Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав информационных продуктов и услуг




Особенности информационного продукта

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

Как при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, так и при пользовании информационными ресурсами, люди должны знать, где они находятся, сколько стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны? Чтобы существовал рынок информационных ресурсов, необходимо наличие продуктов и услуг, а также продавцов и покупателей.

Рынок информационных продуктов и услуг – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда, номенклатура продуктов и услуг, условия и механизмы их представления, цены.

Предметом продажи и обмена являются: информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно – технические услуги, информация и прочие виды информационных услуг.

Основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров:

1) информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована;

2) информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемые ею знания перестают быть актуальными;

3) разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации;

4)производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. Это свойство информационного продукта - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.

 

 

Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.

Необходимо также учитывать, что информация - это не обычный товар. Как правило, при купле - продаже информации объектом продажи является не право собственности на информацию, а только право ее использования.

К информационным продуктам и услугам относятся так же и информационные технологии. Они призваны помочь фирмам ускорить процесс управления производством и процесс самого производства. Однако нельзя думать, что информационные технологии решат все управленческие проблемы на предприятие. Тем более что автоматизированные информационные технологии делают хорошие организации луче, но могут слабые организации сделать еще слабее. Таким образом, влияние информационных технологий огромно. Однако они не являются самоцелью.

Информационные продукты и услуги позволяют решить большинство вопросов, способных повлиять на развитие компании:

1) основание и развитие бизнеса — куда выгоднее вложить средства и как

это сделать;

2) положение дел в отрасли;

3) поиск собственного потребителя или подходящего сегмента;

4) поиск региональных и/или зарубежных поставщиков;

5) маркетинговая стратегия завоевания рынка;

6) оценка конкурентной среды (конкурент, его доля рынка, стратегия и т.д.);

7) ценовая ситуация на рынке;

8) планы и действия Правительства страны;

9) оценка эффективности предприятия;

10) пути для дальнейшего развития компании.

Основные источники информации для информационного обслуживания в современном обществе – базы данных. Они синтезируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщики информационных продуктов и услуг:

  1. Центры, где создаются и хранятся БД, а также производится постоянное накопление и редактирование информации.
  2. Центры, распределяющие информацию на основе разных БД.
  3. Службы телекоммуникаций и передачи данных.
  4. Специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования.
  5. Коммерческие фирмы.
  6. Информационные брокеры.

Потребителями могут быть различные юридические и физические лица. Например, об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать из:

1) справочников «Вся компьютерная Москва», «Кто есть будет на компьютерном рынке России», «Информационные технологии Петербурга»;

2) первого тома «Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций»;

3) журнала «Информационные ресурсы России»;

4) сети Интернет

 

История развития рынка информационных услуг

С середины 50-х годов началось формирование устойчивого рынка информационных услуг.

Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.

В начале 60-х годов параллельно с рынком информационных услуг начал формирование рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60-х годов до середины 70-х годов в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали БД, содержащие различные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

В 80-х годах информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

До середины 80-х годов лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. В этот период Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора.

В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США от темпов роста информационных услуг в Японии и других странах, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.

Структура рынка информационных продуктов и услуг

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.

Важнейшими компонентами рынка информационных продуктов и услуг являются:

  1. Техническая и технологическая составляющие современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

В настоящее время в РФ получают распространение современные мировые технические достижения:

а) Глобальная компьютерная сеть Internet, которая позволяет вывести информационные ресурсы РФ на мировой рынок.

б) Технология WWW («всемирная паутина») ведения гипер-текстовой среды.

в) Электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено более 300 тысяч пользователей.

2. Нормативно-правовая составляющая – юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. (Законы «Об информации, информатизации и защите информации»; «Об авторском праве и смежных правах»; «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»; «О правовой охране топологий интегральных схем»).

3. Информационная составляющая – справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4. Организационная составляющая – элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространения информационных продуктов и услуг.

Рассмотренный ниже пример демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

 

Пример. Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:

 

• во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства;

 

• во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) постоянно уменьшается;

 

• в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных спе­циалистов в наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.

 

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия

Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Сектора информационного рынка

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

 

1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей:

 

• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

 

• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

 

• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

 

2-й сектор —информация для специалистов, содержит следующие части:

 

• профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

 

• научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

 

• доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

 

3-й сектор—потребительская информация, состоит из следующих частей:

 

• новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

 

• потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

 

• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор—услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

 

5-й сектор —обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

 

• программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

 

• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

 

• разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

 

• консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

 

• подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

 

Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

 

• непосредственный к хранилищу информации на бумажных

Информационный бизнес

В настоящее время существует сфера бизнеса, посвященная информационным продуктам и услугам, - информационный бизнес.

