Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория материалистической диалектики




Проблему сознания поставил Маркс. Он хотел написать логику, в которой бы излагались ее основные принципы. Над этой проблемой работал Ленин («Философские тетради»). Одна из исходных проблем в изложении теории диалектики по-Ленину – проблема определения единства объективной диалектической логики и теории познания. В решении этой проблемы решение основного вопроса философии. После Ленина теорию материалистической диалектики разрабатывали отечественные философы. При решении проблемы соотношения ее различных частей выделились различные подходы (Кедров, Копнин, Ильенков, Нарский и др.). Ильенков доказывал полное совпадение содержания диалектики логики и теории познания. Нарский считал, что между ними необходимо проводить различия. В результате многочисленных дискуссий появились многотомные коллективные труды по теории диалектики. При ее изложении предлагалось использовать разные принципы:

всеобщей связи; развития; системности; единства исторического и логического и др.

Исходные принципы диалектики можно сократить. Любую систему можно рассматривать изнутри и извне. При рассмотрении изнутри она раскрывается в структурном аспекте, дается ее структурное описание. При рассмотрении извне раскрывается ее функциональный аспект, дается описание ее динамики, функционирования. Впоследствии они дополнены третьей, учитывающей единство структурного и функционального подходов. Используя системный подход к изложению теории диалектики выделены 3 точки зрения рассмотрения ее предмета, т.е. движения:

1. Внутреннюю точ. зрен. – объективную, представляющую аспект организации;

2. Внешнюю точку зрения – субъективную, точка зрения самого субъекта (внешнего наблюдателя), представляющую функциональный аспект движения;

3. Единство объективной и субъективной точек зрения, в котором раскрывается аспект развития различных систем, т.е. их переход от одного уровня организации и функционирования к другому, от одного состояния материальных систем к другому.

Выделенные аспекты движения в этой последовательности осмысливались и в истории философии. Оруджев показал, что в центре внимания античной диалектики - исследование связей и отношений, в Новое время – изучение процессов взаимодействия, а современная теория диалектики изучает процессы развития.

С учетом указанных точек зрения и трех аспектов движения для системного изложения теории диалектики используют 3 основополагающих принципа: материализм; детерминизм; историзм. Теория материалистической диалектики формируется как открытая логическая система, состоящая из исходных принципов, законов, категорий диалектики. Принципы диалектики имеют системообразующее значе-ние, пронизывают ее содержание, положения, определяют направленность и суть.

Принцип – основополагающая идея, определяет начало, руководящие правила. Категории - наиболее общие фундаментальные понятия. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория сущности.

Материализм - требует безусловной объективности в познании явлений; оберегает от субъективного произвола; требует понимать мир таким, каков он есть; пред-лагает исходить из фактов, предостерегает от произвольно сконструирован. систем.

Детерминизм (лат. определять) - философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга. Причина и обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (беспричинной) причины, ни последнего (беспоследственного) следствия. Учение о взаимосвязи и взаимообусловленности различных фрагментов, уровней, форм, свойств универсума. Категории детерминизма: закон, закономерность, взаимосвязь, взаимодействие, причина, следствие, причинно-следственная связь, возможность, действительность, необходимость, случайность, космос и хаос.

По мере накопления знаний о свойствах и связях разделения их на единичные и общие, внешние и внутренние возникает необходимость их объяснения, т.е. выведение из других свойств и связей. Он выражает обусловленность одних материальных образований и свойств другими. Объективная основа принципа - причинная обусловленность явлений. Принцип выражается активностью субъекта познания, т.к. он позволяет переходить от явлений к их сущности, внутренним законам и закономерностям. Диалектич. детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей действ-их в сфере явления.

Диалектический анализ динамического материального объекта заключается в выделении в нем аспектов потенциального и актуального бытия.

Действительность - конкретное бытие объекта в настоящее время, пространственно локализованного, в данных условиях, с данными свойствами. Отражает всё содержание объекта, его внутренних и внешних связей. Признаки действительности: реальность (актуальность), историчность (связь с прошлым и будущим состоянием).

Возможность - будущее объекта в настоящем, тенденции, направления изменения объекта. Действительность всегда содержит в себе множество возможностей, но их набор ограничен свойствами и законами объекта. Мера возможности называется вероятностью. Реальная возможность может реализоваться в будущем, превратиться в действительность на основе существующих условий. Абстрактная возможность – не реализуемая на основе существующих условий, но допускаемая свойствами и законами объекта. Эта возможность характеризует отсутствие препятствий для становления объекта, но для ее осуществления нет необходимых условий.

Необходимость – это то, что закономерно вытекает из существенных свойств объекта, что неизбежно должно произойти именно так, а не иначе; это реализация единственной возможности, имеющейся у объекта в определенных условиях.

Случайность – реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся у объекта; это то, что может произойти, а может и не произойти. Необходимость и случайность - различные способы превращения возможности в действительность.

Историзм отражает развитие различных систем в плане их направленности во времени; открываются перспективы в их будущем. Он требует понимать как возникло явление, какие этапы проходило в своем развитии и с этой точки зрения смотреть чем оно стало теперь и чем может стать в будущем.

Закон – существенная необходимая повторяющаяся, устойчивая внутренняя связь между явлениями. В теории материалистической диалектики 3 закона:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.