше других соответствует сегодняшнему широкому пониманию экологии.

Экологией сейчас часто называют охрану окружающей человека среды, а иногда и просто состояние этой среды. Это неправильно. Даже при обиходном понимании экологии не стоит приписывать название большой науки категориям элементарной чистоплотности. Экология не нужна для уборки улиц, обустройства свалки, хлорирования воды, установки дымового фильтра или задержания браконьеров. Это организационные и технические проблемы. Экология нужна раньше – для комплексного обоснования средозащитных и природоохранных мер и действий. Разделы прикладной экологии и практика охраны окружающей среды тесно связаны между собой, но это не одно и то же.

Охрану окружающей среды часто смешивают с охраной природы, ошибочно считая эти понятия равнозначными. По отношению к современному человеку они далеко не совпадают, так как в его среде содержится уже очень много искусственно созданных, неприродных компонентов. Окружающая человека среда все заметнее вытесняет природную среду. Конечная цель охраны окружающей среды и охраны природы одна и та же: сохранение здоровья и благополучия людей. Но концептуальные подходы различны.

Основания охраны природы формируются со стороны биосферных процессов, биологического разнообразия, состоянии природных экологических систем и их сохранения, поскольку их самоценность тесно связана с благополучием людей. Охранять природу – означает регламентировать, ограничивать или запрещать изъятие природных ресурсов, не допускать нарушения природных систем.

Основания охраны окружающей среды формируются в первую очередь со стороны безопасности и потребностей человека. Охранять среду – означает не допускать появления в среде обитания людей вредных для здоровья агентов.

Эти подходы соотносятся по существу как стратегия и тактика, как выбор долговременного поведения и первоочередных решений. Они не могут быть разъединены: загрязнение окружающей человека среды наносит вред другим организмам и живой природе в целом, а деградация природных систем ослабляет и: способность к естественному очищению среды. Но всегда следует помнить, что сохранить качество окружающей человека среды не возможно без участия природных экологических механизмов.

 

§3. Связь с другими науками

В качестве самостоятельней науки экология оформилась лишь в XX в., но факты, составившие ее содержание, с давних времен привлекали внимание человека.

Всем известно, что тот или иной вид животных или растений встречается не повсеместно. Одни растения растут только по берегам водоемов, другие – под покровом леса. Даже рыболов-новичок не рассчитывает поймать сазана в горном потоке, а форель – в пруду с илистым дном. Каждый знает также, что на берегах Северного Ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. Интуитивно все понимают, что если данные растения или животные живут в одних местах и не встречаются в других, то это происходит потому, что только там они находят необходимые для своего существования условия. Это соображение относится к наиболее простым и очевидным положениям экологии.

На заре развития ботаники и зоологии внимание было всецело сосредоточено на систематике и строении организмов. Но как только появились первые сочинения по флоре, описания каждого вида стали сопровождаться кратким указанием места его произрастания. В зоологии также быстро пришли к тому, что образ жизни животного – важная составная часть его описания. Долгое время термин «биология» употребляли в значении расплывчатого понятия об образе жизни для обозначения тех сведений о виде, которые не относятся к морфологии и анатомии. Большинство таких сведений относится, по существу, к экологии.

Наука, изучающая распространение живых существ на поверхности Земли, носит название биогеографии. Можно подумать, что ее предмет совпадает с экологией. Однако это не так. Следует признать, конечно, что распределение организмов по разным областям земного шара обусловлено в основном различием господствующих в них условий среды, и прежде всего условий климатических. Но на распределении организмов сказываются также и факторы исторические, связанные с самой историей нашей планеты. Геологические преобразования поверхности земного шара, образование цепей гор, разобщение морей, а также многовековая эволюция флоры и фауны – все это ограничило распространение биологических видов определенными областями, которые в силу материальных причин не имели возможности проникнуть в эти уголки. Это нетрудно понять, если вспомнить о случайных заносах видов в другие области земного шара, к которым причастен сам человек. Как правило, заносы заканчиваются гибелью особей, но если виды встречают в новых местах благоприятные условия, то размножаются в катастрофических масштабах. Так было с кроликами, завезенными в Австралию, и колорадским жуком – вредителем картофеля, завезенным случайно из Америки в Европу.

Другой соседней с экологией, но совершенно отличной от нее наукой является этология, занимающаяся изучением поведения животных, особенно с развитой психикой. Разумеется, поведение проявляется в определенных условиях среды, именно в тех, в которых живет вид и которые изучает экология, и может быть изменено этими условиями.

Рис. 2. Источники и слагаемые современной экологии в процессе экологизации знаний и практики

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.