Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия вступления на публичную службу

Осуществление карьеры на публичной службе.

 

Доступ к публичной службе в большинстве стран на сегодня подчиняется двум принципам - равенства и достоинств. С одного стороны законодательство декларирует обеспечение равного доступа своих граждан к публичной службе. Например, согласно статье 7 закона Болгарии "О государственном служащем", при приеме на государственную службу не допускается дискриминация, предоставления льгот или установление ограничений, связанных с расовой или национальной принадлежностью, этническим происхождением, полом, социальным происхождением, религиозными и социальными убеждениями, членством в политической партий, участием в профессиональных и других общественных организациях или движениях, личным, общественным или имущественным положением.

С другой стороны, целиком оправданным является стремление руководителей всех уровней публичной администрации привлечь к службе лиц, способных наиболее эффективно выполнять поставленные задачи и функции. Здесь следует заметить, что принцип равного доступа имеет целью, прежде всего, защитить право личности, тогда как отбор по способностями (достоинствам) основывается на интересе службы или администрации вообще.

На фактическое вступление на службу самых достойных влияют и другие факторы. В частности, процент профессионалов объективно увеличивается с ростом экономической привлекательности публичной службы по сравнению с работой в частном секторе. Тем не менее, даже при меньших доходах служащих, публичная служба имеет довольно важные преимущества перед бизнесом или наемной работе в бизнесе (стабильность, особое пенсионное обеспечение), и потому предложение рынка труда всегда достаточно. Другое дело, - каким образом происходит набор на публичную службу самых компетентных лиц.

Условия доступа к публичной службе объективно различаются в разных странах, тем не менее, можно определить целый ряд требований, которые являются общими для большинства стран. Предварительными условиями, в частности, являются:

1) гражданство страны, на службу которой вступает лицо. Из этого правила могут быть исключения:

- в странах Европейского Союза - граждане из других государств Союза имеют доступ к большинству должностей публичной службы; например, согласно параграфу 7 немецкого Федерального закона о чиновниках служащих "назначенный чиновником может быть только тот, кто является немцем на основании статьи 116 Основного закона или имеет гражданство одного из государств-членов Европейского содружества";

- отдельные категории должностей публичной службы, например, преподаватели высших учебных заведений, могут занимать иностранные граждане.

Тем не менее, вообще требование гражданства является довольно жестким в большинстве государств и фактически абсолютно для функционеров.

2) полная дееспособность лица – в частности, такое условие содержится в параграфе 17 закона Чешской Республики "О службе государственных служащих в административных учреждениях и о вознаграждении государственных служащих и других работников административных учреждений".

3) владение государственным языком (языками) - это требование обусловлено характером предстоящей работы публичных служащих, которая заключается в активном использовании и, соответственно, знании государственного языка (языков) для выполнения возложенных задач и функций; знание иностранных языков обычно поощряется, тем не менее, является обязательной предпосылкой для занятия лишь отдельных категорий должностей публичной службы.

4) пребывание в пределах определенного возраста. Законодательство зарубежных стран может закреплять как минимальный возраст вступления на публичную службу, так и максимальный. Общий минимальный возраст в большинстве европейских стран составляет 18 лет, в некоторых странах - 20 лет (Дания), но для занятия многих должностей этот возраст фактически является еще большим. Это обусловлено объективной потребностью завершения образовательной подготовки. В Германии, для занятия постоянных должностей на публичной службе, минимальный возраст значительно выше и составляет 27 лет. Это обусловлено тем что, претендентам (как и во многих других государствах), необходимо пройти подготовительную службу.

Закрепление максимального возраста вступления на публичную службу обусловлено, очевидно, двумя причинами. Во-первых, в странах системы карьеры органы публичной администрации едва ли заинтересованны в приеме на службу на небольшие сроки, ведь отставка публичных служащих по общему правилу наступает в 60 лет. Во-вторых, считается, что, как и в частном секторе, после достижения определенного возраста человек не может выполнять возложенные задачи и функции достаточно эффективно, особенно в условиях постоянных изменений, хотя и этот тезис является спорным. Поэтому законодательство отдельных государств предусматривает максимальный возраст вступления на публичную службу, например, в Австрии - 40, Франции - 45, Бельгии - 50 лет. Тем не менее, во многих государствах, в частности, в Нидерландах, Швеции и Великобритании нет таких возрастных ограничений, хотя и отмечается в соответствующих нормах, что публичный служащий должен быть способен служить на протяжении реального периода до отставки.

5) наличие соответствующего образования, необходимого для занятия той или другой должности. Здесь следует указать, что градации образования для занятия конкретных должностей весьма значительны: для занятия одних должностей достаточно среднего образования, для других необходимо наличие высшего образования со степенью бакалавра или магистра. Направление образовательной подготовки различаются для разных служб, тем не менее, следует заметить, что в Германии большинство чиновников имеют юридическое образование.

6) отсутствие судимости у претендента на занятие государственной должности; в большинстве случаев это требование касается лишь лиц, которые совершили умышленные преступления, т.е., совершение преступления по неосторожности не исключает возможности вступления на публичную службу, хотя, наверное, берется во внимание при проведении конкурсов.

7) физическая (медицинская) пригодность для занятия определенной должности; т.е., речь идет о соответствующем состоянии здоровья претендента, для проверки которого в Бельгии, Швеции и Нидерландах существует специальная медицинская служба.

8) соблюдение военного законодательства - претендент мужского пола должен или уже пройти военную службу или быть освобожден от нее.

9) предыдущий профессиональный опыт является условием вступления на публичную службу в тех странах, где меньшее внимание уделяют уровню образовательной подготовки, в частности, в Швеции, Финляндии и Нидерландах. Это требование применяют в процедурах приема на службу на низших, а в особых случаях и на средних ступенях карьеры.

10) прохождение подготовительной практики или стажировки. Как уже упоминалось, во многих государствах приобрести постоянный статус публичного служащего возможно лишь после службы на протяжении определенного периода. По смыслу это и есть испытательный срок, после окончания, которого лицо может претендовать на постоянную должность. В частности, согласно упоминавшемуся немецкому Федеральному закону о чиновниках, для работы на должностях средней служебной категории требуется подготовительная практика на протяжении одного года, а на должностях повышенной служебной категории - на протяжении трех лет.

Резюмируя, отметим, что соблюдение выше перечисленных условий является лишь предпосылкой вступления на публичную службу, для чего нужно пройти специальную процедуру набора.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системы публичной службы | Процедуры набора на публичную службу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.