Информационный бизнес – это производство, торговля, посредничество в области информационных продуктов и услуг.

Функции информационного бизнеса: управление финансами и ведение учета, управление кадрами, материально-техническое снабжение, организация производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консультационное обслуживание, страхование имущества и информации, организация службы информационной безопасности, сервисное обслуживание.

Тенденции развития рынка информационных услуг: изменения в составе покупателей и продавцов, расширение и интеллектуализация продуктов и услуг.

При покупке информационных технологий большинство покупателей руководствуются качественными критериями и интуицией, несмотря на наличие методики количественного анализа.

Классификация сегментов рынка информационных технологий в зависимости от типа потребителей информационных продуктов и услуг:

  1. Потребительский сегмент – передача информации и развлечений для потребления частными лицами.
  2. Сегмент взаимодействия – взаимодействие фирм – разработчиков информационного продукта (создание и эксплуатация сетей для распространения своей продукции, разработка стандартов и т.д.).
  3. Сегмент обеспечения бизнеса – потребление продукции услуг информационных технологий в ходе реализации различных видов условий деятельности: закупки, маркетинг, производство, обслуживание, распространение продукции. Использование информационных технологий носит повторяющийся характер, интенсивное внедрение базируется на количественном анализе «стоимость-эффективность». Срок жизни системы – 8-12 лет.

Интеллектуальная работа – потребление и передача информации среди менеджеров и других специалистов. Жизненный цикл изделий очень короткий.

В рамках, указанных в сегментах рынка, осуществляются действия с помощью элементов информационных технологий, связанных с созданием информационных продуктов и услуг:

  • Транспортировка – организация физического потока информационных продуктов различными средствами.
  • Перенесение с носителя на носитель – перенесение информационного продукта с одного носителя на другой (человек-ЭВМ и т.д.).
  • Хранение – сохранение продукта электронными или традиционными средствами.
  • Обработка – преобразование продукта.

Информация – вид информационного продукта, включающий данные знания, а также программные средства обработки, которые предназначены для познавательных целей.

Развлечение – вид информационного продукта, предназначенный для обеспечения досуга и получения удовольствия.

Поскольку имеет место конвергенция сегментов рынка, то пересечение всех основных элементов информационных технологий дает представление о сферах распространения их основных областей. Это позволяет определить границы спроса потребителей в отдельных областях продукции, прогнозировать рынки информационных технологий.

Тема 2. «Технология производства информационных продуктов»

На создание ИС, приобретение и внедрение их элементов требуются значительные материальные, временные и трудовые ресурсы; затрат ресурсов требует также практическое использование ИС. Однако ИС и ИТ представляют собой мощный ресурс, использование которого в основной деятельности организации должно быть эффективным. В связи с этим необходимы специальные исследования вопросов формирования и использования ИС на всех этапах их жизненного цикла и управления.

Понятие эффективности, предполагающее отношение производственных затрат к соответствующему полезному результату, применительно к сфере обработки информации еще слабо изучены. Не всегда ясно, как и какая информация (данные или знания), выдаваемая ИС, действительно применяется пользователями. Процессы проектирования, создания и внедрения в разных частях ИС обычно идут одновременно, переплетаясь между собой. Когда проект системы в намеченных контурах еще не завершается, основную роль уже начинают играть процессы внедрения, однако тут же возникают и расширяются внутри системы процессы ее модернизации, совершенствования и т.д. Поэтому, не завершив создание, начинают дорабатывать систему, соответственно при этом затягивается процесс внедрения, т.е. ввода в эксплуатацию элементов ИС создается и вводится комплекс средств ее поддержки, сопровождения, обслуживания, испытания, освоения. Таким образом, ИС практически не бывает готова полностью, она всегда пребывает в процессе изменения или реинжиниринга как по технологическим, так и по организационным компонентам. При этом ее основные задачи должны эффективно решаться в каждой фазе ее состояния.

1. Системный подход к задачам информационного менеджмента.

Функции и задачи:

· Формирование технологической среды ИС;

· Развитие ИС и обеспечение ее обслуживания;

· Планирование, учет и контроль в среде ИС;

· Формирование организационной структуры в области информатизации;

· Использование и эксплуатация информационных ресурсов;

· Формирование и осуществление инновационных программ;

· Управление персоналом в сфере информатизации;

· Управление финансами и экономикой сферы информатизации;

· Обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.

 

Необходимо начать с обобщенного описания ИС. Понятия эффективности и успешной работы ИС всегда предполагают определение ее цели. Однако цель для ИС может быть корректно задана или определена только в случае, если определена глобальная или генеральная цель организации в целом (Ц глоб.), на основе которой может быть определена глобальная цель сферы обработки информации (ОИ) Ц глоб. Ои (она включает в свой состав как ИС, так и све круги пользователей, имеющие свою цель – цель ОИп. Глобальная стратегическая цель ИС должна состоять в обеспечении возможно большего ее вклад в цели организации по ее основной деятельности через использование ИТ; в соответствии с этой целью формируется технологическая среда ИС, а ее глобальная цель должна определяться по подразделениям или подсистемам в виде квот или долей. Все эти задачи решает высшее руководство организации.

Внутренняя среда организации представляет собой

Организация = {Цели, Ресурсы}

После чего детализируют описание входящих в нее множеств.

Ресурсы ={Технологическая среда, Технологические процессы, Персонал, ОС, Бюджет},

где

Персонал – работники ИС и прочий производственный персонал организации, имеющий к ней отношение;

ОС – организационная структура ИС;

Бюджет – средства, используемые для обеспечения ее работы.

 

Технологическая среда = {ВС, ПС, КС, ПерС, ИнфС},

где ВС – вычислительные средства,

ПС – программные средства,

КС – коммуникационные средства,

ПерС – периферийные средства,

ИнфС – информационные средства.

Затем выявляются критерии качества и объема выполненных в ИС работ, которые позволяют решать прямые задачи деятельности системы

Условия – Задачи – Технологии – Показатели.

При этом показатели должны иметь максимально возможное значение, а ресурсы – минимально возможное значение.

Одним из наиболее универсальных методов исследования сложных систем, анализа ситуации и управления является системный подход (это упорядоченная совокупность некоторых объектов и связей между ними, рассмотрение которых в совокупности позволяет определить качества, отсутствующие в каждом из объектов в отдельности). При этом предполагается, что объекты (подсистемы) могут иметь самую разнообразную природу (социальную, экономическую, техническую, технологическую и т.д.) Набор параметров, характеризующих систему в данный момент времени, называют состоянием; состояние, рассматриваемое совместно с некоторой его оценкой, называется ситуацией; ситуация, требующая целенаправленного изменения, называется проблемной. Выбор воздействия на ситуацию является принятием решения. Системный подход позволяет свести задачу (или систему) высокой размерности к связанным (соединенным) по определенным правилам более простым задачам (подсистемам или блокам). Этот подход позволяет сохранить постоянство взгляда на объект (ситуацию) при разнообразных переменных, как внешних, так и внутренних.

2. Обоснование архитектуры технологической среды обработки информации.

Эффективное управление деятельностью предполагает возможность использования необходимой для этого информации, а также обеспечение требований к содержанию и форме представления данных. В соответствии с этим управленческая информация должна отвечать следующим требованиям:

· Достоверность;

· Полнота;

· Релевантность (существенность);

· Понятность;

· Полезность (эффект от ее использования должен превышать затраты на ее получение);

· Своевременность;

· Регулярность.

Для обеспечения деятельности формируется организационная структура (ОС) ИАС (информационно-аналитической системы). Их основная деятельность:

· Сбор и формирование исходных данных;

· Расчеты с поставщиками и потребителями;

· Организация хранения данных;

· Формирование справок и отчетов;

· Планирование, анализ показателей деятельности.

В состав информационного обеспечения, накапливаемого и циркулирующего в ИАС, входит любая информация как внешнего, так и внутреннего характера: производственные документы различного характера, всевозможная бухгалтерская документация, документы вышестоящих органов по иерархии управления, информация от смежников разного рола, документы о состоянии рынка и информация правового, нормативного обеспечения (законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции и т.д.).

Критериями оценки ИАС являются:

· Время реакции системы на запросы пользователя (это оперативный доступ к информации вне зависимости от количества работающих пользователей в пределах некоторого заданного их числа;

· Количество одновременно работающих пользователей (система должна иметь возможность повышения производительности за счет масштабирования, т.е. за счет наращивания ресурсов без изменения архитектуры);

· Безопасность обработки данных (информация должна быть надежно защищена от ошибочных действий пользователей и несанкционированного доступа).

 

3. Обоснование варианта создания информационной системы на базе полной стоимости владения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.